egor_23

Categories:

СТАЛИН (седьмая часть)

СТАЛИН (шестая часть)

Находясь заграницей, И.В. Сталин закончил свою знаменитую работу «Марксизм и национальный вопрос».

Этот труд товарища Сталина сыграл исключительную роль в истории большевистской партии, являясь крупным достижением в развитии марксистской мысли.

«В довершение ко всему меньшевики оказались банкротами в области национального вопроса, — записано в „Кратком курсе истории ВКП(б)“. — Революционное движение на окраинах России требовало ясной программы по национальному вопросу. Но у меньшевиков не оказалось никакой программы, если не считать „культурную автономию“ Бунда, которая никого не могла удовлетворись. Только у большевиков оказалась марксистская программа по национальному вопросу, изложенная в статье товарища Сталина „Марксизм и национальный вопрос“ и в статьях Ленина „О праве наций на самоопределение“ и „Критические заметки по национальному вопросу“».

В работе «Марксизм и национальный вопрос» товарищ Сталин обосновывает пролетарско-социалистическое мировоззрение, программу и интернациональный подход и метод в разрешении национального вопроса.

Характеризуя историческую обстановку после поражения первой русской революции, когда со всей остротой встала задача разработки национального вопроса, как составной части марксистско-ленинской теории социалистической революции, товарищ Сталин писал:

«Период контрреволюции в России принес не только „гром и молнию“, но и разочарование в движении, неверие в общие силы. Верили в „светлое будущее“, — и люди боролись вместе, независимо от национальности: общие вопросы прежде всего. Закралось в душу сомнение,— и люди начали расходиться по национальным квартирам: пусть каждый рассчитывает только на себя! „Национальная проблема“ прежде всего поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый ряд репрессий со стороны „власть имущих“, мстящих окраинам за их „свободолюбие“, — вызвали ответную волну национализма снизу, переходящего порой в грубый шовинизм.
Волна национализма все сильнее надвигалась, грозя захватить рабочие массы. И чем больше шло на убыль освободительное: движение, тем пышнее распускались цветы национализма».

Среди украинцев, грузин, армян распространялись буржуазно-националистические взгляды, среди евреев пропагандировалась реакционно-националистическая идеология сионистов, поставивших перед собой задачу создать в Палестине буржуазно-националистическое государство. Среди татар распространялись идеи панисламизма, религиозное движение реакционных элементов и т. д. Надо было противопоставить реакционной националистической идеологии и политике революционную программу в национальном вопросе.

В этот трудный момент на революционную социал-демократию выпала высокая миссия — дать отпор буржуазному национализму и обосновать программу революционного марксизма в национальном вопросе. Этому служила наряду с ленинскими статьями («Критические заметки по национальному вопросу» и другие) программная работа И.В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос».

Товарищ Сталин в своей работе дал научное определение нации.

«Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

В строгом соответствии с марксистской наукой Сталин рассматривает появление наций, национальных государств и национального гнета в конкретно-исторических условиях.

«Процесс ликвидации феодализма и развития капитализма является в то же время процессом складывания людей в нации. Так происходит дело, например, в Западной Европе. Англичане, французы, германцы, итальянцы и прочие сложились в нации при победоносном шествии торжествующего над феодальной раздробленностью капитализма. Но образование наций означало там вместе с тем превращение их в самостоятельные национальные государства».
В период краха феодализма и победы капитализма национальные движения впервые становятся массовыми, так как буржуазии удается вовлечь в них также и трудящиеся массы, в первую очередь крестьянство.

Образование национальных государств в Западной Европе не сопровождалось национальным гнетом, поскольку внутри этих государств не было сколько-нибудь заметных национальных групп.

Иначе обстояло дело на востоке Европы — в России, Австро-Венгрии. Необходимость обороны от нашествия монгол, турок и других азиатских кочевников привела к созданию централизованных государств раньше, чем сложились нации, и поэтому там возникли смешанные многонациональные государства, возглавлявшиеся господствующим классом наиболее сильной и развитой нации. Эти государства стали родиной национального гнета. Возникла национальная борьба, возник национальный вопрос. Развитие капиталистических отношений внутри многонационального государства взбудораживает народности, усиливается борьба за образование «своего» национального рынка, за создание «своего» национального государства.

«Но проснувшиеся к самостоятельной жизни оттесненные нации, — писал товарищ Сталин, — уже не складываются в независимые национальные государства: они встречают на своем пути сильнейшее сопротивление со стороны руководящих слоев командующих наций, давно уже ставших во главе государства. Опоздали. Так складываются в нации чехи, поляки и т. д. В Австрии: хорваты и пр. В Венгрии: латыши, литовцы, украинцы, грузины, армяне и пр. Так складывались обстоятельства, толкавшие молодые нации востока Европы на борьбу».

Господствующие нации, командующие классы, стоящие во главе многонационального государства, в борьбе с молодой буржуазией угнетенных наций не только стремятся задушить их экономически, но также прибегают к методам борьбы внеэкономического характера, к ограничительным мерам против своего конкурента, т. е. против буржуазии угнетаемой нации. Эти ограничительные меры переходят в репрессии. Таким образом, борьба из чисто экономической сферы переходит в политическую сферу. Репрессии «власть имущих» сыплются на голову «конкурента».

