Интервенты в Советской России (Заключение)
Интервенты в Советской России (Часть пятая)

"Мирные переговоры Советской России 1917-18 гг., ч.1 и ч.2"
Помимо крупных стран, не отстала от лидеров интервенции и Финляндия, в течение нескольких лет пытавшаяся захватить Карелию (карелы и вепсы проживали в западных уездах Олонецкой губернии - Повенецком, Олонецком, Петрозаводском и Лодейнопольском, а также в Кемском уезде Архангельской губернии), Кольский полуостров (коренным населением которого были саамы, массовое переселение русского населения произошло при строительстве железной дороги и основании портового Мурманска, административно - Александровский уезд Архангельской губернии) и часть Петроградской губернии на Карельском перешейке.
Несмотря на то, что Советское правительство уже в конце 1917 г. признало независимость Финляндии во главе с буржуазным правительством (образование которого, в свою очередь, стало возможным только благодаря вмешательству Временного правительства России, летом 1917 г. распустившего сейм с большинством у социал-демократов и назначившего досрочные выборы), а после начала гражданской войны в Финляндии оказало красным весьма ограниченную помощь, уже в 1918 г. белофинны потребовали в качестве "возмещения убытков от участия России в войне") Восточную Карелию (т.е. территорию современной Карелии в составе России, в отличие от Западной Карелии, региона в составе Финляндии) и Кольский полуостров.
15 мая 1918 г., после победы белофиннов в гражданской войне в своей стране, их правительство объявило войну РСФСР. Однако в этом году их планам не суждено было сбыться - тогда как финское правительство ориентировалось на Германию, интервенция которой сыграла немалую роль в победе белых, на Кольский полуостров высадились и войска Антанты, с которыми до лета 1918 г. сотрудничали местные органы Советской власти, а до 1919 г. - отступившие на российскую территорию красные финны (впоследствии ориентированная на Антанту часть СДПФ сохранит название партии, быстро вернувшей легальность, тогда как более радикальная часть социал-демократов создаст Коммунистическую партию Финляндии).
Это привело к тому, что во избежание сближения РСФСР с Антантой Германия одернула своих финских союзников, прекративших наступление и начавших мирные переговоры с РСФСР, хотя к подписанию договора они так и не привели. Сама же Германия в августе 1918 г. гарантировала ненападение Финляндии на РСФСР в случае удаление войск Антанты с Севера России - согласия самой Финляндии немецкие дипломаты не спросили.
После поражения Германии и замены прогерманского Свинхувуда на посту фактического главы государства (регента Королевства Финляндия - республикой она была провозглашена позже)на проантантовского Маннергейма руки у белофиннов оказались развязаны.
Еще до перемирия между Антантой и Германией, пользуясь безнадежным положением Германии, белофинны в октябре 1918 г. захватили Ребольскую волость Повенецкого уезда Олонецкой губернии, в январе 1919 г. - Поросозерскую волость того же уезда, а в ходе наступления в апреле 1919 г. захватили Олонец и пытались захватить губернский центр Петрозаводск.
Однако в июле 1919 г. белофинские войска были выбиты с юга Карелии в ходе Видлицкой операции и оставались лишь севернее, на захваченных в самом начале интервенции территориях - Ребольской и Поросозерской волостях. В апреле-мае 1920 г. произошла также быстро подавленная попытка профински настроенных кулаков создать "Северокарельское государство" с центром в селе Ухта, ныне пгт Калевала. Кроме того, после кулацкого мятежа и финской интервенции в населенном финнами селе Кирьясало на севере Петроградского уезда, у границы с Финляндией, в 1919-1920 г. существовала так называемая Республика Северная Ингрия.
В октябре 1920 г. между РСФСР и Финляндией был заключен мирный договор - от захваченных территорий Финляндия отказалась в обмен на Печенгский район на западе Кольского полуострова (таким образом, приобретя выход к Северному Ледовитому океану). Выход финских войск из двух захваченных волостей состоялся в марте 1921 г.
Однако это оказался еще не конец - финские "добровольцы" при фактической поддержке своего правительства, но без его официального участия организовали в октябре 1921 г. новую авантюру (Вторая советско-финская война), вновь вторгнувшись в Карелию при поддержке местных кулаков. Несмотря на первоначальные успехи (захват тех же Ребол, Ухты и т.д.), к февралю 1922 г.силы белогвардейцев были разгромлены (в их разгроме принимал участие и красный финский отряд Тойво Антикайнена).
Вторая советско-финская война завершилась 21 марта 1922 г. подписанием в Москве Соглашения между правительствами РСФСР и Финляндии о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы.

Еще более опасным по сравнению с белой Финляндией противником Советской России оказалось еще одно государство, образовавшееся на развалинах Российской империи - Польша, в которой националистическое правительство под руководством Юзефа Пилсудского (ранее члена правого крыла - "революционной фракции" - Польской социалистической партии) было создано уже 11 ноября 1918 г. Притязания Пилсудского и его сторонников на "границы 1772 года" означали на практике войну с соседними с Польшей государствами за пределами польских этнических территорий - Речь Посполитая до первого раздела включала территории современных Литвы, Беларуси, Правобережной Украины за вычетом Киева, части Латвии; помимо территорий, входивших в состав Российской империи, Польша претендовала и на земли бывшей Австро-Венгрии не только с польским (Западная Галиция с центром в Кракове), но и с украинским населением (Восточная Галиция, в которой крупнейшим городом был преимущественно польский Львов, однако за счет сельского населения украинцы составляли большинство).
