Category:

Шахматы

Ленин и шахматы... О том, какое место занимали шахматы в жизни Ленина. Фрагмент из книги Д.Назаренко "Жизнеописание красного вождя".

"Владимир Ильич Ленин на отдыхе". Судаков П.Ф. 1950-е
"Владимир Ильич Ленин на отдыхе". Судаков П.Ф. 1950-е

Освоив азы древней игры в 8 лет, первые шахматы из пальмового дерева на токарном станке вырезал отец, к 18 годам Володя посещает казанский шахматный клуб, пользуясь среди завсегдатаев авторитетом крепкого любителя.

Увлекаясь шахматами, будущий вождь мирового пролетариата много играет очно и по переписке. Результаты жарких баталий интересуют его постольку поскольку, а наибольшее удовольствие приносят кризисные моменты партии, когда приходиться бороться, выкручиваться, изо всех сил «гнуть извилины».

Именно шахматы приводят Ульянова в юриспруденцию. По переезду с семьёй в Самару Владимир используя шахматные связи, обращается с просьбой к известному волжскому мастеру и по совместительству присяжному поверенному окружного суда – Андрею Николаевичу Хардину, взять его своим помощником.
В столице Самарской губернии Ульянов выигрывает свой первый и последний официальный турнир, причём, оказавшись обладателем призового фонда в 15 рублей, тут же жертвует эти деньги на общественные нужды. Признавая истинным только научный подход к любому делу, он интересуется шахматами не столько для развлечения, сколько ради освоения науки «видеть жизнь на несколько ходов вперёд».

С детства шахматы помогали Владимиру, двум его братьям и трём сёстрам, развивать в себе усидчивость, упорство, выдержку, целеустремленность. Вырабатывать самокритичность, эмоциональную выносливость и привычку самостоятельно принимать решения. Все эти качества оказались весьма кстати для молодого человека, решившего посвятить себя обществу – борьбе за прогресс, за движение от животных, рыночных отношений между людьми, «освящённых» религиозным мракобесием и националистическими иллюзиями, к их высшему проявлению, когда человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат.

Роль воли – несгибаемого усилия в управлении собственным вниманием, в шахматах огромна. Самая интеллектуальная игра оказывается и самой волевой, обнаруживая серьёзное влияние на формирование внутренних порывов не только в практической деятельности, но и в осознании её необходимости, в течении мысли, претворяющей опыт.
Шахматы как игра объективная, имеющая предметную природу, в тоже время обладает и совокупностью невыдуманных, субъективных переживаний, представляя собой абстрактное отражение борьбы, которую Гераклит именовал «отцом всех вещей», а Гегель считал сущностью синтеза – соединения противоположных сторон объекта в единое целое. В этом отношении живучесть шахмат, а игре более 2500 лет, обусловлена тем, что они не столько умозрительная иллюстрация диалектических противоречий – столкновение тезиса и антитезиса, сколько слепок предельно обобщённых законов и природы, и нашего мышления:

– материальный мир целостен и самодостаточен, всё со всем органично связано, любое явление/процесс определяются и зависят от сопредельных явлений/процессов;

– материальный мир пребывает в состоянии беспрестанного движения, непрекращающегося развития, где новое приходя на смену старому, само, рано или поздно становится старым, в результате борьбы уступая иному новому;

– материальный мир по мере накопления эволюционных, количественных изменений, прогрессирует через революционное, качественное превращение одного состояния в другое.

Самарский период жизни Владимира – этап его возмужания как революционера, переплетается с его зрелостью как шахматного игрока. Овладевая при помощи «гимнастики ума» искусством преодоления противостоящей воли противника, Ульянов, конечно, расстраивался терпя поражение, но не посыпая голову пеплом, невозмутимо приступал к следующей партии. Используя навыки полученные за доской, Ленин демонстрировал соратникам не только развитую способность продумывать стратегию будущих действий (часто его позиция оказывалась единственно верной ещё до того, как тот или иной вопрос вставал на повестке дня), но и выдающееся умение держать удар, не терять последовательного логического мышления, рассматривать временную неудачу как повод для самокритики, как основание для пересмотра своей теоретической и практической деятельности.
В Петербурге по просьбе Владимира ему мастерят шахматный столик с тайником, где он хранит партийные документы и запрещённую литературу. Впоследствии, несмотря на арест и попадание в кутузку на Шпалерной, секрет столика так и не был раскрыт охранкой. В тюрьме Ульянов играет в шахматы вылепливая фигурки из мякиша, а в Шушенском – вырезая из дерева. Сибирская ссылка – последняя фаза активной шахматной жизни самого человечного человека. Новый 1899 год он встречает в Минусинске за шахматной доской в компании ссыльных товарищей, выигрывая свой первый и последний, теперь уже неофициальный, шахматный турнир.

В эмиграции Ленин играет эпизодически, поскольку всё его время поглощает революционная борьба. Но сила его как политика, очевидно была связана с важнейшим качеством шахматиста – умением правильно оценивать обстановку. В 1903 году к нему в Женеву приезжает брат Дмитрий. Они вдвоём отправляются в кафе – обсудить семейные и политические дела и… сразиться в шахматы. Надежда Константиновна шутила, что Ильич и во сне говорит либо о политических противниках, либо о шахматах.

После Октября Ленин совершенно не находит времени для игры, сочетающей в себе элементы искусства, спорта и науки. На предложение Пантелеймона Лепешинского – давнего соратника-соперника сыграть, вождь отказывается: «Нет, теперь уже не до шахмат. Играть больше, вероятно, уже не придётся».
Тем не менее, будучи тяжело больным Ленин держится не только сознанием величайшего и ответственного долга перед страной и партией, но и натренированной, в том числе шахматными битвами, нервной системой. В Горках «человек в кепке и простреленном пальто» уже не играл, только решал шахматные этюды демонстрируя, что лучшая в мире интеллектуальная игра – замечательная школа воспитания воли, требующая самообладания и твердости, прежде всего в отношении себя.

В год смерти вождя в СССР была организована Всесоюзная шахматная секция и выдвинуты лозунги: «Шахматы в массы!», «Дорогу шахматам в рабочую среду!», «Шахматы – могучее оружие пролетарской культуры!», «Шахматы в каждую избу!», а уже в 1925 году Москва проводит крупный международный турнир с участием двух чемпионов мира по шахматам: Эмануила Ласкера и Хосе Рауля Капабланки. Шахматы в Советской России впервые в мировой истории получают государственную поддержку – Совнарком выделяет из бюджета 30.000 рублей золотом на проведение беспрецедентного шахматного состязания. Один его из участников – известный чехословацкий гроссмейстер Рихард Рети так описывал свои впечатления от турнира: «Я счастлив находиться в стране, где шахматы становятся народной игрой. Где мастера, сознающие, что они творят для широчайших масс, а не для замкнутых кругов, могут проявить себя во всём своём блеске».

Если в XVIII веке шахматным гегемоном являлась Италия, в первой половине XIX века за звание главной шахматной державы бились англичане с французами, в середине того же столетия всех одолевала Германия, то практически весь XX век, всё что можно и нельзя, в шахматах выигрывал СССР, явив изумлённой планете 8 из 13 чемпионов мира.

Источник

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.