Эти репрессии затрагивают не только интересы буржуазии угнетенной нации. Они отражаются также на положении трудящихся масс и вызывают с их стороны недовольство против правящих классов господствующей нации.

Буржуазные и мелкобуржуазные партии угнетенной нации, используя общее недовольство народных масс национальным гнетом, вовлекают их в борьбу против угнетателей под лозунгами национального освобождения и создания своего национального государства.

В книге «Марксизм и национальный вопрос» товарищ Сталин, характеризуя весь этот процесс национального движения, пишет:

«Стесненная со всех сторон буржуазия угнетенной нации, естественно приходит в движение. Она апеллирует к „родным низам“ и начинает кричать об „отечестве“, выдавая свое собственное дело за дело общенародное. Она вербует себе армию из „соотечественников“ в интересах „родины“. И „низы“ не всегда остаются безучастными к призывам, собираясь вокруг ее знамени: репрессии сверху задевают и их, вызывая в них недовольство. Так начинается национальное движение».

Размах национального движения зависит от участия в нем широких народных масс — рабочих и крестьян. Пролетариат России не мог безразлично относиться к политике угнетения, в какой бы сфере и в какой бы форме она ни проявлялась. Пролетариат господствующей нации должен бороться против политики угнетения национальностей, так как эти репрессии затрагивали также и духовные и материальные интересы многонационального пролетариата.

Партия решительно борется против всех и всяких форм принуждения национальностей, она признает равенство всех национальностей, имеющих право определить свою судьбу. Отсюда программное требование большевистской партии — право наций на самоопределение, вплоть до отделения от чуженациональных коллективов и образования своего самостоятельного государства.

В своей работе «Марксизм и национальный вопрос» И.В. Сталин полностью разоблачил реформистскую программу «культурно-национальной автономии», выдвинутую австрийскими социал-демократами.

В книге «Марксизм и национальный вопрос» И.В. Сталин разработал конкретную программу большевистской партии в национальном вопросе. Программное требование большевистской партии — право наций на самоопределение, т. е. на отделение и образование самостоятельного государства. Вопрос о самоопределении вплоть до отделения нельзя смешивать с целесообразностью отделении той или иной нации. Этот вопрос в каждом отдельном случае рассматривается, исходя из интересов классовой борьбы пролетариата за социализм. Централизованное многонациональное государство может быть прочным только тогда, если оно организовано на добровольных началах.

Если по ряду соображений та или иная нация в России не пожелала бы воспользоваться своим правом политического выделения, то вредно рекомендовать таким нациям «культурно-национальную автономию». Надо рекомендовать областную территориальную автономию.

«Единственно верное решение — областная автономий, автономия таких определившихся единиц, как Польша, Литва, Украина, Кавказ и т. п.».

Преимущества областной автономии, во-первых, в том, что речь идет об определенной территории с определенным населением, и, во-вторых, она не распределяет население по национальному признаку, а, напротив, способствует объединению эксплуатируемых масс против эксплуататоров.

В каждой области, помимо коренного населения, живут и национальные меньшинства, как, например, евреи— в Польше, на Украине, латыши — в Литве, русские — на Кавказе, и т. д, то для этого национального меньшинства требуется национальное равноправие.

При полной демократизации всего государственного строя равноправие национальных меньшинств не должно пострадать.

Интернациональный тип партийных и всяких массовых рабочих организаций.

«Сплочение на местах рабочих всех национальностей России в единые и целостные коллективы, сплочение таких коллективов в единую партию — такова задача».

Опыт построения партийной организации в сложной многонациональной обстановке Закавказья подтверждает правильность интернационального типа организации. В деле сплочения разных национальностей в единую армию

«не последнюю роль сыграла интернациональная постройка кавказской социал-демократии».

Книга И.В. Сталина вооружила большевиков марксистско-ленинской теорией в национальном вопросе и разоблачила национальную программу и политику буржуазной агентуры в рабочем движении — австро-марксистов и других лидеров II Интернационала, а также русских оппортунистов — бундовцев, Троцкого, кавказских меньшевиков.

Работа И.В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» была напечатана в № № 3 — 5 «Просвещения», март — май 1913 г., под заглавием «Национальный вопрос и социал-демократия». В 1914 году она была издана отдельной брошюрой под названием «Национальный вопрос и марксизм».

Ленин указал на исключительное значение и ценность для партии теоретической работы И.В. Сталина по национальному вопросу. В статье «О национальной программе Р. С.-Д. Р. П.» Ленин писал, что

«ввиду полной ясности положения дел» он не останавливается на вопросе о том, «почему и каким образом национальный вопрос выдвинулся в настоящий момент на видное место и во всей политике контрреволюции, и в классовом самосознаний буржуазии, и в пролетарской с.-д. партии России». «В теоретической марксистской литературе — подчеркивал Владимир Ильич, — это положение дел и основы национальной программы с.-д. уже были освещены за последнее время (в первую голову здесь выдвигается статья Сталина)».

