Гурьев Игорь (egor_23) wrote,
Гурьев Игорь
egor_23

Categories:

Декреты 1918 года. (Часть одиннадцатая)

Продолжение....
Предписание Президиума ВЦИК всем Советам руководствоваться положениями, изложенными в тезисах В.И.Ленина об очередных задачах Советской власти 6 мая 1918 г.

В заседании Всероссийского Центрального Исполкома Совдепов от 29 апреля 1918 г., по заслушании и обсуждении доклада т. Ленина об очередных задачах Советской власти, выставленные им положения были единогласно утверждены. Окончательное редактирование положений, которые должны лечь в основу деятельности всех Совдепов, было поручено Президиуму Центрального Исполкома совместно с докладчиком. Закончив порученную ему  работу, Президиум сообщает всем местным Совдепам к сведению и руководству нижеследующие положения:
1) Международное положение Советской Республики в высшей степени трудное и критическое, ибо самые глубокие и коренные интересы международного капитала и империализма побуждают его стремиться не только к военному натиску на Россию, но и к соглашению о дележе России и об удушении Советской власти.
Только обострение империалистической бойни народов на западе Европы и империалистическое соревнование Японии и Америки на Дальнем Востоке парализует или сдерживает эти стремления и то лишь отчасти и лишь на известное, вероятно, короткое время.
Поэтому обязательной тактикой Советской Республики должно быть, с одной стороны, крайнее напряжение всех сил для быстрейшего экономического подъема страны, повышения ее обороноспособности, создания могучей социалистической армии; с другой стороны, в международной политике обязательна тактика лавирования, отступления, выжидания до того момента, когда окончательно созреет международная пролетарская революция, зреющая теперь быстрее, чем прежде, в целом ряде передовых стран.
2) В области внутренней политики на очередь дня выдвигается в настоящий момент, согласно резолюции Всероссийского съезда Советов от 16 марта 1918 г., задача организационная. Именно эта задача, в применении к новой и высшей постановке производства и распределения продуктов на базе общественного крупного машинного (труда) производства, составляет главное содержание и главное условие полной победы социалистической революции, которая начата в России 25 октября 1917 г.
3) С точки зрения чисто политической, гвоздем момента является то, что задача убедить трудящуюся Россию в правильности программы социалистической революции и задача отвоевать Россию от эксплуататоров для трудящихся являются, в главных и основных чертах, завершенными, и на очередь дня выдвигается, как главная задача, управлять Россией. Организация правильного управления, неуклонного проведения в жизнь постановлений Советской власти - такова насущная задача Советов, таково условие полной победы советского типа государства, каковой тип недостаточно формально декретировать, недостаточно учредить и ввести во всех концах страны, а необходимо фактически наладить и проверять на регулярной, повседневной работе управления.
4) В области экономического строительства социализма гвоздем момента является то, что наша работа по организации всенародного и всеобъемлющего учета и контроля за производством и распределением продуктов и по введению пролетарского регулирования производства сильно отстала от работы непосредственной экспроприации экспроприаторов - помещиков и капиталистов. Это основной факт, определяющий наши задачи.
Из него вытекает, с одной стороны, что борьба с буржуазией вступает в новый фазис, а именно: центром тяжести становится {230} организация контроля и учета. Только таким путем могут быть закреплены все те экономические завоевания против капитала и все те меры по национализации отдельных отраслей народного хозяйства, которые с октября были нами достигнуты, и только таким путем может быть подготовлено успешное завершение борьбы с буржуазией, т.е. полное упрочение социализма.
