Гурьев Игорь (egor_23) wrote,
Гурьев Игорь
egor_23

Марксизм 40 (Экономика)

Отвечу на некоторые комментарии, где доказывается, что плановая экономика, по сравнению с рыночной есть шаг назад, ибо развитию не подлежит. Не смотря на постоянные кризисы, рынок как агрессивная среда, двигает человека вперед, и именно эта агрессивность воспитывает человека, как гражданина со всеми отсюда исходящими догматами. Правы и те, кто утверждает что у большевиков был шанс развить капитализм в России (Рыночные отношения), и что НЭП довольно успешен. На это я уже ответил в прошлых статьях:

      1. Марксизм 35 (Экономика)
            2. Марксизм 36 (Экономика)
                 3. Марксизм 37 (Экономика) +ССЫЛКИ на весь цикл.
                       4. Марксизм 38 (Экономика)
                           5. Марксизм 39 (Экономика)

                                                  Потому я вынужден сделать некий краткий итог написанному:
1. Простой вывод- большевики не для того брали власть, что бы снова отдавать экономику буржуазии. Да они бы костьми легли (И ложились. Мы не очень понимаем что такое большевик, а ведь это такой тип человека, который считал самоубийство как проявление слабости. Сейчас трудно понять таких людей, способных стуками работать только потому, что так надо) бы, но не отдали бы Марксизм в руки буржуя.
2. ЭКОНОМИКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА ПРАВА! Когда я слышу доказательства своей правоты от "рыночников", я понимаю что и они правы-просто они предлагают именно такую модель экономики для развития государства и она, эта модель имеет право на жизнь, тем паче опыт построения общества империализма ого-го какой-века! Надо сказать еще вот о чем-я не экономист, и уже писал, что до последнего отказывался писать статьи про экономику, ибо сам гуманитарий, и мало разбираюсь в экономических выкладках. И тем не менее, я всегда удивлялся тому, что даже моих знаний (А в них очень мало конкретики только фундамент) хватает, что бы раз за разом убеждаться в своей правоте, а все доводы "рыночников" всегда звучали неубедительно. Я даже могу их легко перечислить. Не верите?
                                                    Судите сами:
а. Это беспрекословное подчинение всех людей, включая власть, закону.
в. Три независимые ветви власти+свобода слова (Плюрализм мнений).
с. Мировое общее хозяйство-равные права на мировом рынке через международное юридическое право и общие организации, созданные для решения спорных вопросов.
d. Конкуренция, предпринимательство, банковский кредит, инвестиции.

Продолжать? Как видите, я по полкам раскладываю современную демократию, и специально не внес пункт выборов, и тем не менее, после ответа на вопрос Марксизма, вся эта "разборка" становится нулем. Вопрос примерно звучит так- а для какого класса все это делается в-первую очередь? И всё! Вы хоть как разукрашивайте мои пункты-конец то один-для класса буржуазии, который к слову говоря, за последние 15 лет уменьшился в два раза. Отныне в мире происходит (Как писал и предупреждал Ленин) концентрация капитала в узких кругах, и этот круг будет сужаться.
3. Лично для меня нет очевидных доказательств успешности рынка. Мне всегда говорят что "мерседес" лучше "жигулей", и этот аргумент почему-то считается уж очень правильным. (И он звучит на ТВ как аргумент-представляете?) И дело не в том что на Западе не так уж и много людей на "мерсах". Пусть катаются. Сегодня легко человека убедить дав ему час в стуки бесплатного интернета, или половину скидки на последний телефон-какие тут аргументы? Я всегда "за"-да, говорю стало лучше, и магазины красивее, и девушки на плакатах ничего так, и кафе огнями сияют, да мало ли. Нравится пользуйтесь. Только где тут человек? Его желания да, его инстинкты-да, а человек? Отмечу-речь идет о том кто хозяин, и я тут проигрываю, ибо мне сразу говорят-пусть хозяин, зато у меня машина, а то что сосед спился, так сам виноват-работа есть всегда. И где мои аргументы? Да я хоть сто фактов приведу против этого-результатов ноль. Что толку, что все знают, что, не смотря на застой некий в экономике СССР, в начале 80-х, она все-таки развивалась. Понимаете? Не уходила назад, не имела кризисов, а просто двигалась вперед. Медленно? Бывало и медленно, но шла!

На моих глазах в районе у нас строили дороги, куда я еще помню, после дождя, было не проехать. Эти дороги стоят до сих пор, и их не ремонтируют. Это как раз начало 80-х. Я два раза ходил (1983 и 1985 г. ) на концерт Кобзона у нас в селе. К нам постоянно приезжал театр, включая кукольный. Хоккейная команда села+в каждой деревне своя и соревнования каждый год. К нам в район приезжали иностранные экскурсии за тем, что бы посетить фермы построенные по последнему слову техники. Сейчас от них одни стены. Каждую весну, первый кто залезал на столб, снимал ключ от квартиры. Строили дома учителям, мы школьники не "вылазили" из экскурсий. Мой одноклассник посетил "Артек", а по школе, не только он. Именно тогда наши улицы озарились огнями, и ночью было светло как днем. На ж/д, на моих глазах вместо тепловозов стали электровозы, и прошел второй путь (Который успешно разобрали в годы "перестройки"-его щас нету-ка). Так развивался и Курган. Говорят застой, а строительные бригады работали в три смены и СПТУ не успевали давать специалистов. Открывались магазины, расширялся ж/д вокзал, рестораны были полны людьми и рабочими людьми. (Мой папа очень любил посетить его с мамой, как только мы приезжали в гости к родственникам, а ездили мы часто. Мой папа был простой шофер, а мама зубным врачом) Выпускники моей школы моментально находили работу, уходя работать обыкновенным слесарями (з/п до 200 рублей), и сдавая на права, после армии садились на машину, и мы, кто учился в ВУЗах, только получали диплом, когда у них уже были собственные дома, и считались они уже профессионалами работая на "КАМАЗах". Начнем считать-окончание школы в 16 лет. 18+2=20 (Армия. Уже 4 года стажа+вод. уд-е) 20+3(4)+24 года, уже семья и звание шофера (Мои одноклассники уже были комбайнерами учась заочно в ВУЗзах от колхоза/совхоза) и разумеется один ребенок минимум. Считаем сегодня (У меня сын закончил школу и ВУЗ). 18 ЛЕТ ОКОНЧАНИЕ ШКОЛЫ- И КТО они в 25 лет? И имейте в виду, у подавляющего большинства молодежи, вообще в этом возрасте не просматривается перспектива жилья-поняли разницу теперь? Но, я отвлекся.
 