***

В начале 1913 года И.В. Сталин вернулся из-за границы в Россию, в Петербург. С первого же дня за ним, руководителем Русского бюро ЦК РСДРП, была установлена полицейская слежка. Товарищу Сталину постоянно угрожал арест.

Проживая в Питере нелегально, без определенного пристанища, не желая беспокоить кого-либо из близких товарищей в поздние часы ночи после затянувшегося рабочего собрания, а также и по конспиративным соображениям, товарищ Сталин нередко проводил остаток ночи в каком-либо трактире за стаканом чая, вспоминает старый большевик С. Аллилуев. В то время многие трактиры 3-го разряда торговали до двух часов ночи. В четыре часа открывались так называемые извозчичьи трактиры. В промежуток от двух до четырех приходилось шагать по улицам с опаской, чтобы не навлечь бдительного ока шпика. И вот эти ночные трактиры являлись маяком спасения, куда товарищ Сталин и его соратники, продрогшие от холода, изнемогающие от усталости, приходили после рабочих собраний проводить остаток ночи, отогреваясь горячим чаем, и вздремнуть, сидя в прокопченной дымом махорки трактирной обстановке. Лишь в шестом, седьмом, часу утра можно, было отправиться к кому-либо из товарищей или сочувствующих нам с надеждой там отдохнуть.

Ленин все время тревожился о И.В. Сталине:

«Отчего нет вестей от Василия (Сталина)? — спрашивала в письме от 8 марта 1913 г. Н. К. Крупская. — Что с ним? Беспокоимся».

Два дня спустя Н. К. Крупская в письме излагала ленинский план организации всей партийной работы в России под непосредственным руководством товарища Сталина.

«Сталина надо очень беречь, — говорилось в этом письме. — Задача стоит так: при его помощи организовать, наладить, систематизировать ежедневную работу Матвея (думской фракции) и в „Дне“ („Правда“) и в должности (прямой) и в других областях, если наладим, то через 1 — 2 месяца вся картина будет другая».

23 февраля 1913 года Петербургский комитет большевиков устроил в зале Калашниковской биржи концерт. Весь сбор должен был поступить в фонд газеты «Правда». Такие концерты охотно посещались рабочими и революционными интеллигентами. Приходили и подпольщики. В шумной толпе они встречались с нужными товарищами, чтобы поговорить о партийных делах. Для встречи с депутатами Думы и другими большевиками туда явился И.В. Сталин.

Замаскировавшийся предатель, член думской фракции, провокатор Малиновский, находившийся на службе у охранки, предупредил об этом жандармов.

«Сталин решил отправиться в здание Калашниковской биржи, — пишет А. Бадаев, — Малиновскому это было известно, и он сообщил об этом в департамент полиции. На наших глазах Сталин был схвачен охранником в тот же вечер из помещения биржи».

В.И. Ленин был очень обеспокоен арестом И.В. Сталина.

«Дорогие друзья. Только что получили письмо с печальной вестью, —писала Н. К. Крупская в Петербург. — Положение таково, что требуется большая твердость и еще большая солидарность».

Арест товарища И.В. Сталина причинил большой урон большевистской партии.

7 июня 1913 года И.В. Сталину, содержавшемуся в петербургской тюрьме, было объявлено постановление министра внутренних дел царского правительства о высылке его на четыре года в Туруханский край.

Департамент полиции пространно сообщал енисейскому губернатору, какой опасный политический преступник направляется в сибирскую ссылку.

«О высылке крестьянина Тифлисской губернии и уезда, селения Диди-Лило Иосифа Виссарионовича Джугашвили, изобличенного в принадлежности к революционной организации, министр внутренних дел постановил: выслать Иосифа Джугашвили в Туруханский край под гласный надзор полиции на четыре года.
Департамент присовокупляет: 1) что срок высылки и надзора полиции надлежит исчислять с 7 июня сего года, 2) что вышеприведенная виновность Джугашвили выяснена агентурными сведениями и 3) что согласно означенным данным и сведениям о прошлой деятельности Джугашвили неоднократно привлекался и был подвергнут взысканиям. Так, он привлекался в 1902 году в Тифлисе и Кутаисе и был выслан на 3 года в Восточную Сибирь, откуда бежал в 1908 году в Баку, где проживал по подложному виду, и был выслан на 2 года в Вологодскую губернию, но скрылся в 1909 году в С.-Петербуге и был выслан в Вологодскую губернию, вновь совершил побег и в 1912 г. а так же в С.-Петербурге, выслан был в Нарымский край и опять скрылся. Прибыв в С.-Петербург 29 октябре 1912 года, он отсюда вступил в сношения с заграничным центром с.-д. организации и принял на себя обязанности делегата ленинского Центрального Комитета, но 13 февраля 1913 года был арестован.
О месте, которое будет назначено для водворения Джугашвили, и времени прибытия названного лица департамент полиции просит уведомить.
Вместе с тем департамент проезд ваше превосходительство принять меры к строгому надзору за Джугашвили для предотвращения возможности совершения им нового побега с места высылки».

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.