Из указанного основного факта вытекает, с другой стороны, объяснение того, почему Советской власти пришлось в известных случаях сделать шаг назад или пойти на компромисс с буржуазными тенденциями. Таким шагом назад и отступлением от принципов Парижской Коммуны было, напр., введение высоких жалований для ряда буржуазных специалистов. Таким компромиссом было соглашение с буржуазными кооперативами о шагах и мерах к постепенному привлечению всего населения в кооперативы. Пока пролетарская власть не поставит вполне на ноги всенародного контроля и учета, подобного рода компромиссы необходимы, и наша задача состоит в том, чтобы, отнюдь не замалчивая перед народом их отрицательных черт, напрягать усилия для улучшения учета и контроля, как единственного средства и пути к полному устранению всяких подобных компромиссов. В настоящий момент подобные компромиссы необходимы, как единственное (при нашем опоздании с учетом и контролем) обеспечение более медленного, но и более прочного движения вперед. При полном проведении учета и контроля за производством и распределением продуктов надобность в таких компромиссах отпадет.
5) На очередь дня становятся в особенности меры повышения трудовой дисциплины и производительности труда. Шаги, начатые уже в этом направлении, особенно профессиональными союзами, должны быть изо всех сил поддержаны, укреплены и усилены. Сюда относится, напр., введение сдельной платы, применение многого, что есть научного и прогрессивного в системе Тэйлора, соразмерение заработка с общими итогами работы фабрики или с эксплуатационными результатами железнодорожного и водного транспорта и т.д. Сюда относится также организация соревнования между отдельными производительными и потребительными коммунами, отбор организаторов и т.п.
6) Диктатура пролетариата является безусловной необходимостью при переходе от капитализма к социализму, и в нашей революции эта истина получила свое полное практическое подтверждение. Но диктатура предполагает действительно твердую и беспощадную в подавлении как эксплуататоров, так и хулиганов, революционную власть, а наша власть слишком мягка. Подчинение, и притом беспрекословное, во время труда, единоличным распоряжениям советских руководителей, диктаторов, выборных или назначенных советскими учреждениями, снабженных диктаторскими полномочиями (как того требует, напр., железнодорожный декрет), обеспечено еще далеко и далеко недостаточно. Здесь сказывается влияние мелкобуржуазной стихий, стихии мелкособственнических привычек, стремлений и настроений, в корне противоречащих пролетарской дисциплинированности и социализму. Все сознательное в пролетариате должно быть устремлено на борьбу с этой мелкобуржуазной стихией, которая находит себе выражение не только прямое (в поддержке буржуазией и ее прихвостнями: меньшевиками, правыми эсерами и т.п. всякого противодействия пролетарской власти), но и косвенное (в том истерическом колебании, которое по главным вопросам политики обнаруживает как мелкобуржуазная партия левых эсеров, так и опускающееся до приемов мелкобуржуазной революционности, подражающее левым эсерам "лево-коммунистическое" течение в нашей партии).
Железная дисциплина и до конца проведенная диктатура пролетариата против мелкобуржуазных шатаний - таков общий и итоговый лозунг момента.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Свердлов.
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Аванесов.

Декрет о революционных трибуналах 4 мая 1918 г.
1. В изменение и дополнение действующих правил о революционных трибуналах, учрежденных по декрету о суде от 24 ноября 1917 г. для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией, революционные трибуналы сохранить лишь в крупных центрах (в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах). Упразднить все иные местные и армейские революционные трибуналы с передачей их дел в ближайшие революционные трибуналы.
2. Возложить на революционные трибуналы также дела по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.
3. Изъять из ведения революционного трибунала все дела общеуголовного характера и передать таковые в судебные учреждения.
4. Отменить деление революционных трибуналов на трибуналы по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и по делам печати.
5. При каждом революционном трибунале учредить наряду с следственной комиссией коллегию обвинителей в составе не менее трех лиц, избираемых местными Совдепами непосредственно или по представлению революционного трибунала или Народного комиссариата юстиции.
6. На обязанность коллегии обвинителей возлагается:
а) Участие через одного из членов коллегии в заседаниях следственной комиссии революционного трибунала при рассмотрении вопроса о предании революционному трибуналу всех лиц, относительно которых возбуждено обвинение в революционном трибунале.