Теперь определимся с таким понятием как человек-он зачем? То, что репрессии не прекращались никогда, ясно как солнышко на небе-но ради кого и кто проводит эти репрессии? Я уже не раз и не два обращал внимание читателей, что они будут всегда, и рынок похоронил людей в сотни раз больше чем социализм, где репрессиям подвергались в основном преступный элемент (Особое совещание которое осуждало тех, кто не попадал под доказательную базу юристов-кстати Сталина точно так-же осуждало такое-же совещание при царе и не ошиблось ни разу) и интеллигенция/паразиты. В чем поразительная разница? Образование и культура! И прошу заметить, что такие вопросы, как культура и что сие есть, поднимаются только у нас в России, но не на Западе, где быть "конкретным неучем" в элите страны не шок, и не что-то из ряда вон. Удивляет меня другое-это отсутствие комментариев. Хамства в соц. сетях достаточно, а вот комментариев только два, от довольно симпатичных и умных людей. В чем тут фокус? Хотя ответ очевиден-не способность и еще страшнее-не желание "переваривать" сложности. На один отвечу-походы в магазин-что имел в виду? Все просто-а что там в магазинах делать? Часами бродить/тусоваться? А смысл? Получается семья дешевле чем просмотр витрины? Это и имел. Чувствую что пора заканчивать с экономикой.
Как к примеру работала наука в СССР? Надо сказать, что все что мы сегодня считаем Западным прорывом, как раз было открыто в СССР, начиная от микроволновой печи (Аж 1939) и кончая сотовым (1953-1962)+ те же автоматы в коробках передач. Мой дедушка еще колесил по дорогам на этом автомате проклиная коробку в мороз.
Нарисую простую схему. Допустим государству нужен результат в том или ином проекте-что делалось? Не вливались миллиарды через подставные фирмы и банки, а все работы проектных организаций выполнялись по заказам соответствующих министерств. В задании, сопровождавшем заказ, указывались плановые показатели, как проекта, так и проектируемого объекта. Это: сроки выполнения проекта, стоимость проекта (без фонда зарплаты), стоимость проектируемого объекта, а также основные технические характеристики объекта. Одновременно в задании приводилась премиальная шкала за превышение плановых показателей. За сокращение сроков проектирования, уменьшение стоимости проекта или объекта проектирования, улучшения важнейших параметров объекта указывались конкретные значения премии в рублях. У каждого заказа имелся премиальный фонд исключительно для сверхплановых работ в размере 2% от стоимости проекта. Неизрасходованные деньги этого фонда после завершения проекта возвращались Заказчику. Для некоторых особо важных заказов в премиальную шкалу могли включаться автомобили, квартиры и правительственные награды, которые также не всегда оказывались востребованы.
Для каждого проекта руководством организации назначался руководитель, как правило, не занимавший административной должности. Это Вам не сегодня руководить промышленностью ни разу не побыв инженером. Руководитель проекта набирал временный коллектив для выполнения проекта из сотрудников одного или нескольких подразделений организации с согласия руководителей этих подразделений. Иногда в состав этого коллектива могли включаться и сотрудники других организаций, участвующих в проекте. Одного из членов коллектива руководитель проекта назначал своим заместителем. В процессе работы над проектом руководитель мог исключить из коллектива любого члена. Каждый член коллектива независимо от занимаемой должности изначально получал 1 балл, характеризующий долю его участия в работе над проектом. Руководитель получал добавочно 5 баллов, а его заместитель – 3. В процессе работы руководитель мог добавить любому участнику проекта от одного до трех баллов, в зависимости от вклада в проект. Это делалось открыто с объяснением причин всему коллективу, что означает простую вещь-ДЕМОКРАТИЮ не на словах. Рационализаторские предложения, обеспечивающие сверхплановые показатели проекта оценивались в 3 балла, а заявки на изобретения — в 5 баллов. Эти баллы авторы делили между собой по взаимному согласованию. (Когда я работал на Комбинате, ибо до армии окончил СПТУ, у нас в цехе было три рационализатора, и они надо сказать работали над своими проектами просто с какой-то фанатичной преданностью и результат одного из них-отлив муфты для соединения кабелей, был готов еще при мне-а я до армии проработал на нем всего 6 месяцев. Готов и внедрен и Ваш покорный слуга последние две муфты, получил именно из этого агрегата что было в разы удобнее. Мне было 17-18 лет, когда я уже самостоятельно мог соединить любой кабель) К моменту завершения проекта каждый участник знал сумму причитающихся ему премиальных, зависящих от числа набранных баллов и общей суммы сверхплановой премии за проект в соответствии с известными всем премиальными шкалами. Сумма премии окончательно утверждалась на заседании государственной комиссии, осуществляющей приемку проекта, и буквально на следующий день все участники проекта получали причитающиеся им деньги.
В случае проектов с большим бюджетом, выполнявшихся в течение несколько лет стоимость одного балла могла составлять десятки тысяч рублей (десятки тысяч современных долларов). Поэтому все члены коллектива с большим уважением относились к людям, обеспечившим получение таких высоких премий — к лидерам проекта, что создавало отличный моральный климат. Склочники и лентяи либо изначально не попадали во временный коллектив, либо исключались из него в ходе работы над проектом. (Вот что такое настоящая конкуренция а не Сколково, куда убиты миллиарды) Лица, набиравшие большое число баллов в различных проектах быстро продвигались по служебной лестнице, то есть это еще и механизм ( великолепный надо сказать) отбора кадров.

Тут самое время сказать о войне. Два значительных события завершающей фазы Второй мировой войны ознаменовали собой начало качественно нового этапа мировой истории:
1. 8 сентября 1944 года начался регулярный обстрел Лондона немецкими управляемыми баллистическими ракетами ФАУ-2;
2. 6 августа 1945 года США сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима. (Второй город в Японии показал СССР что США имеет уже урановую бомбу. Об этом сегодня мало кто знает-В чем разница? Атомную очень трудно нести до объекта а урановая как дешевле так и безопасность ее транспортировки выше намного)
Таким образом, на нашей планете были созданы и применены (пока ещё раздельно друг от друга) дееспособные промышленные образцы принципиально новых управляемых средств доставки боезарядов на дальнее расстояние, а также принципиально новые боезаряды огромной разрушительной силы. Объединение этих двух качеств в одном виде оружия – управляемой баллистической ракете-носителе ядерного заряда могло предоставить его обладателю невиданные ранее военно-стратегические возможности, а также гарантировать безопасность от любой внешней угрозы. Оружие это имело большие перспективы развития, как по осуществлению неограниченной досягаемости целей, так и по увеличению мощности доставляемого заряда.
Гонка вооружений–это объективный, самоподдерживающийся процесс, развивающийся по логике «противоборства брони и снаряда», когда на создание более совершенного средства поражения, вероятный противник вынужден отвечать созданием соответствующего эффективного средства защиты (и наоборот) и так до бесконечности. При условии наличия у сторон «абсолютного» ракетно-ядерного оружия, такое поведение участников гонки вполне понятно. Каждый опасается, что как только соотношение их боевых возможностей достигнет такого уровня, когда одна сторона сможет гарантированно уничтожить другую сторону безнаказанно или с приемлемым для себя ущербом – она по собственному усмотрению может сделать это в любой, удобный для себя, момент времени.

СССР был разрушен до Москвы, и "чаго" делать? Планы уничтожения СССР рождались каждый месяц, и почему бы им не рождаться? США как "ЛИДЕР" НЕ БЫЛ ИДИОТОМ И ПОНИМАЛ, ЧТО СССР НАДО ДАВИТЬ ПОКА ГОРЯЧО. Потому, не отстать в гонке–это был вопрос жизни, поэтому под её потребности вынуждена была подстраиваться вся страна. И «сталинская экономическая система» опять подтвердила свою высочайшую эффективность. Именно, благодаря её уникальным свойствам, стране оказались по силам величайшие научно-технические проекты и огромные экономические затраты, необходимые для создания новых видов вооружений. Буквально с нуля приходилось создавать целые промышленные отрасли и научные направления — так в первой половине 50-х годов было создано два специализированных министерства, «заточенных» под ракетно-ядерную тематику:
Первое: 26.06.1953 г. — Министерство среднего машиностроения (МСМ) – специализированная отрасль, которая занималась разработкой и производством ядерных боезарядов;
Второе: 02.04.1955 г. Министерство общего машиностроения (МОМ) – специализированная отрасль, которая занималась разработкой и производством ракетно-космической техники.
Ракетно-ядерная гонка так же вызвала резкий рост потребности страны в алюминии и мощностей, уже имеющихся алюминиевых заводов, стало явно не хватать. Алюминий–это основной металл, из сплавов которого делают ракеты, самолёты и космические аппараты, а так же некоторые виды облегчённого броневого покрытия, востребованного в условиях применения ядерного оружия. Спецификой алюминиевого производства является то, что оно очень энергоёмко — для выпуска 1000 кг чернового алюминия необходимо затратить около 17 тыс. кВт·ч электроэнергии, поэтому, прежде всего, необходимо было создать мощные источники электроэнергии:
                                                  Построены мощные гидроэлектростанции (ГЭС):
- Братская ГЭС (4500МВт) – в 1954-67 г.;
- Красноярская ГЭС (6000МВт) – в 1956-71 г.;
- Саяно-Шушенская ГЭС (6400МВт) — в 1963-85 г.
                                                             Крупные алюминиевые заводы:
- Братский алюминиевый завод – в 1956 – 66 г.;
- Красноярский алюминиевый завод – в 1959 — 64 г.;
- Саянский алюминиевый завод – в 1975 — 85 г.
"Свободных людей" не было, и их можно было только изъять с других, менее важных в те времена, направлений - именно поэтому сворачивались судостроительные программы, проводились массовые сокращения Вооружённых Сил и прочие подобные мероприятия. Какие-то из отраслей и научных направлений объективным причинам, вырывались вперёд, какие-то отставали, но неумолимые законы гонки вооружений диктовали свои условия. Ждать наступления момента пропорционального развития всех отраслей и направлений, достаточного для создания идеального оружия, было некогда и невозможно. Хоть какое-то оружие сдерживания нужно было уже сейчас и сразу-и оно создавалось из того, что было, опираясь на уже достигнутые (не всегда ещё совершенные) научные, конструкторские и технологические возможности. Таким образом, гонка вооружений это, прежде всего, гонка реальных экономических, организационных, научных и технологических возможностей государств.
Теперь без дальнейшего "полета" нельзя обойти стороной и промышленность СССР. Как там был налажен труд? В плановые показатели предприятий ежегодно включался пункт о снижении себестоимости производимой продукции на определенное число процентов за счет совершенствования технологии. Для стимулирования этих работ создавался специальный премиальный фонд аналогичный двухпроцентному фонду проектных организаций. Создавались временные коллективы с такими же баллами, задачей которых было снижение себестоимости определенной продукции. Одновременно члены этих коллективов выполняли и основную работу. Итоги подводились в конце года и тогда же выплачивались премии. Предприятию давалось право, по меньшей мере, год продавать продукцию с более низкой себестоимостью по старой цене и из этих денег формировать сверхплановый премиальный фонд.
В результате производительность труда в СССР в те годы росла быстрее, чем в любых других странах. Скажу тут и про образование-в ВУЗах, к примеру, педагогическая деятельность считалась основной, а научная рассматривалась как сверхплановая. Для учителей и медицинских работников применить Бериевскую МПЭ не удалось, скорее всего, потому, что их деятельность не является коллективной. Однако понятие сверхплановой работы оказалось применимо и к этим категориям. Оклад учителей устанавливался исходя из 18-часовой нагрузки в неделю. Но при большом количестве учеников допускалась нагрузка 24 часа или даже 30 часов в неделю с соответствующим увеличением зарплаты. Кроме того, были предусмотрены надбавки за дополнительные работы, например, классное руководство. Врачи и медперсонал могли работать дополнительное количество часов на полторы или даже на две ставки. Поэтому, как следует из исследований ЦСУ, доход в семьях врачей был в полтора раза выше, чем в семьях рабочих, (Я сам из такой семьи) а учителя средней школы имели доход такой же, как у инженерно-технических работников промышленности. Но сегодня мало вообще кто знает, но при Сталине были и артели, где помимо обычного фонда оплаты труда существовал премиальный фонд, на формирование которого выделялось 20% прибыли. Этот фонд распределялся между артельщиками, в соответствии с баллами трудового участия. Величины этих баллов определялись по рекомендации председателя артели на общих собраниях всех пайщиков. Ежемесячный доход членов артели даже при минимальном трудовом участии, как правило, в 1.5 – 2 раза превышал основной оклад. Но, при этом все артельщики, включая выбранного начальника, также участвующего в конкретном производстве, работали добровольно с максимальной интенсивностью, и с ненормированной продолжительностью рабочего дня. Доход каждого артельщика зависел не только от количества произведенной продукции, но также от качества и от разнообразия ассортимента.
...Продолжение следует... поговорим о бизнесе при Сталине...в том числе!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments