egor_23

Category:

Мир людей

Мустафа Субхи  Бойня пятнадцати...

28 января 1921 года вместе с 14 товарищами был убит создатель Турецкой Коммунистической Партии (ТКP) Мустафа Субхи ("Бойня пятнадцати").
Мустафа Субхи родился в городе Гиресун в семье крупного чиновника. Окончил юридическую школу в Стамбуле, затем факультет социальных наук Сорбонны, где вступил в партию младотурков. В 1910 году вступил в Османскую социалистическую партию.

В 1913 году был заключён в Синопскую крепость, откуда бежал в Батум, а во время первой мировой войны вместе с 558 своими соотечественниками был интернирован из Закавказья в Калугу, затем был сослан на Урал. Работая на уральских заводах чернорабочим, вступил в 1915 году в РСДРП (б) и проводил революционную работу среди турецких военнопленных. После Великой Октябрьской социалистической революции выполнял различные партийные поручения в Москве, Крыму, Ташкенте, Казани.

В 1918 году основал газету «Ени дюнья» («Новый мир»), которая пропагандировала идеи Октябрьской революции среди трудящихся-мусульман России и Востока. Летом 1919 сражался против деникинско - петлюровских банд на Украине.

Субхи — участник 1-го конгресса Коминтерна (1919) и 1-го съезда народов Востока (Баку, 1920). Наряду с Григорием Зиновьевым, Еленой Стасовой, Джелалом Коркмасовым, Серго Орджоникидзе, Нариманом Наримановым, Бела Куном, Исмаилом Хакни, Субхи вошел в состав его президиума, а затем в «Совет действия и пропаганды народов Востока». Это подразделение Коминтерна создается для руководства нарастающим революционным и национально-освободительным движением на всем Востоке.
Вслед за этим событием в сентябре 1920 года в Баку была основана Компартия Турции, Субхи - один из организаторов 1-го съезда, на котором был избран её председателем.
28 января 1921 года Субхи и ещё 14 членов ЦК и активистов ТКП вернулись на родину. В Трабзоне их захватили турецкие жандармы, вывезли на барже в открытое море и потопили.
По инициативе и при участии Субхи на турецкий язык были переведены некоторые работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина

Создатель парашюта Глеб Котельников...

Г.Е. Котельников со своим авиационным ранцевым парашютом в 1911 году
Г.Е. Котельников со своим авиационным ранцевым парашютом в 1911 году

30 (18) января 1872 года родился Глеб Евгеньевич Котельников, создатель авиационного ранцевого парашюта.
Он родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончил Киевское военное училище (1894). В 1910 году Котельников под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича занялся разработкой парашюта. До этого лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко.
Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы; причём конструктивно человек прикреплялся к парашюту в двух точках. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо.
Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. Лишь при Советской власти парашюты Котельникова получили применение. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2. Позже появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
В сентябре 1949 деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, была переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружён памятник с изображением парашюта.

Глеб Котельников похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около его могилы лоскутки от своих парашютов.

Конструктор танков Иван Алексенко...

Иван Никанорович Алексенко, конструктор танков Т-12, Т-24.
Иван Никанорович Алексенко, конструктор танков Т-12, Т-24.

30 января 1904 года родился Иван Никанорович Алексенко (30.01.1904 - 26.08.1976), конструктор танков Т-12, Т-24.

С 1922 по 1926 годы работал инженером-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна. После службы в РККА в 1927 году вернулся на работу в ХПЗ. В декабре 1927 года на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа. Алексенко стал её первым руководителем.

В 1928 году в Москве в ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова участвовал в проектировании манёвренного танка Т-12. В мае 1929 года был назначен заведующим КБ танкостроения по танку Т-24 на ХПЗ.

1 июня 1931 года года председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направляет директору ХПЗ Л. С. Владимирову утверждённое начальником УММ РККА И. А. Халепским, задание на проектирование колёсно-гусеничного лёгкого танка БТ («Кристи»). Это указание означало свёртывание всех работ по Т-24, что встретило резкую негативную реакцию в коллективе.
Возглавляющий КБ И. Н. Алексенко подал заявление об уходе, считая, что КБ должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные — лёгкие, колёсно-гусеничные.
В 1932 году перешёл на работу в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел завода № 174, затем на Опытный завод Спецмаштреста им. Кирова (завод № 185), где работал в должности старшего инженера-конструктора.

В июле 1941 году ушёл на фронт. После ранения работал на танкоремонтном заводе. После демобилизации учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института. С сентября 1948 года преподавал на кафедре «Теория машин и механизмов» в Военно-воздушной академии им. Можайского.

Средний танк Т-12
Средний танк Т-12

Легендарная Гризодубова Валентина Степановна - первая женщина, получившая Звезду Героя...

31 (18) января 1910 года родилась Валентина Степановна Гризодубова, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (31(18).01.1910 - 28.04.1993).
Родилась в Харькове. Уже в 2,5 года Валя поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения лётному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осоавиахима. В 1929 году поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год работала лётчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролёт», затем — инструктором лётной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-35 годах была лётчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и M. M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км).
Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника.

После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Официальной датой рождения Валентины Гризодубовой считается 31 января (по старому стилю 18 января) 1910 года, но из обнаруженных сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове данных следует, что подлинная дата ее рождения — 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.

Бабушкин Иван Васильевич - рабочий-большевик...

31 (18) января 1906 года царскими карателями расстрелян Иван Васильевич Бабушкин - участник Первой русской революции, один из первых российских рабочих социал-демократов, член «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», агент «Искры», большевик (15(3).01.1873 - 31(18).01.1906).
Иван Васильевич Бабушкин (партийный псевдоним Николай Николаевич, Богдан, Новицкая и др.) родился в с. Леденском Тотемского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. В 1887—91 ученик слесаря в Кронштадте, с лета 1891 слесарь на Семянниковском заводе в Петербурге.
В 1894 занимался в рабочем марксистском кружке под руководством В. И. Ленина. В 1895 активно участвовал в работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Вёл революционную работу среди рабочих Семянниковского, Александровского и Стеклянного заводов, организовывал рабочие кружки и библиотеки.
В январе 1896 арестован по делу «Союза борьбы» и выслан в феврале 1897 в Екатеринослав. В декабре 1897 один из организаторов Екатеринославского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В октябре 1898 создал Екатеринославский комитет РСДРП; в 1900 организовал нелегальную газету «Южный рабочий». Бабушкин был агентом ленинской «Искры» и её активным корреспондентом.

В 1900—01 вёл революционную работу в Москве, Смоленске, Полоцке, Орехово-Зуеве, Иваново-Вознесенске и др. В 1902 бежал из екатеринославской тюрьмы и уехал в Лондон. В октябре 1902 вернулся в Россию. Будучи членом Петербургского комитета РСДРП, вёл борьбу против «экономистов» и зубатовцев, отстаивал позиции ленинской «Искры».

В 1903 арестован и выслан на 5 лет в Верхоянск (Восточная Сибирь). Освобожденный по амнистии в 1905, активно участвовал в Революции 1905—07. Входил в состав Иркутского и Читинского комитетов РСДРП, сотрудничал в большевистской газете «Забайкальский рабочий». Вместе с В. К. Курнатовским и А. А. Костюшко-Валюжаничем возглавлял в Чите вооруженное восстание.

В январе 1906, транспортируя из Читы в Иркутск оружие для рабочих, был захвачен с пятью товарищами на ст. Слюдянка Забайкальской железной дороги карательной экспедицией генерала Меллер-Закомельского и 31 (18) января 1906 на ст. Мысовая без суда и следствия расстрелян.

В некрологе, посвященном Бабушкину, В. И. Ленин назвал его народным героем, гордостью большевистской партии. Именем Бабушкина назван бывший г. Мысовск Бурятской АССР.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.