б) Дача заключения следственной комиссии по вопросу о подсудности дел и полноте произведенного следствия.
в) Предложение следственной комиссии возбудить обвинение против того или другого лица или группы лиц в преступлениях, предусмотренных положением о революционном трибунале или заключающих в себе признаки контрреволюционного деяния.
г) Формулировка обвинительных тезисов по каждому делу в следственной комиссии при назначении дела к слушанию в революционном трибунале.
д) Публичное обвинение по всем делам в судебных заседаниях революционного трибунала.
7. Следственная комиссия революционного трибунала разрешает все вопросы следствия в закрытых заседаниях.
8. Следственная комиссия революционного трибунала по каждому делу сообщает свое заключение о предании революционному трибуналу или о прекращении дела коллегии обвинителей. При отсутствии протеста со стороны обвинителей в течение 3 дней дело получает дальнейшее направление.
9. Оконченное следственное производство по каждому делу предъявляется обвиняемому или его защитнику, коим предоставляется право делать свои замечания по поводу произведенного следствия. Вопрос о дальнейшем направлении дела разрешается следственной комиссией.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов
. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959.)
Декрет о взяточничестве 8 мая 1918 г.
1) Лица, состоящие на государственной или общественной службе в Российской Социалистической Федеративной Советской {242} Республике (как то: должностные лица Советского правительства, члены фабрично-заводских комитетов, домовых комитетов, правлений кооперативов и профессиональных союзов и т.п. учреждений и организаций, или служащие в таковых), виновные в принятии взятки за выполнение действия, входящего в круг их обязанностей, или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства, наказываются лишением свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок.
2) Тому же наказанию подвергаются лица: а) виновные в даче взятки и б) подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащим.
3) Покушение на получение или дачу взятки наказывается как оконченное преступление.
4) Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являются: а) особые полномочия служащего, б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки.
5) Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжким и неприятным принудительным работам и все его имущество подлежит конфискации.
6) Настоящий декрет имеет обратную силу с тем, однако, что от преследования за дачу взятки, если таковая была произведена до издания этого декрета, освобождаются те лица, кои в течение трех месяцев со дня издания настоящего декрета заявят судебным властям о даче ими взятки.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов
.
Декрет о Комитете государственных сооружений ВСНХ 9 мая 1918 г.
1. В целях объединения всей строительной деятельности государства разработка плана, установление порядка выполнения и осуществления государственного строительства сосредоточиваются в Комитете государственных сооружений Высшего совета народного хозяйства.
2. Все проекты государственных сооружений и общественных работ, поступающие в отделы Высшего совета народного хозяйства и во все народные комиссариаты, передаются для рассмотрения в Комитет государственных сооружений и только через него поступают в президиум Высшего совета народного хозяйства.
3. При Комитете государственных сооружений учреждаются:
1) Технический совет,
2) Финансово-экономический совет,
3) Временный совет общественных работ,
4) Центральное управление по снабжению и оборудованию.
4. В качестве исполнительного органа Комитета государственных сооружений учреждается Главное управление государственных сооружений.
5. На Главное управление возлагаются подготовка и осуществление проектов сооружений государственного значения и тех из сооружений местного характера, которые не могут быть осуществлены местными материальными и техническими средствами.
Примечание. Комитет государственных сооружений устанавливает, какие сооружения имеют государственное значение.
6. В составе Главного управления Комитета государственных сооружений учреждаются следующие управления:
1) по сооружению железных дорог,
2) по сооружению водного хозяйства (водные пути, речные гавани и зимовки, мелиоративные сооружения, утилизация водных сил и водоснабжение),
3) по сооружению шоссейных, грунтовых и узкоколейных железных дорог,
4) вспомогательных сооружений по транспорту (элеваторы, зернохранилища, холодильники и т.п. и секция морских портов),
5) городского и сельского строительства,
6) электротехнических сооружений (центральные электрические и силовые установки),
7) промышленного строительства (возведение технических сооружений и их оборудование).
