Гурьев Игорь (egor_23) wrote,
Гурьев Игорь
egor_23

Categories:

Декреты 1918 года (шестая часть)

ПРОДОЛЖЕНИЕ...
А.Борцов, ("Нации и идеологии") «...Либерализм - политическая платформа уродов и пройдох, стремящихся правовым образом сохранить награбленное, уворованное, стащенное.»

Обращение «К трудящемуся населению всей России» 21 февраля 1918 г.
Рабочие, солдаты, крестьяне!
Советская власть была поставлена народом под знаменем борьбы за мир. Мы, Совет Народных Комиссаров, обратились с предложением общих мирных переговоров ко всем воюющим странам. Союзные правительства отвергли наше предложение и поддерживали против нас Духонина, Каледина, Алексеева, Киевскую раду и румынское правительство, стремясь сорвать нашу борьбу за мир. Германское и австрийское правительства вступили в переговоры. Но мир, который они нам предложили, оказался построенным на захвате и насилии. Рабочий класс Германии и Австрии, уже пробужденный русской революцией, еще не сумел, однако, справиться со своими империалистами.
Мы, Совет Народных Комиссаров, считали, что сейчас революционная Россия не может взвалить на свои израненные плечи бремя новой войны. Не подписывая аннексионистского мирного договора, мы заявили, однако, что демобилизуем нашу армию и состояние войны с Германией объявляем прекращенным. Это означало, что германскому народу не грозит более никакой опасности с нашей стороны. Наступление Германии являлось в этих условиях не чем иным, как открытым и явным разбойничьим набегом. Это, однако, не остановило германские власти. Выждав развитие нашей демобилизации и не сделав даже предупреждения за семь дней, как полагалось по условиям перемирия, правительства Гогенцоллерна и Габсбурга двинули свои войска в наступление против революционной России. Разрозненные остатки наших войск почти без сопротивления отступили перед организованным натиском врага. Неприятельские войска, заняв Двинск, Венден, Луцк, продвигаются вперед, угрожая отрезать важнейшие пути сообщения и удушить голодом важнейшие центры революции.
Считаясь с настроением нашей истощенной армии, а также с состоянием всей страны и в особенности ее продовольственных и транспортных средств, Совет Народных Комиссаров сделал новую попытку приостановить наступление солдат Гогенцоллерна, выразив согласие подписать предъявленные нам условия мира.
Солдаты, рабочие, крестьяне, мы сделали этот тягчайший для нас шаг, чтобы ценою величайших уступок спасти страну от окончательного истощения и революцию - от гибели. Буржуазные группы, с одной стороны, предвкушают пришествие германских {493} генералов для расправы над революцией, а с другой стороны, поднимают бешеную травлю против Советской власти.
В том же духе пишут газеты соглашательских партий. Они изображают дело так, будто мы добровольно склонили знамя перед Гогенцоллерном. Но вы, товарищи рабочие, солдаты и крестьяне, знаете положение страны и фронта так же, как и мы.
Раз германский рабочий класс оказался в этот грозный час еще недостаточно решительным и сильным, чтобы удержать преступную руку собственного милитаризма, то нам не оставалось другого выбора, как принять условия немецкого империализма - до тех пор, пока европейская революция не изменит и не отменит их.
Сейчас мы еще не знаем, каков будет ответ германского правительства. Оно не торопится давать ответ, стремясь, по-видимому, овладеть как можно большим количеством новых важнейших позиций на нашей территории. Мы и сейчас глубоко убеждены в том, что германский рабочий класс поднимется против попытки своих правящих классов задушить революцию. Но мы не можем предвидеть с уверенностью, когда это произойдет. Мы ждем предъявления германских условий и готовы на величайшие жертвы, чтобы обеспечить нашему истощенному народу возможность справиться с ужасающими последствиями войны и выйти на дорогу социалистического развития.
Но в то же время мы считаем необходимым предупредить вас, рабочие, крестьяне и солдаты, что германские империалисты могут не остановиться ни перед чем в своем стремлении сломить Советскую власть, отнять землю у крестьян, восстановить власть помещиков, банкиров и монархии. Мы хотим мира, мы готовы принять и тяжкий мир, но мы должны быть готовы к отпору, если германская контрреволюция попытается окончательно затянуть петлю на нашей шее.
Совет Народных Комиссаров призывает все местные Советы и армейские организации приложить все силы к воссозданию армии. Все развращенные элементы, хулиганы, мародеры, трусы должны быть беспощадно изгнаны из рядов армии, а при попытках сопротивления - должны быть стерты с лица земли. Все свободные от производительной деятельности рабочие и крестьяне, сознательные и мужественные борцы революции, должны немедленно строиться в ряды Красной Армии. Необходимо напрячь все силы к упорядочению транспорта и улучшению продовольственного дела. Буржуазия, которая при царе и при Керенском отлынивала от тягот войны и наживалась на ее бедствиях, должна быть привлечена к выполнению своего долга самыми решительными и беспощадными мерами.
Нужно установить в рядах армии и во всей стране строжайшую дисциплину. В Петрограде, как и во всех других центрах революции, необходимо железной рукой поддерживать порядок.
Рабочие, крестьяне, солдаты! Пусть знают наши враги - извне и внутри, - что завоевания революции мы готовы отстаивать до последней капли крови.
Совет Народных Комиссаров. 21 февраля 1918 г. 2 часа ночи.
Постановление об управлении морским и речным торговым флотом и водными путями сообщения и об учреждении Отдела водных сообщений 27 февраля 1918 г.
1. Управление внутренних водных путей сообщения Комиссариата путей сообщения, Отдел торгового мореплавания и Отдел торговых портов Комиссариата торговли и промышленности и все учреждения по заведыванию водными сообщениями и торговым флотом передаются в ведение Высшего совета народного хозяйства.
2. Для управления торговым морским и речным флотом и водными сообщениями учреждается при Высшем совете народного хозяйства Отдел водных сообщений.
3. Коллегия Отдела водных сообщений состоит из: 7 членов по избранию Высшего совета народного хозяйства, 1 представителя Совета Народных Комиссаров, 4 представителей речников и 3 представителей моряков, избираемых Центральным Исполнительным Комитетом, выбранным Всероссийским съездом моряков и речников торгового флота и по 1 представителю от областных советов народного хозяйства - Северного (в Петрограде), Московского, Уральского (в Екатеринбурге), Волжского и Южного (в Харькове) районов.
4. Коллегия избирает исполнительные комитеты для управления отдельными речными и морскими бассейнами и отдельными отраслями дела вообще.
5. Временно, для проведения, в жизнь национализации флота и принятия всех необходимых мер, утверждаются в качестве исполнительных комитетов: а) для речного флота - 4 делегата съезда моряков и речников и; б) для морского флота - 3 делегата съезда моряков и речников и 2 делегата от Отдела транспорта Высшего совета народного хозяйства.
6. Обязанности коллегии, впредь до ее образования, выполняет соединенное собрание исполнительных комитетов, указанных в п.5.
7. Исполнительные комитеты имеют право увольнять уже назначенных и назначать новых комиссаров и принять все необходимые практические меры.
8. Постановления исполнительных комитетов, опротестованные не менее чем двумя членами, переходят на разрешение бюро {502} Высшего совета народного хозяйства или по его уполномочию Отдела транспорта.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.
(Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.)
Договор между Российской и Финляндской социалистическими республиками 1 марта 1918 г.
В ночь с 14(27) на 15(28) января 1918 г. в Финляндии произошла революция, приведшая к власти в столице Совет народных
уполномоченных. В стране началась гражданская война. Буржуазное правительство заключило договор с Германией (бывшей в состоянии войны с Россией) и призвало немецкие войска для подавления революции. Одновременно "белофинское" правительство начало принимать меры к присоединению Восточной Карелии и Кольского полуострова. В этих условиях правительство РСФСР и заключило договор с социалистическим правительством Финляндии. Однако финская революция была подавлена уже к началу мая 1918 г., и Советской власти пришлось на других основаниях решать вопрос об отношениях с Финляндией.
Совет Народных Комиссаров Российской Федеративной Советской Республики и Совет Народных Уполномоченных Финляндской Социалистической Рабочей Республики, для укрепления дружбы и братства между упомянутыми свободными республиками, заключили настоящий договор.
§ 1 Российская Федеративная Советская Республика передает независимой Финляндской Социалистической Рабочей Республике все принадлежащие Российской Республике или российским государственным учреждениям, как по праву собственности, так и по праву пользования, недвижимые имущества, как-то: земли, водные пространства, городские участки, строения, заводы, фабрики, а равно телеграфные учреждения, железные дороги, крепости, маяки, сигнальные огни и вехи, расположенные в пределах территории бывшего Великого княжества Финляндского.
§ 2 Финляндская Социалистическая Рабочая Республика, со своей стороны, передает Российской Федеративной Советской Республике все принадлежащие финляндской казне или финляндским государственным учреждениям на правах собственности или пользования недвижимые имущества, как-то: земли, водные пространства, городские участки, строения, заводы, фабрики, а равно и железные дороги, маяки, сигнальные огни и вехи, расположенные в пределах территории Российской Федеративной Советской Республики.
§ 3 Финляндская Социалистическая Рабочая Республика изъявляет согласие на приобретение и прочего, не предусмотренного в § 1 настоящего договора имущества, принадлежащего Российской Федеративной Советской Республике и находящегося в пределах территории бывшего Великого княжества Финляндского, и пользуется преимущественным правом на приобретение такового имущества, поскольку это не нарушает интересов Российской Федеративной Советской Республики.
§ 4 Из вышеуказанных подлежащих передаче Финляндской Социалистической Рабочей Республике имуществ исключаются те, кои, по постановлению Российско-Финляндской согласительной комиссии, передаются непосредственно рабочим организациям.
§ 5 В интересах содействия национализации финляндского торгового флота Российская Федеративная Советская Республика передает Финляндской Социалистической Рабочей Республике все принадлежавшие финляндксой казне, общинам или частным лицам реквизированные русским правительством до войны или во время оной корабли в их нынешнем состоянии. Передаче в равной степени подлежит и всякое другое реквизированное имущество, поскольку оно находится к моменту заключения настоящего договора в пределах
территории бывшего Великого княжества Финляндского.
§ 6 Действие предыдущих параграфов не распространяется на недвижимости, которые необходимы Российской Федеративной Советской Республике на территории Финляндской Социалистической Рабочей Республики, и Финляндской Социалистической Рабочей Республике на территории Российской Федеративной Советской Республики для учреждений и лиц дипломатической, консульской и торговой служб, а также для культурно-просветительных и лечебных установлений.
§ 7 Размер вознаграждения за передаваемые, согласно §§ 1, 2, 3 и 4 настоящего договора, имущества определяется особой Российско-Финляндской согласительной комиссией.
Причитающимся по этим передачам платежам, которые производятся по требованиям Российской ликвидационной комиссии по делам Финляндии, ведется особый счет, заключаемый при окончательном расчете.
§ 8 Суммы, которые финляндские государственные учреждения и финляндская казна должны российским государственным учреждениям и российской казне и наоборот, а также краткосрочные обязательства России, заключенные при посредстве финляндского банка, признаются правительствами обеих социалистических республик действительными, и способ их погашения, независимо от платежей, производимых согласно § 7, будет выработан подкомиссией при Российско- Финляндской согласительной комиссии.
§ 9 Договаривающиеся стороны взаимно обеспечивают торговым судам Российской и Финляндской Социалистических Республик на все времена свободный беспрепятственный пропуск во все морские, озерные и речные гавани, якорные стоянки и каналы и предоставляют упомянутым судам право свободной беспрепятственной погрузки и разгрузки товаров и пользования лоцманскими учреждениями. Технические условия вышеуказанного свободного пользования определяются особыми соглашениями.
§ 10 Между российскими и финляндскими железными дорогами устанавливается постоянное прямое беспересадочное и бесперегрузочное сообщение.
§ 11 Условия пользования Российскою Федеративною Советскою Республикой телеграфом, почтой и шоссейными дорогами на территории Финляндской Социалистической Рабочей Республики и, соответственно, – Финляндскою Социалистическою Рабочею Республикою – на территории Российской Федеративной Советской Республики, будут определены соглашениями; причем в изъятие из общих положений § 1, применительно к существующим международным обычаям и соглашениям, собственностью Российской Федеративной
Советской Республики на 50 лет, на правах экстерриториальности, остаются три провода (№№ 13, 60 и 42), проходящих через территорию Финляндской Социалистической Рабочей Республики и связывающих Петроград со Стокгольмом, Ньюкестлем и Фридерицией, и один беспрерывно – прямой провод Петроград – Вартаниеми –Александровск (Мурманский), идущий через Выборг, Куопио, Кеми и Рованиеми, а равно сохраняются за Российской Федеративной Советской Республикой все права по договору с Датским обществом на три кабеля прямого сообщения от Ньюстадта со Швецией через Аландские острова.
§ 12 Обе договаривающиеся стороны учреждают немедленно смешанную подкомиссию при Российско-Финляндской согласительной комиссии для составления проекта торгового договора между обеими республиками.
§ 13 Российским гражданам финляндского происхождения в России, а равно и финляндским гражданам российского происхождения в Финляндии предоставляются равные права с остальными гражданами соответствующей страны. Финляндские граждане в России, а равно российские граждане в Финляндии пользуются одинаковыми с гражданами соответствующей страны частными правами, правами гражданской свободы и общинными правами. Российская Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан финляндским гражданам в России, принадлежащим к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству, если они проживают на территории России для трудовых занятий. Со своей стороны Финляндская Социалистическая Рабочая Республика обязуется предоставить гражданам Российской Федеративной Советской Республики в Финляндии наиболее легкие условия для получения политических прав, особенно принимая во внимание ингересы трудового населения, не имеющего постоянной оседлости.
§ 14 Финляндская Социалистическая Рабочая Республика обязуется не чинить никаких препятствий и обещает содействовать продолжению и скорейшему окончанию начатой эвакуации из пределов Финляндской Социалистической Рабочей Республики сухопутных и морских вооруженных сил и учреждений Военного и Военно-морского ведомств Российской Федеративной Советской Республики.
§ 15 Российская Федеративная Советская Республика отчуждает в полную собственность Финляндской Социалистической Рабочей Республики нижеопределяемую территорию, если на то будет изъявлено согласие свободно опрошенным местным населением. Российско-Финляндской государственной границей отныне будет линия, которая идет от Корватунтури, находящейся на теперешней Российско-Финляндской государственной границе, по прямой линии к источникам реки Печенги (Петсамо), оттуда по восточному водоразделу реки Печенги (Петсамо), через Мотовский залив (Муоткофиорд) и Рыбачий Нос по прямой линии выходит на берег Ледовитого океана у Зубова (Супуски). Комиссией, предусмотренной § 17, должны быть определены особые условия, обеспечивающие: 1) права населения России, занимающегося в отчужденной территории рыбными и иными промыслами; 2) права Российской Федеративной Советской Республики на беспрепятственный торговый транзит в Норвегию и обратно и 3) права, вытекающие из заключенных и действующих между Россией и Норвегией договоров. Платежи, вытекающие из отчуждения вышеупомянутой территории, производятся на основаниях, изложенных в § 7 настоящего договора.
§ 16 Договаривающимися сторонами учреждается подкомиссия при Российско-Финляндской согласительной комиссии в целях точного определения изменений Российско-Финляндской границы. Однако Финляндская Социалистическая Рабочая Республика немедленно отчуждает в полную собственность Российской Федеративной Советской Республики территорию форта Ино, расположенную на побережье Финского залива, и обеспечивает необходимый транзит к этому форту.
§ 17 В развитие постановлений сего основного договора будут выработаны Согласительною комиссией, учреждаемою правительствами обеих договаривающихся сторон, проекты подробных соглашений, которые подлежат утверждению правительств Российской Федеративной Советской Республики и Финляндской Социалистической Рабочей Республики.
§ 18 Разногласия, возникающие при составлении вышеупомянутых подробных соглашений и при толковании настоящего договора и заключенных в его развитие подробных соглашений, а равно и случаи нарушения статей договора и соглашений, передаются на разрешение третейского суда, председатель коего назначается правлением шведской левой социал-демократической партии, если позже не будет условлено иначе.
§ 19 Настоящий договор вступает в законную силу с момента его подписания уполномоченными правительств обеих социалистических республик.
§ 20 Уполномоченные правительств Российской Федеративной Советской Республики и Финляндской Социалистической Рабочей
Республики подписали и скрепили своими печатями два экземпляра договора на русском и финском языках.
По уполномочию Совета Народных Комиссаров
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл.Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: И.Сталин. П.Прошьян.
По уполномочию народных уполномоченных Финляндии
Эдуард Гюллинг. Оскар Токой
.
Правила исполнения и заключения смет на первое полугодие 1918 года 2 марта 1918 г.

Утвержденные Советом Народных Комиссаров сметы расходов на первое полугодие 1918 г. приводятся в исполнение обычным порядком, т.е. посредством кассовых расписаний, составленных на все полугодие, без делений по месяцам, на Главное казначейство и на казенные палаты. Взимание доходов производится на основании действующих законов и издаваемых декретов Совета Народных Комиссаров и распоряжения Комиссариата финансов. Кассовые расписания о доходах составляются ведомствами и рассылаются по кассам лишь в случае настоятельной в том надобности, по усмотрению ведомств.
2. В расходных кассовых расписаниях в точности соблюдается номенклатура параграфов, статей и литер утвержденных Советом Народных Комиссаров смет, а в цифровом отношении эти расписания, в общей их сложности, должны равняться в точности суммам кредитов, назначенных по сметам.
3. Кассовые расписания доставляются ведомствами в Департамент государственного казначейства в трехдневный срок по утверждении каждой сметы Советом Народных Комиссаров. Для соблюдения этого требования и для своевременного, без задержки, открытия кредитов по кассам, ведомства приступают к составлению расписаний заблаговременно, на основании заключений сметных совещаний, не ожидая утверждения смет Советом Народных Комиссаров, и доставляют их в Департамент государственного казначейства немедленно по изготовлении.
В случае, если окажется в том надобность, в зависимости от изменений в сметах Советом Народных Комиссаров, исправления в расписаниях могут быть сделаны уполномоченными на то чинами ведомств в Департаменте государственного казначейства.
4. Вместе с расписаниями для Главного казначейства и казенных палат должно быть доставлено в Департамент государственного казначейства общее сводное расходное расписание, заключающее в себе все назначения кредитов по Главному казначейству и по губернским кассам на первое полугодие 1918 года.
5. Копии исправленных и разосланных по кассам расходных расписаний доставляются ведомствами в Комиссариат по государственному контролю в течение двух недель по утверждении смет.
6. Департамент государственного казначейства обязывается по проверке расходных расписаний отослать их в Главное казначейство и казенные палаты не позже, как через семь дней по утверждении смет. Открытые по расписаниям распоряжениями Департамента кредиты расходуются по ассигновкам распорядителей кредитов, т.е. учреждений и лиц, уполномоченных на то по сношению ведомств с Комиссариатами по финансам и государственному контролю. Тем ведомствам, которые еще не входили в соглашение с Комиссариатами по финансам и государственному контролю, по этому предмету надлежит немедленно войти в сношение об этом с названными комиссариатами для соответствующих с их стороны распоряжений по казенным и контрольным палатам.
7. По получении расходных расписаний, все отпущенные с 1 января 1918 года по Главному и местным казначействам за счет 1918 года суммы, в том числе и по сверхсметным ассигнованиям из военного фонда 1918 года и по другим распоряжениям, засчитываются Главным и всеми прочими казначействами в число действительных расходов на счет открытых расписаниями кредитов.
8. Кредиты, назначенные по сметам на крупные заготовки, заказы и строительные потребности, в общих цифрах, без точного определения в сметах размера ассигнований по каждой операции, работе и постройке, расходуются по предварительном обсуждении предположенных распоряжений в особых совещаниях при участии представителей Комиссариатов по финансам и государственному контролю.
9. Разногласия между представителями Комиссариатов по финансам и государственному контролю и представителями ведомств в совещаниях, указанных в ст.8, если они не устранены соглашением ведомства с Комиссариатами по финансам и государственному контролю, передаются ведомством на разрешение Высшего совета народного хозяйства.
10. Расходы на новые строительные работы, заготовительные и прочие операции, предрешающие дальнейшие ассигнования по сметам следующих лет, допускаются не иначе, как по предварительном разрешении их Советом Народных Комиссаров.
11. Не допускаются никакие заказы за границей, без предварительного разрешения Совета Народных Комиссаров.
12. Открытые ведомствам кредиты расходуются исключительно на предметы своего назначения. Никакое учреждение или административное лицо не имеет права без разрешения Совета Народных Комиссаров изменять назначение кредитов или относить их на какие-либо новые расходы, не имеющиеся в виду при утверждении сметы.
13. Ввиду крайне затруднительного положения Государственного казначейства в особую обязанность всех ведомств вменяется относиться с исключительною осторожностью и бережливостью к расходованию народных средств и не допускать перерасходов разрешенных сметами назначений.
14. Комиссарам ведомств предоставляется делать по Главному казначейству и казенным палатам распоряжения о передвижении кредитов из одних статей и литер смет в другие статьи и литеры, но лишь в пределах того же параграфа сметы.
15. Передвижение кредитов из одного параграфа в другой параграф сметы может быть произведено только с разрешения Совета Народных Комиссаров, после предварительного рассмотрения Комиссариатами по финансовым делам и государственному контролю.
16. Разрешенное Советом Народных Комиссаров передвижение кредитов из одного параграфа сметы в другой приводится по кассам в исполнение распоряжениями Департамента государственного казначейства.
17. Никакой новый расход, непредусмотренный сметами, не может быть произведен без испрошения на то кредита через Совет Народных Комиссаров по предварительном соглашении ведомств с Комиссариатами по финансам и государственному контролю.
18. Возбуждая вопрос о назначении сверхсметных кредитов, ведомства обязываются указывать в представлениях в Совет Народных Комиссаров те соображения в сметах, за счет которых могут быть открыты сверхсметные кредиты, и только в самых исключительных и неотложных случаях могут обращаться в Совет с представлениями об открытии сверхсметных кредитов на счет общих средств казны.
19. Разрешенные Советом Народных Комиссаров сверхсметные кредиты открываются по кассам распоряжениями Комиссариата финансов по Департаменту государственного казначейства.
20. Открытие сверхсметных кредитов авансом до разрешения их Советом Народных Комиссаров не допускается.
21. Действие расходных смет на первое полугодие 1918 г. продолжается до 20 июня этого года включительно с льготным сроком в один месяц для всех без исключения ведомств и учреждений как центральных, так и местных. 31 июля 1918 г. закрываются все кредиты в размере неизрасходованных по каждой кассе остатков, не исключая кредитов военного времени. Употребление остатков кредитов на какие-либо потребности ведомств ни в каком случае не допускается. Из этого правила допускаются изъятия лишь для строительных и операционных кредитов и для кредитов казны.
22. Строительные и операционные кредиты, обыкновенные и чрезвычайные, остаются открытыми в течение 2 лет до 31 декабря 1919 г. включительно, при условии, чтобы об этом было указано в расходных расписаниях.
23. Для удовлетворения кредиторов казны причитающимися им деньгами составляются распорядителями кредитов (центральными и местными) кредиторские списки с точными указаниями в них наименования кредиторов, сметных подразделений, за счет которых деньги подлежат выдаче, предмета расходов и размера причитающейся каждому кредитору суммы. Эти списки доставляются распорядителями кредитов: центральными учреждениями ведомства - Департаменту государственного казначейства и Комиссариату государственного контроля, а местными распорядителями - в {519} казенные и контрольные палаты, до окончания льготного срока смет, т.е. до 31 июля 1918 г.
24. По рассмотрении кредиторских списков Департаментом государственного казначейства и казенными палатами на счетах Главного казначейства и местных казначейств оставляются открытыми до 31 декабря 1919 г. включительно кредиты в необходимых для удовлетворения кредиторов суммах.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Совета Н. Горбунов
.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Тяжелые будни

    Экс-кандидат в президенты России от КПРФ Николай Харитонов публично возмутился условиями работы в Госдуме. Он утверждает, что депутаты вынуждены…

  • Самый главный враг власти

    Каждый раз накануне определенных дат в «демократической» и некоторой «патриотической» печати появляются статьи и «научные» изыскания, в которых…

  • Пытки...

    Как будто, разгар официально объявленного в сентябре 1918 года красного террора — не самое подходящее время для публичных дискуссий. Тем более о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments