egor_23

Category:

24.07......

(ТЕМА) 24 июля 1828 года8 года – Родился Николай Гаврилович Чернышевский – великий русский революционный демократ, философ-материалист, писатель, публицист и критик, автор знаменитого романа «Что делать?». 

Вождь и идейный вдохновитель революционно-демократического движения 60-х годов в России, Чернышевский был одним из выдающихся предшественников русских социал-демократов. Чернышевский последовательно проводил «идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». На произведениях Чернышевского, от которых, по выражению Ленина, веет духом классовой борьбы, воспитывалось целое поколение русских революционеров.
Чернышевский прекрасно понимал, что только революционное насилие способно разрушить устои крепостничества и расчистить народу путь к новой жизни. Он всей душой ненавидел либералов, прикрывавших прекраснодушной фразой эксплуататорскую сущность крепостнических и капиталистических порядков. Его крупнейшей заслугой является беспощадное разоблачение контрреволюционной сущности русского и западноевропейского либерализма. В период крестьянской реформы он боролся против угодничества либералов перед крепостниками. Он, указывал Ленин, прекрасно понимал «всю узость, все убожество пресловутой «крестьянской реформы», весь ее крепостнический характер». В своём романе «Пролог» Чернышевский создал яркие и типичные образы русских либералов, у которых слова об «освобождении» крестьян резко расходятся с делом. Чернышевского и его противников — русских либералов того времени — Ленин называл представителями двух в корне противоположных исторических тенденций, исторических сил в борьбе за новую Россию.
Чернышевский много внимания уделял вопросу о государстве. Он прекрасно понимал действительное назначение государства в крепостническом и буржуазном обществах, сущность его «необузданнейшего деспотизма». Поэтому возможность освобождения крестьянства и других трудящихся классов он как революционный демократ связывал с переходом государственной власти в руки самого народа. В этом духе он воспитывал передовую русскую молодёжь того времени; он сплачивал революционеров, учил их быть до конца преданными народу. Руководимый им журнал «Современник» был голосом революционных сил России 50—60-х годов, организатором революционной борьбы против крепостничества, органом крестьянской революции.
Чернышевский мечтал перейти к социализму через старую крестьянскую общину. Он не знал и не мог ещё знать, что только пролетариат есть та сила, которая способна построить социализм. Однако Чернышевский в своей теории социализма поднялся значительно выше западноевропейских социалистов-утопистов и наиболее близко подошёл к научному социализму. Все свои надежды он возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с его революционным демократизмом. В противовес западноевропейским утопистам он не относился с презрением к политике — он сам был крупнейшим революционным политиком. Он понимал, что социализм может быть создан лишь на основе развитой техники и что только сами народные массы могут быть его творцами.
Большое значение имеют работы Чернышевского в области политической экономии. Маркс указывал, что Чернышевский как экономист мастерски выяснил «банкротство «буржуазной» политической экономии». Ленин называл Чернышевского замечательно глубоким критиком капитализма. Чернышевский разоблачал вульгарных буржуазных экономистов с их стремлением затушевать непримиримые противоречия капитализма. Чернышевский беспощадно критиковал американского вульгарного экономиста Кэри за его проповедь «гармонии» классовых интересов. Свою систему экономических взглядов он называл «политической экономией трудящихся». Основная идея «политической экономии трудящихся» — идея «полного соединения качеств собственника и работника в одном и том же лице». Труд, говорил он, должен перестать быть «продажным товаром». Ценнейшая сторона его экономического учения, хотя и содержавшего в себе много утопического, заключается в понимании непримиримости противоречий между работниками и капиталистами.
Чрезвычайно велики заслуги Чернышевского в области эстетики и литературной критики. В произведении «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский дал уничтожающую критику гегелевского идеалистического понимания искусства и сформулировал основные принципы революционного реалистического искусства. Литературно-критические произведения Чернышевского, как и произведения Белинского и Добролюбова, оказали огромное влияние на развитие передовой русской литературы, живописи, музыки; они до настоящего времени сохранили своё значение. Искусство, по Чернышевскому, имеет своей задачей правдиво и реалистически воспроизводить жизнь, давать правильное объяснение ей и выносить приговор действительности. Он требовал от искусства критики крепостнических порядков и своими эстетическими принципами способствовал развитию в русском искусстве направления «критического реализма». Вместе с тем в самой жизни, в её развитии к новым, высшим общественным формам, утверждал Чернышевский, а не в абстрактных идеалах надо видеть истинно прекрасное. Он высоко поднял общественную идейную роль искусства. Чернышевский — крупнейший писатель, автор замечательных художественных произведений: «Что делать?», «Пролог» и др.
Царское правительство жестоко расправилось с Чернышевским: подвергло его гражданской казни и отправило после этого на каторгу и ссылку в Сибирь, где он провёл более 20 лет. Но ни каторга, ни ссылка не сломили воли этого замечательного революционера и мыслителя. Великий патриот своего народа, Чернышевский боролся против космополитизма Бабста, Чичерина, Каткова. Всей душой он ненавидел националистов, расистов. Всю жизнь отдал Чернышевский служению Родине, и его борьба за лучшее будущее народа сыграла великую роль. Важнейшие философские труды Чернышевского: «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855— 1856), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Антропологический принцип в философии» (1860). Важнейшие философские мысли высказаны Чернышевским в письмах к сыновьям из ссылки за 1876—1878 гг. и др.
В.И. Ленин ценил Чернышевского как великого революционера и мыслителя, замечательного писателя и публициста, властителя дум нескольких поколений русских революционеров. "Великий русский писатель", "величайший представитель утопического социализма в России", "великий русский революционер", "предшественник русской социал-демократии", - таковы некоторые из ленинских оценок.
В советские годы имя Чернышевского было присвоено многим улицам, площадям, учебным заведениям, в Якутии есть пгт. Чернышевский. Были установлены многочисленные памятники этому выдающемуся человеку и выпущены марки.

24 июля 1904 года в деревне Медведки Котласского района Архангельской области родился Кузнецов Николай Герасимович Герой Советского Союза, Адмирал Флота Советского Союза.
24 июля 1918 года произошло направленное против германских оккупантов и марионеточной Украинской Державы восстание в Мариуполе. В тот же день восстание было подавлено, от нескольких десятков до нескольких сотен участников восстания были расстреляны немцами.
24 июля 1919 года войска Красной Армии освободили г. Челябинск от колчаковцев.
24 июля 1920 года на третьем заседании II конгресса Коминтерна, несмотря на возражения голландской делегации, к участию в конгрессе были допущены представители занимавших центристскую позицию партий – французской СФИО и Независимой социал-демократической партии Германии.
24 июля 1920 г. сменилось правительство Польши, новым премьер-министром вместо национал-демократа Грабского стал представитель консервативно-аграрной партии «Пяст» Винценты Витос. В «правительство национальной обороны» вошли представители всех ведущих буржуазных партий и оппортунистической ППС.
24 июля 1921 года при испытании аэросаней погиб революционер, председатель Совнаркома Донецко-Криворожской республики товарищ Артём (Фёдор Андреевич Сергеев (1883—1921))).
24 июля 1925 года Народный комиссариат внутренних дел СССР утвердил устав Общества друзей советского кино.
24 июля 1929 года вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О выпуске 3-го государственного внутреннего займа индустриализации Союза ССР». Заем выпускался на сумму в 750 миллионов рублей.

24 июля 1939 года - первый День ВМФ!
Постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР от 22 июня 1939 года был установлен ежегодный праздник - День Военно-Морского Флота СССР.

