Categories:

Коккинаки Владимир Константинович

25 (12) июня 1904 года родился Владимир Константинович Коккинаки (25(12).06.1904 - 7.01.1985) - заслуженный летчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза. В 1939 году совершил беспосадочный перелет Москва - США. Установил 22 мировых рекорда. Во время Великой Отечественной войны руководил испытаниями новых типов самолетов. С 1968 года - почетный президент Международной авиационной федерации. Лауреат Ленинской премии.

Владимир Коккинаки родился 25 (12) июня 1904 года в городе Новороссийске Краснодарского края. Работал на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.

В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1932-1935 лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд). Возглавил первую «Красную пятерку»: пять самолетов на расстоянии менее двух метров синхронно демонстрировали фигуры высшего пилотажа. Именно эта «пятерка» положила начало истории авиационного зрелища, в котором точность пилота доведена до ювелирного искусства.

В 1935-1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы — штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.. 20 апреля 1936 Владимир Коккинаки впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). Испытал более 60-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей.

Беспосадочный Перелет Москва — Дальний Восток

27-28 июня 1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» Владимир Коккинаки с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва-Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой. Полет на большем отрезке пути происходил в отсутствие видимости, «вслепую», с отказавшими приборами.

Звание Героя Советского Союза Владимиру Коккинаки (как и А.Бряндинскому) присвоено 17.07.1938 г. за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.

Беспосадочный Перелет Москва — Северная Америка

28-29 апреля 1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва-Америка (Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм остров Исландия — мыс Фарвель (Фароуэл, южная оконечность Гренландии) — Канада, остров Мискоу) протяжённостью 8000 (6516 км по прямой) (находились в полете 23 ч.50 мин.). С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14.01.1965 решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён ожерельем «Цепь пионера розы ветров» с бриллиантом как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. (За перелет награжден орденом Ленина).

В годы Великой Отечественной войны Владимир Коккинаки совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

Мировые Рекорды

Владимир Коккинаки установил 22 мировых авиационных рекорда: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937, 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18 в 1958-1960. Владел техникой пилотирования всех типов самолетов.

Владимир Константинович единственный в Советском Союзе, получивший дважды звания Герой Советского Союза как летчик-испытатель. В 1961 — 1968 вице-президент и президент, с декабря 1968 — почётный президент ФАИ (Международная Авиационная Федерация, или Международная Федерация Авиационного Спорта).

В 1959 присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964 работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 — ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.

Ленинская премия (1960 за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).

Жил в Москве, где и скончался 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст. Именем летчика названо несколько авиалайнеров, нефтеналивной танкер…

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.