Люди
ЛЮДИ Первый в мире атомный ледокол!
5 декабря 1957 года, на «Адмиралтейских верфях» в Ленинграде было спущено на воду первое в мире судно гражданского назначения с ядерной энергоустановкой — атомный ледокол «Ленин».
Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.
Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра, с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн. Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.
В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.
В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске.
За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы имеют электрическую передачу на гребные винты.
Единственной (!) страной, обладающей флотом атомных ледоколов, являлся СССР, а сегодня Россия.
Все 10 существующих в мире атомных ледоколов (хотя один из них на самом деле является не ледоколом, а атомным лихтеровозом с ледокольным носом) были спроектированы в СССР и России. Почти все эти корабли были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Два ледокола — речные «Вайгач» и «Таймыр» — были построены на верфи Wartsila в Финляндии и затем переправлены в Ленинград для установки ядерных реакторов. Лихтеровоз «Севморпуть» был построен на керченском заводе «Залив».
Шатурская электростанция им. В.И. Ленина
6 декабря 1925 года вступила в строй Шатурская электростанция им. В.И. Ленина.
Мощность всех электростанций в 1920 г. была даже больше довоенной, но выработка электроэнергии значительно меньше, так как большинство электростанций не работало из-за отсутствия топлива.
Топливный кризис, в связи с захватом Донбасса белыми и разрушением его шахт, был особенно острым. Почти все виды топлива были заменены дровами, но заготовка и вывоз дров проходили с большими трудностями. Совет обороны и Совнарком выработали ряд мер для выхода из топливного кризиса. На железных дорогах было введено военное положение, перевозка дров по железной дороге приравнивалась к военно-оперативным заданиям. В ноябре 1919 г. была введена трудовая повинность по заготовке, погрузке и выгрузке всех видов топлива, а также гужевая повинность для подвоза дров к железным дорогам и пристаням.
Таким образом, с помощью самоотверженного труда рабочих и крестьян, благодаря твёрдой дисциплине Советская республика постепенно выходила из топливного кризиса.
В осуществление ленинского плана электрификации страны уже в восстановительный период (1918—1928 годы) был построен и введен в действие ряд электростанций. В 1922 году дала Москве ток Каширская электростанция, а Ленинграду — электростанция «Красный Октябрь». В 1925 году вступили в строй Шатурская электростанция имени Ленина и Горьковская ГРЭС. В 1926 году были введены в действие первая крупная гидроэлектростанция — Волховская и Штеровская тепловая электростанция на Украине. В 1927 году в Грузинской ССР была построена Земо-Авчальская гидроэлектростанция. В 1927 году начато строительство крупнейшей в то время Днепровской гидроэлектростанции имени Ленина (Днепрогэс) мощностью 558 тысяч киловатт.
20 апреля 1918 года В.И. Ленин подписал декрет «О разработке торфяного топлива». И уже в июле 1920-го состоялось торжественное открытие так называемой «Малой Шатуры» — опытной электростанции небольшой мощности для отработки технологии сжигания торфа. Это историческое здание сохранилось и до наших дней.
В 1925 году состоялся пуск первых турбин «Большой Шатуры». Построили ее за 600 дней. Она стала одной из основных электростанций среди тридцати других, возведенных по плану ГОЭЛРО, и самой экономичной среди них. Себестоимость киловатт-часа составляла около двух довоенных копеек, что равнялось американскому центу. За время своего существования электростанция несколько раз расширялась и модернизировалась, была удостоена Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени.
Станция не прекращала работать в годы Великой Отечественной войны, особенно в начальный ее период, когда Москва особенно нуждалась в электроэнергии. Благодаря работе Шатурской ГРЭС шло бесперебойное снабжение электроэнергией промышленности, транспорта и сельского хозяйства Московской области.
В 2006 году на территории станции были снесены постройки 1920-х годов...
ps:
Огарёв Николай Платонович... Поэт-гражданин с меланхолической и нежной натурой...
6 декабря 1813 года родился Николай Платонович Огарёв (6 декабря (24 ноября) 1813, Санкт-Петербург — 12 июня (31 мая) 1877, Гринвич) — русский революционер, философ, поэт, публицист, друг и соратник А.И. Герцена. Один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне, инициатор издания и соредактор газеты «Колокол».
Николай Платонович Огарёв родился 24 ноября (6 декабря н.с.) в Петербурге в семье богатого пензенского помещика. Детство его прошло в родовом имении отца. Большое влияние на развитие Огарева оказало чтение еще в отрочестве Пушкина и Рылеева.
С 1820 жил в Москве. К 1823 - 24 относится знакомство с Герценом, которое вскоре переросло в глубокую дружбу, скрепленную пережитой вместе личной трагедией (так они восприняли расправу царя над декабристами). За этим пришел и "день сознания своей дороги" - так Огарев назвал день их клятвы на Воробьевых горах (1827).
В 1830 поступает в Московский университет на математическое отделение на правах вольнослушателя, а в 1832 становится студентом юридического отделения. Вместе с Герценом поставил себе цель - организовать среди студентов тайное общество последователей декабристов, продолжателей их дела.
В 1834 был арестован и подвергнут девятимесячному одиночному тюремному заключению по делу "О лицах, певших в Москве пасквильные стихи" (поэма "Тюрьма", 1857 - 58).
В апреле 1835 под жандармским конвоем был доставлен в Пензу под надзор местных властей и наблюдение отца. В пензенской ссылке занимался философией, историей, естественным науками.
В 1838 ему была разрешена поездка в Пятигорск на лечение ("Кавказские воды", 1860 - 61), где он познакомился с некоторыми декабристами, переведенными на Кавказ из Сибири. Особенно подружился с поэтом А. Одоевским.
После смерти отца получил в наследство большое помещичье хозяйство и начал хлопоты по освобождению от крепостной зависимости своих крестьян села Верхний Белоомут, занялся организацией фабрик для крестьян других своих имений, не имевших достаточного количества земель для ведения самостоятельного хозяйства. Эти планы не могли осуществиться в полном объеме в условиях самодержавного строя.
В феврале 1850 был арестован по обвинению в политическом и религиозном вольномыслии. Был освобожден, но с учреждением полицейского надзора. После смерти Николая 1 получил разрешение выехать за границу. Уезжает с женой в Лондон, где его ждет Герцен. В этом же году (1855) выходит первый сборник стихотворений поэта.
Вместе с Герценом руководил "Вольной русской типографией", издавал знаменитый "Колокол", сотрудничал в "Полярной звезде" и других революционных изданиях, вел организационную и пропагандистскую работу по созданию "Земли и воли" - первой в России нелегальной партии, которая ставила целью осуществление крестьянской революции.
В Лондоне Огарев продолжал заниматься литературным творчеством: выходят первые две части его поэмы "Юмор" и сборник "Стихотворения", позже "Свободные русские песни". Им были собраны и опубликованы "Думы" Рылеева. Свыше трехсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им на страницах "Полярной звезды" и "Колокола".
Последние годы, после смерти Герцена, Огарев жил в нужде и одиночестве. Умер он 31 мая (12 июня н.с.) 1877 в небольшом английском городе Гринвич. В 1966 останки Огарева были перевезены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище.