Феликс Эдмундович Дзержинский
144-я годовщина со дня рождения товарища Ф.Э. Дзержинского!
11 сентября 1877

11 сентября 2021
Феликс Эдмундович Дзержинский ( 11.9.1877 - 20.7.1926 )
Большевик, нарком, рыцарь революции, создатель ЧК, беспощадно боровшийся с врагами Советской власти, восстанавливавший страну из разрухи и спасавший бездомных детей.
Юноше, обдумывающему житье,
решаюшему -
сделать бы жизнь с кого,
скажу не задумываясь:
- Делай ее с товарища Дзержинского.
В.В.Маяковский (поэма "Хорошо")
Дзержинский Феликс Эдмундович родился 11 сентября 1877 года по новому стилю в имение Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии. Умер 20 июля 1926 в Москве.
Выдающийся советский, партийный, государственный деятель, участник польского и российского революционного движения.
В 1895 году вступил в Литовскую социал-демократическую организацию, в 1900 - в Социал-демократию Королевства Польши и Литвы (СДКПиЛ). Вел партийную работу в Вильно, городах Царства Польского, Петербурге. Один из руководителей Революции 1905-1907 (Варшава).
С 1906 года представитель СДКПиЛ в ЦК РСДРП.
В 1907 г. избран членом ЦК РСДРП. Неоднократно арестовывался, дважды бежал, несколько раз освобождался по амнистии; провел на каторге и в ссылке 11 лет.
В 1917 вступил в РСДРП(б).
С августа 1917 член ЦК и Секретариата партии. В Октябрьскую революцию член Петроградского военно-революционного комитета.
С ноября 1917 член коллегии НКВД. 7(20).12.1917 по предложению В.И.Ленина назначен председателем ВЧК при СНК РСФСР, в задачу которой вменена борьба с контрреволюцией и саботажем.
С августа 1919 одновременно возглавлял Особый отдел ВЧК - военная контрразведка, а с ноября 1920 и охрана границ.
Нарком внутренних дел в 1919-1923, одновременно с 1921 нарком путей сообщения, с 1924 председатель Высшего Совета Народного Хозяйства - ВСНХ СССР;
с 1921 председатель Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК. С 1924 кандидат в члены Политбюро ЦК и Оргбюро ЦК ВКП(б), член ВЦИК и ЦИК СССР.
PS:
11 сентября 1950 года Четвертый судоходный канал Сталина...
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1950 года, по инициативе И. В. Сталина, было принято решение о строительстве Главного туркменского канала Амударья-Красноводск. Общеупотребительным определением стройки были "Сталинская стройка века", "Великая стройка коммунизма". "Воплощение сталинского плана преобразования природы". В среднем, в адрес стройки в 1951-1952 годах поступало ежемесячно (!!) до 1000 вагонов. Московские, уральские, ленинградские машиностроители слали технику, Дон - уголь, Сибирь - лес, Ташкент - кабель, заводы ЗИС (завод имени Сталина) и ЗИМ (завод имени Молотова) - автомобили, Алтай, Челябинск, Сталинград - тракторы и бульдозеры, Барнаул - земснаряды, ленинградская библиотека имени Салтыкова-Щедрина - 8 с половиной тысяч книг. На стройку приезжали выдающиеся деятели культуры и искусства - кинооператор Р. Кармен, певица Тамара Ханум, скрипач Исаак Рейдер и многие другие.
СПРАВКА:
-- первый – Беломорско-Балтийский (1931-1933),
-- второй – Волга-Москва (1932-1938),
-- третий – Волго-Донского канал (1948-1953).