В ходе похода Красной Армии после Ноябрьской революции и ухода Германских войск были освобождены Беларусь и часть Литвы, в феврале 1919 г. создана Литовско-Белорусская ССР, контролировавшая как белорусские земли, так и восток Литвы с преимущественно польским населением.
Выступившая против Литбела Польша вынуждена была стать союзником литовских буржуазных националистов из Литовской Тарибы и таким образом отказаться от планов захватить всю Литву - зато в апреле 1919 г. белополяки заняли Вильну, а также Новогрудок, Барановичи и Лиду.
В июле 1919 г. польская армия взяла Молодечно и Слуцк, а в августе - Минск и Бобруйск. После этого боевые действия на несколько месяцев практически прекратились и стороны пытались провести неудачные переговоры. После прекращения существования Литбела восточная часть современной Беларуси с Гомелем, Могилевом и Витебском вошла в состав РСФСР, вернувшись туда позже восстановления БССР (в 1924-26 гг.).
Тем временем развивалась польская экспансия и в Галиции - контроль над Львовом был завоеван поляками при поддержке большинства городского населения уже в ноябре 1918 г., а впоследствии к июлю 1919 г. Польша смогла захватить всю территорию провозглашенной на украинских землях Австро-Венгрии Западно-Украинской Народной Республики, объединение которой с УНР 22 января 1919 г. осталось лишь формальностью.
В то же время, власти УНР терпели поражение за поражением как от красных, вошедших в Киев уже в феврале 1919 г., так и от русских белогвардейцев, выбивших их из Киева после совместного захвата в конце августа 1919 г.
Таким образом, власти УНР оказались заинтересованы в союзнике против красных и белогвардейцев, тогда как воевавшие в составе сил УНР галичане (Украинская галицкая армия, УГА) были заинтересованы в том, чтобы получить антипольских союзников. В ноябре 1919 г. УГА перешла на сторону ВСЮР, а после ее поражения в феврале 1920 г. - на сторону красных, тогда как Петлюра, потерпев поражение, бежал в Польшу, где в апреле 1920 г. заключил соглашение, отдававшее Польше уже не только Галичину, но и Волынь. Еще надеявшаяся на победу белых Антанта в конце 1919 г. предложила в качестве восточной границы Польши знаменитую "линию Керзона" (с которой примерно совпадает современная граница Польши с Украиной и Беларусью) на основе этнографических границ польских территорий. Сама Польша эту линию не соглашалась признать до июля 1920 г., пика своих военных неудач.
В январе 1920 г. польские войска захватили Двинск (ныне Даугавпилс) с остатками территории, контролировавшимися латвийскими красными, передав его буржуазной Латвии.
В марте 1920 г. был захвачен Мозырь, а в апреле осуществлено наступление на Киев, в ходе которого он 7 мая был захвачен и официально передан петлюровцам, власть которых, однако, была номинальной.
Уже в июне 1920 г. белополяки были выбиты из Киева, а в ходе дальнейшего наступления РККА смогла вступить на территорию как Польши, так и Галиции, где были образованы местные временные правительства - Польревком (в Белостоке) во главе с Юлианом Мархлевским и Галревком
(в Тернополе) во главе с Владимиром Затонским. Польша согласилась признать линию Керзона и запросила помощи у Антанты, после чего Керзон безуспешно потребовал от РСФСР прекратить наступление.
В августе 1920 г красные были уже под Варшавой и Львовом, однако надежды на поддержку польских рабочих не оправдались, а польская армия перешла в контрнаступление, закончившееся не только катастрофическим поражением советских войск, но и дальнейшим отступлением, потерей Минска в октябре 1918 г. и Рижским миром в марте 1921 г., по которому Минск возвращался БССР, но огромные территории с белорусским и украинским населением отошли Польше. Также в октябре 1920 г. якобы вышедшие из подчинения Польше части генерала Желиговского заняли Виленщину, провозгласив там "Срединную Литву" (с 1922 г. - в составе Польши), что привело к разрыву отношений между Польшей и Литвой.
Дискриминационная политика Польши против восточнославянского и еврейского населения послужила в будущем причиной для многих политических конфликтов, и именно захваченные в тот период территории были возвращены УССР и БССР в сентябре 1939 г. (вопрос о Вильнюсе является более спорным ввиду действительной незначительности литовского населения края до 1939 г.).
С учетом того, что во многом именно польский шовинизм породил рост крайнего украинского национализма на Западной Украине, а внешняя политика Польши ввиду территориальных разногласий с Чехословакией и СССР была крайне деструктивной и прогитлеровской с момента прихода нацистов к власти до начала 1939 г., когда следующей жертвой нацисты наметили саму Польшу - места о "границах 1772 года" безусловно стоила много самому польскому народу.