Впервые мысль о необходимости учреждения Дня Военно-Морского Флота была высказана во время первомайского парада на Красной площади в 1939 году.
...
На X съезде партии в 1921 г. было принято решение о возрождении и укреплении Красного Военного Флота. Далее в связи с соответствующим решением ЦК РКП(б) с 15 по 22 января 1923 г. в СССР была проведена "Неделя Красного Флота": состоялись многолюдные митинги и собрания, на которых говорилось о жизни нашего флота, об организации ему всенародной помощи. Кроме того, проводились трудовые субботники и сборы денежных средств. Мне не удалось установить, какая сумма в целом была тогда собрана. Один любопытный документ свидетельствует, что комсомольцы Петрограда собрали и передали Балтфлоту около 400 тыс. руб. денег, свыше 1500 аршин сукна, 1100 пудов мыла, 500 пудов соли, 1750 пар ботинок и 1000 пар белья.
...
Материалы в ЦК ВКП(б) были представлены, и решением СНК СССР от 23 июня 1939 г. был учрежден День Военно-Морского Флота. Время проведения праздника нам было предложено определить самим. Мы выбрали июль, месяц с наиболее устойчивой погодой. Даже Северный флот в это время может рассчитывать на теплый день, что весьма важно для проведения праздника на воде.
...
Перебрали несколько вариантов, чтобы не мешать другим мероприятиям, и, наконец, самым подходящим сочли первое воскресенье после 22 июля. Времени для подготовки празднования Дня Военно-Морского Флота в 1939 г. оставалось немного. Нужно было спешить: Главный морской штаб торопился дать все нужные указания, а на местах незамедлительно взялись за реализацию постановления правительства. Первый День ВМФ приходился на воскресенье 24 июля.

(Н.Г. Кузнецов. Вопросы истории, № 6, Июнь 1969, C. 130-131)

24 июля 1942 года О фразе: "Убей немца!"

24 июля 1942 года писатель и публицист Илья Григорьевич Эренбург в "Красной Звезде" выдвинул лозунг "Убей немца!".
Илья Эренбурга

... Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьёт твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьёшь немца, немец убьёт тебя. …. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоём участке затишье, если ты ждёшь боя, убей немца до боя. … Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай вёрст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!

К.Симонов

...Так убей же немца, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвом стоял.

Если немца убил твой брат,
Если немца убил сосед, —
Это брат и сосед твой мстят,
А тебе оправданья нет.

Так убей же немца ты сам,
Так убей же его скорей.
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Д. Гранин
В 1966 году одна знакомая двадцатилетняя девушка, случайно прочитав военные статьи Эренбурга, была возмущена — как так можно писать о немцах …
— Как не стыдно!
— Кому не стыдно?
— Как ему не стыдно! Как не стыдно перед немцами. Так обзывать народ, нацию.
Она говорила это в 1966 году. А Эренбург писал в 1942 году, в августе, когда немцы шли на Сталинград, наступали на Северном Кавказе. Я помню, как нужны нам были статьи Эренбурга, ненависть была нашим подспорьем, а иначе чем было еще выстоять. Мы не могли позволить себе роскошь разделить немцев на фашистов и просто мобилизованных солдат, шинели на них были одинаковые и автоматы. … Были стихи Симонова «Убей его!» и стихи Суркова, статьи Толстого, Шолохова, Гроссмана, — никогда литература так не действовала на меня ни до, ни после. Самые великие произведения классиков не помогли мне так, как эти не бог весть какие стихи и очерки. Сейчас это могут еще подтвердить бывшие солдаты и солдатки, с годами это смогут объяснить лишь литературоведы.
Ах, неужели сегодня кому-то наши чувства могут показаться заблуждением?

24 июля 1942 года были расстреляны юные герои за помощь раненным бойцам Красной Армии - Ваня Зятин, Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко и Коля Сидоренко...
Подробнее...

24 июля 1945 года И.В.Сталин отдал распоряжение ускорить работы по советскому атомному проекту.
24 июля 1946 года Введен в действие первый послевоенный Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
24 июля 1959 года — в московском парке «Сокольники» открылась Американская национальная выставка. Состоялись «кухонные дебаты» Никиты Хрущёва и Ричарда Никсона.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.