Categories:

"Мы пойдем другим путем"

В 1942 году Пасха была ранней, и праздник начинался в ночь с 4 на 5 апреля. Немцы отброшенны от Москвы на сто с лишним километров, но до Победы было еще очень и очень далеко. Но в сердцах людей жили три великие человеческие добродетели: Вера, Надежда, Любовь. Вера в безусловную победу советского народа, надежда на скорейшее освобождение от фашистских извергов и любовь к своей Великой стране СССР.

В условиях действующего коменданского часа, в 6 часов утра 4 апреля 1942 года по радио было передано распоряжение коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля.
В эту пасхальную ночь войны священики обращались к верующим: "Мы верим в воскресение света из тьмы. Свет, который внутри нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше—мужья, братья и сыновья, и дочери—в этот час стоит на страже нашей страны против сил тьмы. Храните в себе свет, веруйте в Победу. Победа грядет, как светлое воскресение."

По информации начальника УНКВД г. Москвы и московской области М.И. Журавлева...Основной состав верующих, присутствующих на богослужениях, — женщины в возрасте 40 лет и старше.
Они говорили: "Вот все говорят, что советская власть притесняет верующих и церковь, а на деле получается не так: несмотря на осадное положение, разрешили совершать богослужение, ходить по городу без пропусков, а чтобы народ знал об этом разрешении, объявили по радио."

"Боже мой, наш Сталин разрешил нам ходить всю ночь под Пасху. Дай ему Бог здоровья. Это ведь нужно же все помнить, даже о нас, грешных."

"Господи! Какой сегодня радостный день! Правительство пошло навстречу народу и дали Пасху справить. Мало того, что разрешили всю ночь по городу ходить и церковную службу служить, еще дали сегодня сырковой массы, масла, мяса и муки. Вот спасибо правительству!"

"Советское правительство поставило бедных наравне с другими людьми, а при царе они были втоптаны в грязь. Советская власть дала людям учение, защиту на работе, матерям и беременным помогает. Много нам правительство хорошего сделало, а Гитлер проклятый нашу жизнь искалечил. Прости. Господи, что на Пасху сквернословлю."

"Мы пойдем другим путем" - как это было..

Краткий очерк о революционных партиях 1890-х годов.

В 1890-е годы в России действовало несколько партий и групп социалистического направления. Первые из них старались подхватить знамя Народной Воли.
В 1893 г. была создана партия «Народное право». Ее костяк составляли народовольцы, вернувшиеся из ссылки. Многие из них жили в Саратове и в Орле (М.А.Натансон, Н.С.Тютчев, О.В.Аптекман). Программа, естественно, была народнической, и основная деятельность заключалась в выпуске брошюр (для этого в Смоленске была устроена типография). Они старались наладить связи с молодежью в столичных городах, и таким образом в этой организации оказались братья Черновы, братья Никитинские, известный в будущем адвокат Жданов.

В то же время в Петербурге действовала «группа народовольцев», лидером которой являлся М.С.Александров (писатель Ольминский). Интересный момент – его сестра, Л.С.Александрова работала в типографии в Смоленске, то есть состояла в группе «Народное право». Данная организация тоже стояла на позициях народников, при этом они не только выпускали литературу, но и занимались пропагандой в среде рабочих.
Обе группы были арестованы практически одновременно – полиция, следует признать, сработала в данном случае четко. Все члены групп оказались в ссылках, естественно, в разных местах. Кто-то получил разрешение жить в южных и юго-западных губерниях (как, к примеру, В.И.Чернов) – и именно там стали возникать группы партии эсеров. А вот те, кто оказался в восточной Сибири, в годы ссылки стали большевиками (это Александровы, А.Лежава и другие).

Но арестовала полиция не всех, два человека (А.А.Ергин и В.И.Браудо) остались на свободе (оба в то время, когда производились аресты, служили в армии), и они сформировали новую «группу народовольцев», причем использовали типографию разгромленной группы (ее полиция тоже не смогла обнаружить).
Здесь процитирую один полицейский документ:
«Неурожай и голод 1892 г. оживили деятельность народовольцев, они устроили типографию и выпустили листовку «Письмо к голодающим крестьянам», воззвание к рабочим и обществу и «Летучие листки Народной Воли». Одновременно в Петербурге и Москве образовались кружки с террористическим направлением. Между тем условия общественной жизни в своем поступательном движении выработали новые формы, и соответственно с ними в революционной среде появились новые течения. Террор и цареубийство перестали привлекать массы молодежи и утратили в ее глазах свой престиж, к тому же и большая часть интеллигентного общества стала более явно выражать свое несочувствие всяким резким проявлениям революционной мысли. Народились новые революционные группы, исключающие вовсе из своей программы террор или допускающие его только в виде компромисса на почве политической самозащиты. Появившиеся кружки народников, марксистов и народоправцев отвлекли огромное большинство революционных сил от народовольческих идеалов. Социал-демократическая пропаганда сделалась излюбленным занятием революционных групп и кружков, и народовольцам, чтобы не утратить всякое значение, пришлось пойти на уступки и приспособить свою программу и деятельность к требованиям времени.

Петербургская народовольческая группа, располагая типографией, решила приурочить ее к нуждам пропаганды среди рабочих, издавая разного рода брошюры агитационного характера, преимущественно социал-демократического направления, и только в своем органе «Летучий листок Народной Воли» поддерживала народовольческие тенденции, уклоняясь, впрочем, от прямого воззвания к террору…

Таким образом, арестованная в июле 1896 г. в Петербурге народовольческая группа, являясь прямой нравственной преемницей заветов Исполнительного комитета начала 80-х годов, должна была уступить требованиям времени, сохранив в неприкосновенности свое наименование, принуждена была несколько смягчить наиболее резкие стороны своей доктрины».
То есть данная группа, сохранив название «народовольцы», уже стала, по сути дела марксистской. И параллельно с ней в России действовала уже настоящая марксистская организация – Союз борьбы за освобождение рабочего класса. Которая печатала литературу именно в этой типографии (так называемая «Лахтинская типография»).
Так в борьбе жизнь выдвинула марксистов, а марксисты выдвинули В.И. Ленина.

7 сентября 1918 г. Президиум ВЦИК принимает Постановление о слиянии Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при ВЦИК. Президиум постановляет, что "новое учреждение должно называться Российским Телеграфным агентством при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете. Сокращенное название - РОСТА". РОСТА становится "…центральным советским информационным органом для всей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики". Как информационный орган союзной республики РСФСР РОСТА просуществует до 1935 года - в марте 1935 года по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР РОСТА было ликвидировано, и его функции переданы ТАСС...
7 сентября 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов и Совет Народных Комиссаров принял «Постановление о слиянии Петроградского телеграфного агентства и Бюро печати при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов». Новое агентство получило название Российского телеграфного агентства (РОСТА) при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете.

В 1904 г. три министерства Российской империи (финансов, внутренних и иностранных дел) выступили с инициативой создания первого в России официального информационного агентства. Министр финансов В. Н. Коковцов в письме на имя министра иностранных дел отмечал «назревшую потребность в независимом телеграфном обмене с заграницей и в широкой постановке внутренней торговой осведомленности», указывая на особое значение этого для формирования должного образа России за её пределами. Летом того же года проект образования Санкт-Петербургского телеграфного агентства был утверждён императором Николаем II.

С момента основания Санкт-Петербургское телеграфное агентство состояло в ведении министерства финансов России и субсидировалось им. Спустя 5 лет Агентство было переведено в ведение Совета министров Российской империи для «проведения в широкие слои населения необходимых сведений о взглядах и предначертаниях правительства».

После революционных событий 1917 г. Агентство было объявлено Центральным информационным органом при Совете Народных Комиссаров. В марте 1918 г. в связи с переездом нового правительства в Москву Петроградское телеграфное агентство было объединено с Бюро печати при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов; с сентября оно стало именоваться Российским телеграфным агентством, а также получило телеграфный адрес — «Москва-Вестник», на который со всех концов страны стали поступать телеграммы.

В годы установления советской власти Российское телеграфное агентство являлось крупной издательской организацией: массово выпускало печатные стенные газеты, плакаты, еженедельники, собственную газету «Агит-РОСТА», несколько общественно-политических, экономических, литературных и иллюстрированных журналов. Агентство также выполняло функции службы новостей и центра по инструктированию всей местной печати. При Агентстве была открыта первая в стране школа журналистики.

В годы военной интервенции и Гражданской войны в России возникла яркая форма наглядной агитационной работы Агентства — «Окна РОСТА» — серия плакатов на злободневные темы. В творческой группе «Окон РОСТА» работали талантливые молодые художники, поэты, журналисты, среди которых были Владимир Маяковский, Михаил Черемных, Иван Малютин.

Отделения Российского телеграфного агентства были распространены на Украине, в Закавказье, Туркестане. После образования СССР информационная служба страны была реорганизована. 10 июля 1925 г. Президиум Центрального Исполнительного Комитета принял решение о создании центрального всесоюзного информационного органа — Телеграфного агентства Союза ССР (ТАСС).

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.