egor_23

Categories:

Чернышевский Николай Гаврилович

24 (12) июля 1828 года родился Николай Гаврилович Чернышевский (24(24).07.1828 - 29(17).10.1889) - великий русский революционный демократ, философ-материалист, писатель, публицист и критик, автор знаменитого романа «Что делать?». Вождь и идейный вдохновитель революционно-демократического движения 60-х годов в России, Чернышевский был одним из выдающихся предшественников русских социал-демократов. Чернышевский последовательно проводил «идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

На произведениях Чернышевского, от которых, по выражению Ленина, веет духом классовой борьбы, воспитывалось целое поколение русских революционеров.

Чернышевский прекрасно понимал, что только революционное насилие способно разрушить устои крепостничества и расчистить народу путь к новой жизни. Он всей душой ненавидел либералов, прикрывавших прекраснодушной фразой эксплуататорскую сущность крепостнических и капиталистических порядков. Его крупнейшей заслугой является беспощадное разоблачение контрреволюционной сущности русского и западноевропейского либерализма. В период крестьянской реформы он боролся против угодничества либералов перед крепостниками. Он, указывал Ленин, прекрасно понимал «всю узость, все убожество пресловутой «крестьянской реформы», весь ее крепостнический характер». В своём романе «Пролог» Чернышевский создал яркие и типичные образы русских либералов, у которых слова об «освобождении» крестьян резко расходятся с делом. Чернышевского и его противников — русских либералов того времени — Ленин называл представителями двух в корне противоположных исторических тенденций, исторических сил в борьбе за новую Россию.

Чернышевский много внимания уделял вопросу о государстве. Он прекрасно понимал действительное назначение государства в крепостническом и буржуазном обществах, сущность его «необузданнейшего деспотизма». Поэтому возможность освобождения крестьянства и других трудящихся классов он как революционный демократ связывал с переходом государственной власти в руки самого народа. В этом духе он воспитывал передовую русскую молодёжь того времени; он сплачивал революционеров, учил их быть до конца преданными народу. Руководимый им журнал «Современник» был голосом революционных сил России 50—60-х годов, организатором революционной борьбы против крепостничества, органом крестьянской революции.

Чернышевский мечтал перейти к социализму через старую крестьянскую общину. Он не знал и не мог ещё знать, что только пролетариат есть та сила, которая способна построить социализм. Однако Чернышевский в своей теории социализма поднялся значительно выше западноевропейских социалистов-утопистов и наиболее близко подошёл к научному социализму. Все свои надежды он возлагал на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с его революционным демократизмом. В противовес западноевропейским утопистам он не относился с презрением к политике — он сам был крупнейшим революционным политиком. Он понимал, что социализм может быть создан лишь на основе развитой техники и что только сами народные массы могут быть его творцами.

Большое значение имеют работы Чернышевского в области политической экономии. Маркс указывал, что Чернышевский как экономист мастерски выяснил «банкротство «буржуазной» политической экономии». Ленин называл Чернышевского замечательно глубоким критиком капитализма. Чернышевский разоблачал вульгарных буржуазных экономистов с их стремлением затушевать непримиримые противоречия капитализма. Чернышевский беспощадно критиковал американского вульгарного экономиста Кэри за его проповедь «гармонии» классовых интересов. Свою систему экономических взглядов он называл «политической экономией трудящихся». Основная идея «политической экономии трудящихся» — идея «полного соединения качеств собственника и работника в одном и том же лице». Труд, говорил он, должен перестать быть «продажным товаром». Ценнейшая сторона его экономического учения, хотя и содержавшего в себе много утопического, заключается в понимании непримиримости противоречий между работниками и капиталистами.

Чрезвычайно велики заслуги Чернышевского в области эстетики и литературной критики. В произведении «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский дал уничтожающую критику гегелевского идеалистического понимания искусства и сформулировал основные принципы революционного реалистического искусства. Литературно-критические произведения Чернышевского, как и произведения Белинского и Добролюбова, оказали огромное влияние на развитие передовой русской литературы, живописи, музыки; они до настоящего времени сохранили своё значение. Искусство, по Чернышевскому, имеет своей задачей правдиво и реалистически воспроизводить жизнь, давать правильное объяснение ей и выносить приговор действительности. Он требовал от искусства критики крепостнических порядков и своими эстетическими принципами способствовал развитию в русском искусстве направления «критического реализма». Вместе с тем в самой жизни, в её развитии к новым, высшим общественным формам, утверждал Чернышевский, а не в абстрактных идеалах надо видеть истинно прекрасное. Он высоко поднял общественную идейную роль искусства. Чернышевский — крупнейший писатель, автор замечательных художественных произведений: «Что делать?», «Пролог» и др.

Царское правительство жестоко расправилось с Чернышевским: подвергло его гражданской казни и отправило после этого на каторгу и ссылку в Сибирь, где он провёл более 20 лет. Но ни каторга, ни ссылка не сломили воли этого замечательного революционера и мыслителя. Великий патриот своего народа, Чернышевский боролся против космополитизма Бабста, Чичерина, Каткова. Всей душой он ненавидел националистов, расистов. Всю жизнь отдал Чернышевский служению Родине, и его борьба за лучшее будущее народа сыграла великую роль. Важнейшие философские труды Чернышевского: «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855— 1856), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Антропологический принцип в философии» (1860). Важнейшие философские мысли высказаны Чернышевским в письмах к сыновьям из ссылки за 1876—1878 гг. и др.

В.И. Ленин ценил Чернышевского как великого революционера и мыслителя, замечательного писателя и публициста, властителя дум нескольких поколений русских революционеров. "Великий русский писатель", "величайший представитель утопического социализма в России", "великий русский революционер", "предшественник русской социал-демократии", - таковы некоторые из ленинских оценок.

В советские годы имя Чернышевского было присвоено многим улицам, площадям, учебным заведениям, в Якутии есть пгт. Чернышевский. Были установлены многочисленные памятники этому выдающемуся человеку и выпущены марки.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.