Categories:

Операция "Антифриз" и Партизанские Крылья

В районе Сталинграда в 1942 году морозы ударили рано (2-3 ноября). Остро встал вопрос об обеспечении танков, самолетов, автотранспорта антифризом. Вода в радиаторах в условиях морозов в степи и при ветре резко снижала боеготовность техники. И доставлять ее было сложно. Войскам требовалось не менее 20-30 тонн этой бесценной зимой жидкости. От этого зависела наступательная способность наших войск. Запасы антифриза были под Москвой. Но как перебросить их в кратчайшие сроки под Сталинград?! Авиаторы предложили: перевезти антифриз с помощью грузовых планеров. За четверо суток с 12 по 16 ноября 1942 г. мужественные пилоты-планеристы обоих полков выполнили около шестидесяти смертельно-опасных полетов и доставили войскам в Сталинград около 50 тонн антифриза. Таким образом молодые пилоты-планеристы внесли большой вклад в общую победу. Заметим, что переброска по воздуху на планерах такого количества груза и масштаб операции не имели аналогов в мире.

Операция "Антифриз"

Впервые в мире идею использовать планеры в военном деле предложил наш летчик-изобретатель Петр Гроховский.
По его идее был спроектирован и построен первый десантно-транспортный планер (1932 г.), который прошел госиспытания (летчик Владимир Степанчёнок). Создавались и другие конструкции («Г-11», «Г-1а», «ГН-4» и др.) конструкторов Олега Антонова, Сергея Яковлева, Николая Поликарпова. В предвоенные годы в СССР были разработаны несколько вполне пригодных для военного дела конструкций десантных и грузовых планеров. Широко развивался планерный спорт и было подготовлено несколько тысяч пилотов. К 1941 году серийно производилось уже несколько типов спортивных и боевых планеров сотнями единиц. Удачным оказался планер «Г-11», который обладал полезной нагрузкой в 1200 кг (поднимал 10 десантников), допускал буксировку со скоростями до 200-280 км/час серийными самолетами «СБ», «ДБ-3», «ЛИ-2» и другими. К началу августа 1942 г. на вооружении уже стояли 153 планера («А-7», «Г-11», «КЦ-20»).

Планеры в войне впервые были применены в начальной стадии боев за освобождение Калининской области от немецко-фашистских захватчиков в Вяземской воздушно-десантной операции (январь - февраль 1942 года). Под г. Вязьму (Озерная) и г. Юхнов (Знаменка) было десантировано около тысячи бойцов. Много боеприпасов и вооружения.

В 1942-1944 гг. грузовые планеры широко использовал командующий 3-й Воздушной Армией генерал Михаил Громов. Он организовал десанты на оз. Ильмень, оз. Селигер (янв. 1942 г.) и в помощь партизанам Белоруссии.

В районе Сталинграда в 1942 году морозы ударили рано (2-3 ноября). Остро встал вопрос об обеспечении танков, самолетов, автотранспорта антифризом. Вода в радиаторах в условиях морозов в степи и при ветре резко снижала боеготовность техники. И доставлять ее было сложно. Войскам требовалось не менее 20-30 тонн этой бесценной зимой жидкости. От этого зависела наступательная способность наших войск.
Запасы антифриза были под Москвой. Но как перебросить их в кратчайшие сроки под Сталинград?! Авиаторы предложили: перевезти антифриз с помощью грузовых планеров. В тот период под Москвой были сформированы два авиапланерных полка (АПП) на аэродромах в районах г. Киржач и п. Тейково (Подмосковье). В полках были на вооружении планеры «А-7», «Г-11» и буксировщики «СБ», «ДБ-3», «ЛИ-2». Все пилоты прошли специальную подготовку для полетов ночью и были готовы к выполнению боевого задания. Планеры «Г-11» имели простую конструкцию и управление - две педали и штурвал. Они изготавливались в основном из авиационной фанеры. А технология изготовления настолько проста, что планеры могли выпускать даже мебельные фабрики наряду с авиазаводами. После отцепки от буксировщика (ручка слева от пилота) планер бесшумно планировал и мог совершить посадку на необорудованной площадке (скорость около 80 км/час). Полеты совершались в основном ночью, и на планерах стояла специальная фара. Обычно десантно-грузовые планеры рассчитаны на одноразовое боевое применение. После посадки их использовали в Сталинграде на дрова.

Операция «Антифриз» началась 12 ноября 1942 года поздно вечером в сложных условиях: низкая облачность, ветер, мороз, снег, ограниченная видимость. Да и пилотировать тяжелогруженый планер (5-6 двухсотлитровых бочек) не просто. Полет - 4-5 часов на предельно низкой высоте (менее 100 метров) до первой посадки под Тулой или под Саратовом на стометровом буксировочном тросе требовал от пилота огромного напряжения всех сил. В ночном полете один ориентир - раскаленные патрубки двигателей буксировщика. Связи с ведущим не было. Пилоты потом говорили: «Карабкались к Сталинграду на пузе». Через час такого полета в глазах все двоилось, появлялись миражи… Ниже пояса тело пилота коченеет (через щели «свищет» ветер), а выше пояса - весь в поту (сложнейшее пилотирование!).

В Саратове (аэродром «Энгельс») - ночная посадка. Затем короткий отдых - и опять взлет в темноте. Уже через 2-2,5 часа полета - Сталинград! Весь рейс занимал 8-9 часов изнурительного полета.
Не обходилось и без потерь: ночные истребители «МЕ-110» («Совы») Люфтваффе охотились в первую очередь за планерами. Бились, к сожалению, и на посадках: неимоверная усталость пилота, управляемый с большим трудом тяжелогруженый планер, ветер, ночь… Особые сложности - в воздухе в районе Сталинграда: тут фашистские истребители старались атаковать планеры в предрассветное время при заходе на посадку (аэродром «Жутово»).

В Москве в штабе перелета получали и грустные радиограммы «32751» (самолет не прилетел) или «55427» (пилот планера убит).

За четверо суток с 12 по 16 ноября 1942 г. мужественные пилоты-планеристы обоих полков выполнили около шестидесяти смертельно-опасных полетов и доставили войскам в Сталинград около 50 тонн антифриза. Таким образом молодые пилоты-планеристы внесли большой вклад в общую победу.

Заметим, что переброска по воздуху на планерах такого количества груза и масштаб операции не имели аналогов в мире.

Все пилоты, участники операции «Антифриз» были отмечены благодарностью наркома СССР и поощрены месячным окладом. Много позже их наградили медалями «За оборону Сталинграда».

А в истории авиации появилась интересная запись: «Два авиационно-планерных полка ВДВ КА с 12.11.42 по 16.11.42 с аэродрома «Медвежьи озера» (район Москвы) на аэродром «Жутово» (Сталинградский фронт) перебросили специальный груз для танковых соединений».

Мужество и самоотверженность пилотов-планеристов навсегда вошли в историю и будут служить примером для нашей молодежи. Планеры использовались довольно широко в течение всей войны.
Игорь КРАСЯКОВ

ПАРТИЗАНСКИЕ КРЫЛЬЯ

Еще до начала войны у нас был накоплен опыт создания многоместных планеров. Они пользовались всемирной известностью. Так, например, большинство международных рекордов на двухместных планерах принадлежало советским планеристам, Впервые а мире наши планеристы установили рекорды высоты и продолжительности полета на трехместных планерах, В 1932 году наши летчики испытали восемнадцатиместный планер «Яков Алкснис», а в 1934-м из Москвы в Коктебель и обратно летал на буксира пятиместный планер TN4. Испытывались и другие конструкции. Все это позволило к началу войны создать ряд образцов многоместных десантных планеров, рассчитанных на различные условия боевого применения.
Наиболее распространенными в воздушно-десантных войсках Советской Армии на фронте были планеры Г-11 конструкции В. К. Грибовского и А-7 — О. К. Антонова. Планеры эти строились крупными сериями (до 500 штук) и широко использовались в боевых операциях по снабжению партизан, особенно на Белорусском фронте. Планер Г-11 был предназначен для транспортировки по воздуху отделения бойцов из 11 человек с полным вооружением, при этом один из них был пилотом. Буксировался Г-11 обычно самолетом СБ или ДБ-3Ф.

В апреле 1943 года командование военно-десантных войск Советской Армии провело большую планерно-десантную операцию с прифронтовых аэродромов», ~ — вспоминает об использовании планеров в боевых операциях один ИЗ руководителей партизанского движения в Белоруссии, В. К. Лобанок, в своей книге «В боях за Родину». Руководили этой операцией инженер-полковник П. В. Цыбин, летчики-испытатели С. Н. Анохин, Г. С. Малиновский, М. Ф. Романов, П. Г. Савцов, В. Н. Чубуков. В операции участвовала большая группа специально подготовленных пилотов-планеристов для полетов в ночное время. Всего было отбуксировано на партизанские посадочные площадки 133 планеров различных типов, на которых перебросили 215 тонн боевых грузов и 472 человека.

«Для немецкой авиации и наземных частей, — пишет В. К. Лобанок, — эта операция была совершенно неожиданной, и противник не сумел сколько-нибудь эффективно помешать ее проведению. Ни один планер не был уничтожен в воздухе».

Обычно, десантные планеры имели одноразовое боевое применение.' На них доставлялись грузы в партизанский край с посадкой на такие небольшие по размерам посадочные площадки, что взлет с них буксирного поезда был невозможен и планер приходилось уничтожать. Однако бывали исключения.

Ранней весной 1943 года в партизанский отряд, которым командовал капитан Н, Ф. Титков, прибыли десантные планеры С боевым грузом. В числе пилотов был С. Н, Анохин, впоследствии Герой Советского Союза. Двум раненым партизанам требовалась срочная медицинская помощь, которую на месте оказать было нельзя. Летчик Желютов и планерист Анохин решили вывезти раненых. Они соединили самолет ДБ-ЗФ с планером коротким тросом, и той же ночью санитарный «аэропоезд» вылетел на Большую землю.
Подобных боевых эпизодов использования десантных планеров на фронтах Великой Отечественной войны было немало.

И. Костенко

Необходимость в десантном планере стала очевидна сразу после начала Великой Отечественной. Нужен был крайне дешёвый, простой в управлении и изготовлении транспортный воздушный аппарат, в идеале - бесшумный для скрытной переброски войск специального назначения и грузов через линию фронта или в районах господства в воздухе авиации противника. Идеальным решением тех лет был тяжёлый планер. В 30-е годы в СССР началася самый настоящий бум планеризма, авиа- и парашютного спорта - советская молодёжь рвалась в небо. Планерные клубы открывались даже в колхозах и совхозах - для этого не требовалось никаких разрешений и лицензий. Опыт успешного конструирования планеров был у сотен конструкторов-энтузиастов, опыт пилотирования имели десятки тысяч ребят и девушек.

Задание на разработку выдали ОКБ-28 под руководством опытного планериста и конструктора Владислава Грибовского, построившего к этому времени уже полтора десятка планеров и столько же самолётов. 7 июля 1941 года. Конструктов Яковлеву, курировавший правительственное задание поставил очень сжатый срок - два месяца на создание чертежей и прототипа. Грибовский дал слово и первые чертежи были готовы 11 июля, а 2 августа собрали первый прототип. Планер под названием Г-29 поступил на правительственные испытания 1 сентября 1941 года. Он был исключительно прост и технологичен в изготовлении и мог собираться на обычных мебельных фабриках. Машина таких габаритов была очень лёгкой - менее тонны. Планер имел неубираемое шасси с колесами для взлета и посадочную лыжу для посадки на снег и мягкий грунт, для чего колесное шасси сдвигалось назад-вверх. Кабина пилота имела минимальный комплект приборов и сбрасываемый фонарь. За ней располагался десантно-грузовой отсек длиной 3,2 м и шириной 1,3 м. Десантники сидели на дощатых скамейках, расположенных вдоль бортов фюзеляжа. Конструкция оказалась очень удачной. После небольших доработок десантный планер Грибовского запустили в серийное производство под обозначением Г-11 (или Гр-11, по количеству перевозимых десантников). Постройкой планера занимались деревообрабатывающий завод № 471 в городе Шумерля и фабрику №494 в поселке Козловка. В городе Шумерля у завода планеру стоит памятник.

Всего было выпущено в 1941-1942 годах более 300 планеров. С конца 1943 его стали собирать на заводе в Рязани, куда Грибовского назначили Главным конструктором. Отзыв лётчика-испытателя был очень положительный: "Запас рулей вполне обеспечивает вывод планера из самого тяжелого положения. Управление Г-11 подобрано чрезвычайно удачно...обеспечивает полную управляемость в трудных условиях при любых вариантах загрузки. При выполнении фигур пилотажа — штопора, переворота и бочки планер быстро выходит без запаздывания в нормальное положение. Посадка во всех вариантах загрузки проста и выполняется на малых скоростях". Да, грузовой планер мог ещё и выполнять фигуры высшего пилотажа. Планеры Г-11 был выбран в качестве основной модели десантно-транспортного планера Великой Отечественной и он не подвёл, активно применялся для снабжения партизан в 1943-1944 годах. Планер Грибовского показал высокую надежность и достаточную для выполнения таких сложных задач эффективность, получил высокую оценку партизан. Рассчитывавшийся как одноразовая машина он обладал таким запасом прочности, что лётчики, сумевшие сделать посадку у партизан, поднимали планер на буксире и он далее своим ходом, приняв на борт раненых партизан, следовал за линию фронта. Планер был практически незаметен ночью и совершенно бесшумен. За свой вклад в партизанское движение Грибовский был удостоен медали «Партизан Отечественной войны». Неискоренимым недостатком такой схемы был недостаток пилотов, способных управлять тяжёлым планером в ночных условиях - после перелёта к партизанам пилот оставался у них и эвакуировать его назад было крайне сложно. К тому времени почти все довоенные планеристы подходящей квалификации уже переучились на лётчиков и летали на самолётах, а готовить новых планеристов в условиях нехватки квалифицированных лётчиков руководство ВВС сочло излишним. Это было одной из важных причин недоиспользования большого потенциала тяжёлых планеров.

В.К.Грибовский, 1939
В.К.Грибовский, 1939

Очень интересна и показательна судьба самого Владислава Константиновича Грибовского. Мальчишка из Гатчинского сиротского приюта практически не имел шансов реализовать себя в сословной "России-которую-мы-потеряли". В 1919 году парень вступает в РККА, воююет на фронте, защищая Питер от войск Юденича, ранен, вернулся в строй, а вскоре смышлёного красноармейца направляют в артиллерийскую школу, затем авиашкола. Грибовский в 1924 году становится лётчкиком-истребителем, затем инструктором Серпуховской лётной школы. В качестве увлечения он конструирует планеры. На его моделях ставятся рекорды - всесоюзные и мировые, его модели широко используются в подготовке лётчиков. Тушинский аэродром в Москве в качестве основного аэродрома ОСОАВИАХИМа основан по инициативе Владислава Константиновича. В 1938 году на базе Московского конструкторского бюро и планерного завода создается опытный отдел и Грибовский становится его руководителем. Он создаёт очень успешные, простые и дешёвые учебные самолёты на базе ОСОАВИАХИМа. Да, это была чисто добровольная, негосударственная организация, которая имела свою производственную базу, где энтузиасты могли создавать самолёты, планера, аэросани, катера и прочий хай-тек того времени. За свои заслуги Владислав Константинович Грибовский награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и многими медалями. С 1947 года Владислав Константинович директор авиазавода. Сейчас его имя практически забыто. Да кто он такой, чтобы его помнить - подумаешь, какой-то лётчки, энтузиаст, создавший 17 планеров и 14 легкомоторных самолётов. Вот если бы был "незаслуженно репрессирован" или оставил мемуары на тему как он всю жизнь ненавидел "проклятый совок", дело было бы, конечно, совсем другое. Пока в стране был жив планерный спорт, Грибовского помнили и чтили.
Можно ли представить такую карьеру и реализацию его таланта для общества для провинциального сироты что в "России-которую-мы-потеряли", что в той, которая сейчас нашлась? А в СССР это было обыденностью. СССР строили в массе своей вот такие Люди. "Даже" не Герой Социалистического Труда или Советского Союза, "просто" орден Ленина, "просто" три десятка созданных планеров и самолётов, просто помощь Родине его машин в критический момент - под Сталинградом, когда от морозов встала техника, "просто директор авиазавода". Про таких как он говорили "оставил след в небе." Один из не самых последний Людей тех, кто строил первое в человеческой истории Общество Будущего.
Павел Краснов
Источник

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.