egor_23

Categories:

Методика принятия Конституций...

Про принятие Конституции РФ 1993 (проект) я писал много... опущу.

3 мая 1977 года в составе 75 депутатов Верховного Совета СССР (Председатель - Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев) были положены материалы XXV съезда КПСС.

Проект Конституции дважды обсуждался на Пленумах партии (майском 1977 г. и октябрьском 1977 г.). 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. На Пленуме с докладом «О проекте Конституции СССР» выступил Л.И.Брежнев. Он поставил первый вопрос: «Почему понадобилось создавать новую Конституцию?». «Крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни». Л.И. Брежнев отметил изменения в социальном облике общества, отмечая, что 2/3 населения составляет рабочий класс, психологию крестьянина на социалистической основе, народность интеллигенции. «Прочнее стал нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции». Брежнев отметил, что советский народ решает «новые задачи: создание материально-технической базы коммунизма, постепенного преобразования социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитание людей в духе коммунистической сознательности». Брежнев отметил преемственность конституционного законодательства. «Мы хотим, чтобы граждане СССР хорошо знали свои права и свободы, пути и методы их осуществления, чтобы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма».

 27 мая Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о проекте Конституции СССР и принял Указ: одобрить проект Конституции, вынести его на всенародное обсуждение; опубликовать проект 4 июня 1977 г. во всех центральных, республиканских, краевых, областных газетах;  для рассмотрения проекта созвать в октябре 1977 внеочередную сессию Верховного Совета СССР. «Политбюро считает, что проект новой Конституции должен быть вынесен на всенародное обсуждение». Всенародное обсуждение проекта началось 5 июня 1977 г. и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным в нем приняло участие свыше 140 млн.человек, то есть более 4,5 % взрослого населения. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся. Состоялось более 450 тысяч открытых партийных собраний. Всего поступило около 400 тысяч предложений о поправках к отдельным статьям.

 Предложения граждан по вопросам государственного строительства с одной стороны, отражали сложившуюся в стране ситуацию, ориентировали разработчиков на ее закрепление, с другой стороны – содержали элементы традиционной либерально-демократической политической модели, основанной на разделении властей, общественном контроле над ними, реальном соблюдении гражданских прав и свобод, демократической системе выборов. «Всенародное обсуждение дало возможность заметно улучшить проект Конституции, внести в него ряд полезных дополнений уточнений и поправок». 27 сентября 1977 г. состоялось заседание Конституционной комиссии, на которой были подведены итоги всенародного обсуждения. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным - в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками. « Конституционная Комиссия рекомендует Верховному Совету принять…около 150 поправок и уточнений по тексту Конституции». На Президиуме Верховного Совета СССР 30 сентября 1977 проект был одобрен.

Пленум ЦК КПСС от 3 октября 1977 г. обсудил вопрос о проекте Конституции СССР и принял соответствующее постановление: одобрить доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Конституционной комиссии Л.И.Брежнева «О проекте Конституции (Основного Закона) СССР и итогах его всенародного обсуждения»; в основном одобрить представленный Конституционной Комиссией проект Конституции СССР и внести его на рассмотрение внеочередной 7 сессии Верховного Совета СССР девятого созыва; поручить Брежневу выступить с докладом о проекте Конституции на сессии Верховного Совета СССР; партийным органам, министерствам, комсомольским и иным организациям рассмотреть предложения по обсуждению Конституции и принять необходимые меры к их практической реализации.

Внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР открылась в Москве 4 октября 1977. Верховный Совет СССР образовал Редакционную комиссию по подготовке окончательного проекта Конституции. С докладом о проекте Конституции и итогах его всенародного обсуждения выступил Л.И.Брежнев. В обсуждении выступили 92 депутата ВС. Изменения коснулись 118 статей. Всего в проект внесено 323 коррективы, если считать и редакционные поправки.

7 октября 1977 г. состоялось голосование по проекту Конституции СССР. Оно было проведено в следующем порядке: голосование по преамбуле, затем по каждому разделу в отдельности и в заключение по проекту Конституции в целом. Депутаты Совета Союза и Совета Национальностей голосовали раздельно.   Председатель Президиума Верховного Совета СССР — Л. И. Брежнев. Заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР: М. А. Яснов (от РСФСР), А. Ф. Ватченко (от УССР), И. Е. Поляков (от БССР), Н. М. Матчанов (от Узбекской ССР), С. Б. Ниязбеков (от Казахской ССР), П. Г. Гилашвили (от Грузинской ССР), К. А. Халилов (от Азербайджанской ССР), А. С. Баркаускас (от Литовской ССР), К. Ф. Ильяшенко (от Молдавской ССР), П. Я. Страутманис (от Латвийской ССР), Т. Кулатов (от Киргизской ССР), М. Холов (от Таджикской ССР), А.-М. Клычев (от Туркменской ССР), А. П. Вадер (от Эстонской ССР). Секретарь Президиума Верховного Совета СССР — М. П. Георгадзе. Члены Президиума Верховного Совета СССР — И. И. Артоболевский, Р. Г. Гамзатов, А. В. Гиталов, В. В. Гришин, Н. А. Злобин, В. И. Конотоп, Д. А. Кунаев, П. М. Машеров, В. В. Николаева-Терешкова, Н. А. Новоселова, З. П. Пухова, Ш. Р. Рашидов, Г. В. Романов, Г. Н. Смирнов, Ф. А. Табеев, Л. Г. Тынель, С. С. Цецегов, М. З. Шакиров, В. В. Щербицкий. Председатель Совета Союза — А. П. Шитиков. Председатель Совета Национальностей — В. П. Рубен.

Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года

К слову. Подготовка материалов  и работа над новой Конституцией началась в середине января 1962 года, когда была сформирована рабочая группа из 22 ведущих ученых страны под руководством секретаря ЦК КПСС Л.Ф.Ильичева. Впервые о необходимости принятия новой Конституции было сказано на XXII съезде КПСС. Верховный Совет СССР  решил «образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР». Постановлением Верховного Совета СССР от 25 апреля 1962 года был утвержден состав Конституционной комиссии в составе 94 человек во главе с Н.С.Хрущевым. Комиссия провела 2 пленарных заседания – 15 июня 1962 г. и 16 июля 1964 г. Первое пленарное заседание продолжалось 30 минут. Н.С.Хрущев назвал срок завершения работы - конец 1962-начало 1963 гг. «Новая Конституция должна дать гарантии строго соблюдения законности…стать документом международного значения». С приходом на руководящие посты Л.И.Брежнева, он стал Председателем Конституционной комиссии (Постановление Верховного Совета СССР от 11 декабря 1964). В период между двумя этими датами и был разработан проект новой Конституции. Для разработки проекта в составе Конституционной комиссии было создано 9 подкомиссий: 1) по общеполитическим и теоретическим вопросам Конституции (Председатель- Н.С.Хрущев); 2) по вопросам общественного и государственного устройства (Н.В.Подгорный); 3) по вопросам государственного управления деятельности Советов и общественных организаций (Л.И.Брежнев);4) по экономическим вопросам и управлению народным хозяйством (А.Н.Косыгин); 5) по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства (А.И.Микоян); 6) по вопросам науки и культуры, народного образования и здравоохранения (М.А.Суслов);7) по вопросам народного контроля и социалистического правопорядка (Н.М.Шверник); 8) по вопросам внешней политики и международных отношений (Б.Н.Пономарев); 9) редакционная комиссия (Л.Ф.Ильичев).

Свои предложения об экономической системе советского общества предложила подкомиссия А.Н.Косыгина. Она предлагала исключить из действующей Конституции положения, о том, что «лица, покушающиеся на социалистическую собственность,- враги народа». Был расширен круг объектов государственной собственности: земля, недра, воды, леса, природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи. Наряду со статьями о государственной и кооперативной собственности, вводилась личная собственность граждан и мелкое частное хозяйство.  Ст.31 называла объекты личной собственности: трудовые доходы и сбережения; жилые дома и подсобное хозяйство предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления. Ст.32 рассматривала право колхозного двора на общую совместную собственность: жилой дом, подсобное хозяйство на приусадебном участке, продуктивный скот, птицу, мелкий хозяйственный инвентарь. Ст.43 закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, возрастание ее роли по мере строительства коммунизма. Ст.4 закрепляла монополию коммунистической идеологии. В статье 24 отмечалась перспектива постепенного слияния всех форм социалистической собственности в единую коммунистическую собственность.

 Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании Конституционной комиссии 16 июля 1964 г. Он состоял из 8 разделов, 32 глав:

1.Общественный и государственный строй.  2.Личность, общество и государство. 3.Народовластие в СССР.4.Органы государственной власти СССР. 5.Союзная республика. 6.Охрана социалистической законности и правопорядка. 7.Цели и принципы внешней политики СССР. 8.Заключительные положения. 

РАНЕЕ (1936)  вечером 11 июля, на другой день после окончания пленума ЦК партии, редакция «последних известий по радио» организовала передачу, посвященную проекту новой Конституции. С 12 июля в московских типографиях началось издание проекта на двухсот языках народов СССР как в газетах, так и отдельными брошюрами. В целях обеспечения всех населенных пунктов текстами проекта новой Конституции он был опубликован всеми краевыми и районными печатными органами в количестве 765 тыс. экземпляров только в Сибири. На 15 августа на территории ЗСК находилось 1 323 733 экземпляров нового закона или один на пять жителей края.

Непосредственное руководство процессом обсуждения возлагалось на Западно-Сибирский крайисполком. 14 августа председатель Президиума ЦИК СССР М.И. Калинин направил телеграмму всем председателям ЦИК союзных и автономных республик, краевых и областных исполкомов, в которой писал, что многие Советы, исполкомы плохо помогают, не содействуют всенародному обсуждению, не обеспечивают изучение проекта национальными меньшинствами на родном языке. 

Для организации обсуждения Основного закона и проведения пленумов сельсоветов краевыми и районными органами выделялись агитаторы, входившие в группы краевого партактива, на которых легла основная организационная работа. Формированием бригад из числа местных активистов и депутатских групп занимались председатели сельсоветов. Агитаторы обеспечивались необходимым для их работы иллюстративным материалом: схемами государственного устройства СССР, диаграммами роста благосостояния трудящихся и уровня нищеты в капиталистических странах, таблицей основных этапов развития СССР, расшифровкой задач коллективизации и индустриализации.

Основным этапом всенародного обсуждения проекта Конституции было его обсуждение на общих собраниях граждан. При подготовке к ним большое внимание уделялось элементам внешней агитации. На домах крестьян развешивались плакаты с лозунгами на национальных языках. Обязательным требованием к колхозному руководству было вывешивание газет как русскоязычных («Правда», «Советская Сибирь»), так и на национальных языках («Rote Fahne»). Параллельно с подготовкой общих собраний шла работа по организации колхозных кружков для ознакомления крестьян с текстом проекта. Обсуждение законопроекта на общих собраниях проходило в большинстве колхозов в форме ознакомления крестьян с его текстом и решением VII Всесоюзного съезда Советов. Проведению собраний предшествовали «читки» проекта на квартирах колхозников.

Документ рассматривался также на собраниях бригад, которые, как и общие собрания, создавали комиссии из членов артели для сбора предложений и поправок. В отчетах агитаторов, проводивших собрания, содержится большой список поправок к проекту Конституции. Колхозники считали  необходимым приравнять свое положение к статусу рабочих, то есть предусмотреть регулярный отпуск, один выходной день в неделю, право на отдых в санатории. 

Письма, посланные вождям государства, содержат много критических замечаний в адрес законопроекта. Они вызваны протестом авторов против «отступления революции», увиденного в законопроекте новой Конституции. Неправильным, по мнению авторов, являлось введение равноправия всех граждан, так как «многие из них - классовые враги». Предательством идей социализма они считали нормативное закрепление личного приусадебного хозяйства крестьян, которое «есть возвращение к капитализму». Заканчивались такие письма восхвалением имени И.В. Сталина и надеждой, что «дело Ленина будет жить».

стория не знала другого подобного примера всенародного обсуждения проекта Основного закона страны. В 1936 г. в исследуемом процессе приняли участие все граждане СССР. Они имели возможность вносить поправки к любым статьям и положениям законопроекта. Приводимые в исследованиях советского периода данные о количестве лиц, принявших участие в обсуждении законопроекта, о числе внесенных поправок, различаются. Большинство исследователей сходятся на том, что в этой кампании приняло участие не менее 75 млн. человек, или около 80 % взрослого населения страны. .Б. Берхин констатирует, что на 21 ноября 1936 г. проект Конституции был обсужден на 164893 пленумах Советов и исполкомов, заседаниях секций и депутатских групп, на которых присутствовало 3471864 человека, внесено 40619 предложений об изменениях в проекте Конституции. На предприятиях, в колхозах и учреждениях проведено 458441 собрание, на них присутствовало 38904136 человек, внесено 83571 предложение. Число предложений, поступивших в индивидуальном порядке, составило 21817. Всего внесено 169739 предложений с изменениями и дополнениями в проект Конституции. Анализируя эти данные, необходимо принимать во внимание, то что критерием оценки качества проведения процедуры обсуждения проекта Конституции 1936 г. являлось число внесенных поправок и количество проведенных собраний. Концепция истории конституционализма в СССР не включала оценку качества проведенных мероприятий, реализации в Основном законе социальных ожиданий народа.

25 ноября 1936 г. в Москве открылся VIII Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов. На съезде присутствовало 2016 делегатов с правом решающего голоса, из них 40 % составляли крестьяне. На первом заседании делегаты одобрили доклад И.В. Сталина, сделанный им по поручению Конституционной комиссии. В прениях по докладу выступило 65 делегатов.

В своем докладе И.В. Сталин, давая анализ внесенных поправок, разделил их на три категории. Первую категорию составляли 75-80 % всех поправок и дополнений. Они касались не проекта Конституции, а текущего законодательства. Ко второй категории относились 15-18 % поправок. Их авторы предлагали внести в законопроект ряд исторических справок и декларативных положений. Эти предложения также не касались непосредственно проекта. К третьей категории относились 8-10 % поправок и дополнений по существу проекта. Значительная часть последних носила редакционный характер и была передана в Редакционную комиссию для учета при окончательном редактировании текста законопроекта.

Около недели ушло у 220 членов Редакционной комиссии на постатейное обсуждение внесенных поправок и дополнений. Редакционная комиссия в ходе своей работы внесла дополнения и изменения в 38 статей проекта Конституции. Большинство поправок носили редакционный характер и не были связаны с поправками, внесенными рядовыми гражданами. Однако в ряд статей были внесены важные дополнения, имеющие принципиальное значение.

Наиболее существенные дополнения касались глав, регулирующих вопросы государственного устройства. В статье 14 была внесена поправка об увеличении объема исключительных полномочий СССР по отношению к субъектам федерации: союзное руководство получило право утверждать образование новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик. Уменьшение объема полномочий региональных органов могло быть следствием как усиливающейся централизации государственной власти, так и результатом недовольства руководства страны качеством проведенной региональными органами процедуры обсуждения.

Принципиальным изменениям подвергся текст статьи 35, в которой шла речь о формировании верхней палаты советского представительного органа -Совета Национальностей. По законопроекту, предложенному для обсуждения, она, как и верхние палаты парламентов многих западных стран, формировались за счет представителей, выделяемых парламентами субъектов федерации - Верховными Советами союзных и автономных республик и Советами депутатов трудящихся автономных областей: от каждой союзной и автономной республики - по 10 и 5 соответственно и от автономных областей - по 2 представителя. В соответствии с окончательной редакцией законопроекта депутаты избирались на основе прямых выборов при тайном голосовании. В статью 34 было внесено так же дополнение, декларирующее, что выборы Совета Союза проводятся по избирательным округам. Редакционная комиссия сократила число членов Президиума Верховного совета с 34 до 24 (ст. 48). Был увеличен уровень ответственности исполнительной власти, представляемой Советом Народных Комиссаров, перед законодательной - Верховным Советом. Статья 65 законопроекта определила, что СНК ответственен перед Верховным Советом и ему подотчетен. Принятая Конституция уточняла: в межсессионный период СНК ответственен перед Президиумом Верховного Совета. Аналогичное уточнение было введено для органов государственной власти союзных республик.

В проекте функции союзного и республиканских СНК прописывались расплывчатым термином «ведают». В окончательной редакции он был более четким - «руководят и управляют», что соответствовало классическим полномочиям исполнительной власти (ст. 76).

Были внесены дополнения к статье 40, предусматривающие публикацию законов, принятых Верховным Советом СССР, на языках союзных республики к статье 48 об избрании вместо 4 (по проекту) 11 заместителей председателя Президиума Верховного Совета СССР (по числу союзных республик).

Ряд важных дополнений и уточнений был внесен в статью 49, которая определяла функции Президиума Верховного Совета СССР. Пункт «б» проекта Конституции гласил, что Президиум Верховного Совета издает указы только в целях истолкования действующих законов. В окончательной редакции этого пункта издание указов не обязательно связывалось с действующими законами. Из пункта «к» следовало, что Президиум Верховного Совета СССР в период между сессиями парламента объявляет состояние войны «в случае военного нападения на СССР». В окончательной редакции этого пункта предусмотрено объявление войны также и в случае «необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии». Реакцией законодателей на изменение международной обстановки являлось и увеличение числа союзных народных комиссариатов за счет комиссариата оборонной промышленности.

В статье 68 - об основных функциях СНК - добавлен был пункт «н»: «Образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства». В статье 99 было включено дополнение об избрании исполнительных комитетов в сельских Советах.

Изменения коснулись и статей, регулирующих основы судебной системы. В окончательную редакцию Основного закона были внесены нормы, вводящие новую судебную инстанцию - окружные суды и увеличивающие функции Президиума Верховного Суда (ст. 83, 49). Соответственно прокурор союзной республики стал назначать, кроме районных, городских и окружных прокуроров (ст. 116).

В окончательной редакции подчеркивалось, что избирательное право в СССР не может быть ограничено расовой и национальной принадлежностью, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью, социальным происхождением и прошлой деятельностью.

Изменения коснулись и основ гражданского права. Законодатель уточнял, что колхозники, кроме дохода от находящегося у них в личной собственности подсобного хозяйства, продуктивного скота, птицы, имеют доходы от общественного колхозного хозяйства (ст. 7). 

4 декабря Редакционная комиссия закончила свою работу. В этот же день Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел окончательный проект Конституции и постановил утвердить его с поправками, внесенными на заседании Пленума. 5 декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного VIII Всесоюзного Съезда Советов. Вначале постатейно, а затем и в целом Съезд утвердил окончательный текст новой Конституции СССР. 

Этот день был объявлен всенародным праздником. Вслед за принятием Конституции началась новая кампания по ее «массовому разъяснению» и подготовке выборов в новые органы власти. 

Анализ содержания процесса обсуждения проекта Основного закона, позволяет говорить о существовании в советской правовой системе основ современного института референдума. 

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.