Categories:

АИ

Цены на бензин в СССР с конца 60-х

 При зарплате в 120 рублей можно было купить самого ходового бензина А-72:
( 120 x 100 ) : 7 = 1714 литров.
Цена ходового бензина сегодня 41 рублей за литр. Итак,
41 x 1714 = 70 274 рубля.
Вот уровень сегодняшней зарплаты, расчитанной по бензину и соответствующий зарплате в 120 советских рублей.

Розничные цены на бензин, введенные в действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10 л, едины на всей территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири - там незначительно дороже. Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968 г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
(Цена за 10 литров) 

А-66 ГОСТ 2084-67, 0-60

А-72 ГОСТ 2084-67, 0-70

А-76 ГОСТ 2084-67, 0-75

АИ-93 ГОСТ 2084-67, 0-95

АИ-98 ГОСТ 2084-67, 1-05

Сланцевый 

РТУ ЭССР 268-63, 0-60

Экстра ВТУ НП 67-60, 1—00

Авиационный Б-70, ГОСТ 1012-54, 1-20

Топливная смесь ВТУ 30-8-63, 0-80

Примечания.
1. Розничные цены, указанные за 10 л, применяются только при отпуске бензина автозаправочными станциями (АЗС) и при продаже в розничной торговой сети.
2. Единые розничные цены на автомобильный бензин применяются при реализации бензина всем покупателям — как населению, так и государственным, кооперативным и общественным организациям.
3. "Топливная смесь" - смесь (25:1) бензина автомобильного А-72 и автотракторного масла для двухтактных двигателей.

По материалам "Справочная книга автомобилиста" (Б.Е. Боровский, М.Д. Попов, М.Я. Пронштейн, Лениздат, 1973)

В начале 70-х цены чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10 л АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены возрастали ровно вдвое, и в таком виде просуществовали до распада СССР в декабре 91-го. То есть 10 л 76-го стоили 3 рубля, а 93-го - 4. В 70-х и до середины 80-х проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона, или в отдалённых сельских местностях. 72-й и 76-й присутствовали практически всегда. А вот в 1991-м году ситуация иногда была обратная - наличествовал только АИ-93, и приходилось им заправлять грузовики... Впрочем, в этом году зачастую никакого бензина формально не продавалось вообще, хотя машин на улицах не убавилось. Отсутствие бензина в конкретной колонке обозначалось обкрученным вокруг неё шлангом. Сей прискорбный факт был виден издалека.

 Что касается АИ-98 и "Экстра" (соответствовал нынешнему АИ-95), то они "частникам" обычно не продавались, да и нужды в том не было. Топливная смесь для двухтактных двигателей и А-66 исчезли из продажи в середине 70-х, А-72 пять-десять лет спустя. Качество бензина в основном соответствовало ГОСТам, разбавление "ослиной мочой" было скорее исключением, чем правилом, в отличие от нынешних времён. Средняя зарплата мужчины в крупном городе в 70-х была около 150 рублей в месяц, в 80-х до "перестройки" 180-200.
Теперь перенесёмся в более далёкое прошлое, на рубеж 40-х - 50-х годов. В те времена существовал бензин А-56, А-66, А-70 и А-74. Последние два использовались только иномарками (и новёхонькими ЗИМами и ЗИС-110, которых было сравнительно мало). А-56 кушали старые грузовые ГАЗоны и ЗИСы. А-74, позже А-72, в отличии от остальных, был неэтилированным. Информации про тогдашние цены у меня нет, но в любом случае они ниже приведённых. Естественно, надо учитывать денежную реформу 1961г, когда рубли потеряли один нолик.
Бензин для государственных и прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для последних за деньги (кроме двух периодов в несколько лет в конце 60-х - начале 70-х и начале 80-х, когда для "частников" тоже пытались вводить специальные талоны, свободно продававшиеся в Харькове за наличные почему-то в продовольственных магазинах). Вспоминается надпись "Не вставив пистолет в бак, талонов не подавай". 

А в середине 80-х придумали разделить существующие АЗС, которых и без того было мало, на "государственные" и "частные" с соответственной формой оплаты (при этом все автозаправки, естественно, оставались принадлежать государству).

 "Частные", они же "платные", даже обозначались специальной табличкой, внесённой в ПДД, и на них обычно днём были очереди. Но вот моторное масло на разлив (пластиковые канистры тогда были дефицитом) иногда официально можно было купить за наличные на "государственных" заправках, а на "частных" оно встречалось далеко не всегда. Для налива в ёмкость покупателя разных видов масла предусматривалась специальная колонка с несколькими раздаточными пистолетами без шлангов, обычно сбоку здания АЗС. При переливе неопытный покупатель рисковал испортить одежду трудноудаляемыми пятнами. 

Часто встречалась колонка с надписью "ВОЗДУХ ВОДА", но ни разу не видел, чтобы ей кто-либо пользовался. На большинстве АЗС дискретность порции заправляемого бензина составляла 5л. Впрочем, все неудобства и очереди с лихвой перевешивала низкая цена нефтепродуктов.

Источник

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.