7. В связи с учреждением Главного управления государственных сооружений в состав его переводятся с их техническими аппаратами, материалом, инвентарем и кредитами следующие учреждения и их части:
1) Строительное дело общегосударственного значения из Отдела земельных улучшений и Отдел сельского строительства из Комиссариата земледелия,
2) Управление по сооружению железных дорог,
3) Управление шоссейных дорог из Комиссариата путей сообщения (строительные части),
4) Дорожный отдел бывшего Главного управления по делам местного хозяйства,
5) Центральное техническое управление бывшего Комиссариата по демобилизации,
6) Строительные части подотделов холодильного и зернохранилищ из Комиссариата продовольствия,
7) Строительный комитет бывшего Ведомства императрицы Марии,
8) Технический строительный комитет бывшего Министерства внутренних дел,
9) Техническо-строительный комитет Св.Синода,
10) Главное управление по квартирному довольствию войск из Военного комиссариата (строительная часть),
11) Управление морской строительной частью за исключением морских крепостных сооружений, и
12) Главное управление кораблестроения в части, касающейся государственных сооружений, из Морского комиссариата.
Все строительные части других ведомств с относящимися к ним организациями, не упомянутые в настоящем перечне и имеющие государственное значение, подлежат передаче в Главное управление государственных сооружений с исключениями, по указанию Высшего совета народного хозяйства.
Примечание. Порядок этого перехода и более точные правила перехода указанных учреждений устанавливаются Комитетом государственных сооружений по соглашению с соответственными комиссариатами.
8. Для согласования деятельности Главного управления государственных сооружений с местными советскими учреждениями и органами периодически созываются съезды представителей организаций, руководящих выполнением государственных и местных работ, и учреждаются органы для инструктирования и инспекционного и технического надзора в том виде, как это по обстоятельствам работ представится необходимым.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.

Декрет ВЦИК и СНК о чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию 13 мая 1918 г.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеба к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам.
Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти.
На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.
Ни один пуд хлеба не должен оставаться на руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.
И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.
Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил:
1) Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным комиссариатом по продовольствию через местные продовольственные органы.
2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.
3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее 10 лет, подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам.
4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере - сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.
Принимая затем во внимание, что борьба с продовольственным кризисом требует применения быстрых и решительных мер, что наиболее плодотворное осуществление этих мер требует в свою очередь централизации всех распоряжений продовольственного характера в едином учреждении и что таким учреждением является Народный комиссариат по продовольствию, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом предоставить народному комиссару по продовольствию следующие полномочия:
1) Издавать обязательные постановления по продовольственному делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата по продовольствию.
2) Отменять постановления местных продовольственных органов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям народного комиссара.
3) Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара в связи с продовольственным делом.
4) Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.
5) Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара.
6) Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара.
7) Передавать настоящие полномочия (кроме права подвергать аресту, пункт 6) другим лицам и учреждениям на местах с одобрения Совета Народных Комиссаров.
8) Все мероприятия народного комиссара, связанные по характеру их с ведомствами путей сообщения и Высшего совета народного хозяйства, осуществляются по совещании с соответствующими ведомствами.
9) Постановления и распоряжения народного комиссара, издаваемые в порядке настоящих полномочий, проверяются его коллегией, имеющей право, не приостанавливая исполнения, обжаловать их в Совет Народных Комиссаров.
Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания и вводится в действие по телеграфу.
Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Я. Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Аванесов
.
Резолюция соединенного заседания ВЦИК и Московского Совета, принятая по докладу В.И.Ленина о внешней политике 14 мая 1918 г.
Заслушав и обсудив доклад тов. Председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина о внешней политике, соединенное заседание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Московского Совета целиком одобряет политику Советской власти, последовательно проводящей решения и указания IV Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов.
Соединенное заседание полагает, что основной задачей Советов, при создавшемся крайне тяжелом и угрожающе опасном положении, является усиление работы по организации мощной Советской армии, по укреплению всех организаций, объединяющих широкие трудовые массы рабочих и крестьян, по усилению внутренней спайки и дисциплины в рядах этих организаций.
В переживаемый нами тревожный период Советская власть должна усилить диктатуру над буржуазией.
При дружной, энергичной работе всех, истинно преданных завоеваниям Октябрьской революции товарищей, мы придем через все препятствия к полному торжеству мировой социальной революции
.
Декрет об учреждении инспекции труда 17 мая 1918 г.
1) Инспекция труда имеет целью охрану жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какою бы то ни было хозяйственною деяельностью, и распространяется на всю совокупность условий жизни трудящихся, как на местах их работы, так и вне этих мест.
2) Инспекция труда находится в ведении Народного комиссариата труда и его местных органов (отделы охраны труда).
3) Инспектора и инспектрисы труда избираются советами профессиональных союзов и общегородскими или окружными страховыми кассами по их соглашению.
4) При отсутствии в районе одной из указанных в предыдущей статье организаций, местный комиссар труда созывает конференцию из представителей страховых и профессиональных организаций в равном числе, которая и избирает инспекторов и инспектрис труда.
5) Народный комиссар труда и областные комиссары труда распространяют инспекцию труда, по мере возможности, на лиц, занятых хозяйственной деятельностью не только по найму, и привлекают для этой цели иные организации трудящихся, помимо указанных выше, либо назначают инспекторов и инспектрис труда.
6) Избранные инспектора и инспектрисы труда подлежат утверждению областных комиссаров труда.
7) Районы действия местной инспекции и количественный ее состав намечаются областными съездами комиссаров труда и подлежат утверждению народного комиссара труда.
8) На инспекцию труда возлагается наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и т.п. актов Советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц.
9) Инспектора и инспектрисы труда имеют право за неисполнение или нарушение декретов, постановлений и других подобных актов Советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией.
10) Инспектора и инспектрисы труда при исполнении возложенных на них обязанностей имеют право свободного доступа во всякое время во все без изъятия места работы, отдыха и жилья трудящихся и их семей.
11) В своей деятельности инспектора и инспектрисы труда руководствуются наказом и инструкциями народного комиссара труда.
12) Фабричная инспекция, действующая на основании Устава о промышленном труде, равно как и горная инспекция упраздняются.
13) С упразднением фабричной и горной инспекции признаются упраздненными:
а) Главное по фабричным и горным делам присутствие,
б) губернские и областные по фабричным делам и горнозаводским делам присутствия.
14) Комиссарам труда поручается от фабричных инспекторов и окружных горных инспекторов принять по описи архивы, дела, не законченные производством, документы, собранные на основании статей Устава о промышленном труде, статистические материалы и принадлежащее государству имущество; губернским и областным комиссарам труда сверх того поручается принять по описи архивы, дела и имущества губернских и областных по фабричным делам присутствий. Дела, архивы и имущество Главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия передаются в Народный комиссариат труда.
15) Фабричные инспектора и горные инженеры обязаны сдать, а комиссары труда принять архивы, дела, имущество в месячный срок со дня опубликования настоящего декрета; с того же момента прекращаются сметные ассигнования на содержание института фабричной инспекции.
Примечание. Одновременно с принятием перечисленных выше дел на Народный комиссариат труда возлагается принятие неотложных мер к организации технического надзора и наблюдения за паровыми котлами посредством привлечения специалистов или заключения договоров с соответствующими техническими организациями.
16) Уволенные фабричные инспектора и горные инженеры и служащие их канцелярий вознаграждаются на общем основании.
17) В случае противодействий со стороны фабричных инспекторов и горных инженеров в своевременной сдаче дел или в случае уклонений их от исполнения этой обязанности виновные лишаются права вознаграждения, согласно параграфу 16, и предаются суду.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар труда А. Шляпников.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments