Впрочем, вернемся к нашей теме о бюрократии. Главный вывод – внешний контроль вместо ранее существовавшего внутреннего контроля, это более сложный процесс, и требует он гораздо больше бюрократии в условиях рыночной экономики. (Это первая новела моего маленького исследования).
Так что рост бюрократического аппарата – это объективный процесс при рыночной экономике. И никакие компании не приведут к реальному сокращению бюрократического аппарата в условиях существующего экономического строя в России. Министерств, в чистом виде, как мы их ранее понимали, по отраслям производства уже нет. Но если вы войдете в Интернет и через поисковую систему нажмете «структура исполнительной власти в РФ», то вы увидите, что количество министерств не уменьшилось. Они получили другое название, другие функции – все больше только контрольные и законодательные. Бюрократия жива и никуда не делась. Но только по сравнению с советским периодом ее стало больше, она щедрее оплачивается. При этом фактически же она перестала участвовать в производстве, она только контролирует, надзирает, берет взятки, и готовит запасные аэродромы в Европе, чтоб в опасный момент успеть перелететь. Как, Лужков, например. Бюрократия стала истинной бюрократией. Она перестала быть производительной бюрократией, она только кушает, но не с сошкой.
Даже оставшиеся профильные министерства, например министерство образования РФ, разве они занимаются образованием, разве они работают на конечный результат, чтоб школьники получили хорошее образование, чтоб интеллектуальный уровень населения был высоким? Им важен процесс – реформирование, отмена и введение новых стандартов. Важен сам процесс руководства, чтоб все боялись, трепетали, чтоб была видна деятельность. А остальное, конечный результат - неважен…Таким образом, настоящие бюрократы появились только в условиях рыночной экономики. Лень чиновника, прикрытая фиговым листком – даешь больше свободы бизнесу.
Но чиновник пошел еще дальше. Он совсем не хочет работать. Под шумок – больше свободы бизнесу, наш чиновник, по примеру чиновников других стран (они ж везде одинаковые) стремится снять с себя всяческую ответственность. На законодательном уровне чиновник инициирует процесс создания саморегулируемых организаций по разным направлениям деятельности – страховщиков, оценщиков, строителей, проектировщиков, аудиторов. Пусть де сами предприниматели себя организуют, вводят какие-то требования, а мы, чиновники, будем только наблюдать за наблюдающими - саморегулируемыми организациями. Принимаются законы о создании страховых фондов при каждых объединениях - страховые фонды страховщиков, страхование банковских вкладов, страхование турбизнеса и т.д.
Кто-то скажет, а ведь замечательно. Но посмотрим с другой стороны – каждый гражданин платит налоги, чтоб содержать бюрократию, которая в принципе и должна обеспечивать нормальную экономическую жизнь в обществе – чтоб нас кормил предприниматель нормальной колбасой, чтоб банки не обманывали, чтоб турфирмы не сгорали. Но чиновник сделал так, чтоб налоги наши «кушать», но ни за что при этом не отвечать, и ни в коем случае не нести персональную ответственность за состояние дел в соответствующей отрасли. Рыночный бюрократ желает только надзирать «за процессом»! И что же означает создание саморегулируемых организаций?! Это означает, что потребитель, клиент оплатит и создание, и функционирование, и страхование в этих параллельных структурах бизнеса. Получается, что мы, избиратели-граждане страны, платим прямые налоги на государственный контроль, на содержание чиновников, а потом платим еще косвенные налоги через цены и тарифы, и через оплату квадратного метра при строительстве нового жилья, чтоб предприниматели сами себя контролировали и надзирали. В 2011-2013 годах вступительные взносы были 350 тысяч, сейчас – 500 тысяч. Но есть еще и третьи потери. Все расходы застройщика на вступление в СРО, ежегодные взносы в СРО относятся к затратам, а значит, снижают налогооблагаемую прибыль у строителей, уменьшают налоги в бюджет. А в общем плане – помимо роста чиновников по стране, идут перекосы в структуре занятого населения, когда большинство с ложкой, а не с сошкой.
На местном уровне.
Вспомним советский Ярославский горисполком. Он занимал одно здание. Потом во время начала капитализации страны стал стремительно разрастаться, переехал в здание побольше. А сейчас уже занимает пять огромных зданий. Посмотрев на адреса структурных подразделений мэрии города Ярославля на ее официальном сайте, вы убедитесь в этом. Аналогичная история произошла и с бывшим советским облисполкомом. Он тоже занимал трехэтажное здание на Советской площади, потом разросся, занял и здание обкома, потом чиновники « захватили» еще несколько зданий. Кстати, как реликвию я храню справочник депутата последнего созыва областного совета. Перелистаешь его, и плакать хочется. Сколько проектных институтов перестало существовать, а в их кабинеты вселились просто бюрократы. Недавно случайно встретилась с апологетом рыночной экономики. Мы часто встречались в экономическом дискуссионном клубе – на ул. Собинова,39А. Раньше дискутировали не в Интернете, а очно... И спрашиваю его – дорогой мой Владимир Ильич (не путать с В.И. Корниловым, который в 1992 году написал прекрасную статью в Голосе профсоюзов – «Переход к рынку – прыжок в пропасть»), что же вы на заре перестройки кричали, что у нас 2 млн. бюрократов. А их раз в 10 больше было уже в 1996, а в настоящее время уже в 20 раз больше. А он , спокойненько, мне отвечает: «Да, рост бюрократии естественный процесс при капитализме». Остается только гадать насчет того, почему идеологи коммунистов, все эти работники идеологических отделов обкомов не использовали в своей контрпропаганде против рыночных реформ цифры о количестве госслужащих, США, и о причинах дефицита бюджета США.
Не только количество, но и цена. В начале перестройки некие закулисные силы очень сильно раздували скандалы в отношении чиновников. И родился лозунг – чиновник должен получать много, чтобы он не брал взятки. Лозунг казался логичным. И в настоящее время, помимо количественного роста бюрократии, выросла значительно и зарплата чиновников всех уровней. Средняя зарплата служащих в советское время (не было термина госслужащий) была меньше средней заработной платы в промышленности. Понятно, что советский служащий обходился бюджету недорого. Конечно, же, каждый вспомнит про зарплату союзного министра – 1200 рублей. Но и шахтеры получали не меньше. Комбайнер на уборке урожая в Казахстане получал министерскую зарплату. В моей семье примеры подберу – 400 рублей получал отец, работавший токарем на заводе, но такая же зарплата была и у судьи Ярославского районного суда. А теперь токарь на том же заводе, где работал отец -20 тысяч, а судья – 90 тысяч. А, может злые языки правы, что в действительности 120-180 тысяч получают судьи, например, при уходе в отставку судье арбитражного суда выплатили 540 тысяч рублей законного пособия по уходу на заслуженный отдых...Найдите сайт Правительства Ярославской области; у каждого департамента области тоже есть свой подсайт. И подсайте любого департамент есть хитрое окошко - Документы. В этом разделе вы и найдете Декларации по доходам первых заместителей соответствующего Департамента, начальников отделов. Меня убили в буквальном смысле Декларации Департамента здравоохранения области. В советское время руководитель облздрава получал 400-500 рублей, санитарка в больнице – 70 рублей, разница в 6-7 раз. А в нынешнее время, у заместителя директора Департамента здравоохранения средний месячный доход даже в кризисный год - 2008 год составил 106 тысяч. Санитарка в больнице 6-8 тысяч, и если санитарка работает в отделения реанимации, и у нее больше 8 тысяч, то считается за счастье. Но все равно, разница санитарки по доходам с руководителем департамента теперь получается в 15-20 раз. Разрыв по зарплате сногсшибательный, он угробит экономику.
Но не будем муссировать эту болезненную для бюджета и налогоплательщиков тему. Укажем лишь на главный вывод - выросли затраты бюджетов всех уровней на содержание чиновника в процентном отношении. Но статистика стала хитрой. Только на муниципальном уровне активисты-депутаты могут что-то выяснить. Например, 30% бюджета Переславского района Ярославской области тратится на содержание чиновников. Это депутаты раскопали и озвучили в областной прессе. А выше – ой, не пускают к цифрам.
Но почему же был выдвинут лозунг: «Чиновник должен получать много, чтобы не брать взятки!». К ответу на этот вопрос я подошла в результате долгой войны с тарифами в Заволжской управляющей компании, что «сидит» на половине жилищного фонда Ярославского района Ярославской области. Ничто не подвигло, не заставило чиновников в структурах, надзирающих за ЖКХ, проверить обоснованность завышенных нормативов на отопление (количеству Гкалорий на 1 кв.м.), по тарифам за одну Гкалорию, по нормативам за холодную и горячую воду, за обслуживание и ремонт. Были пикеты, сборы подписей жителей Лесной Поляны, были жалобы в прокуратуру и областной департамент, сопровождали наши жалобы обращение депутата областной думы. От чиновников приходили отписки, или вовсе ответов не было. Воз и ныне там.. А статьи, и жалобы, митинги по ремонту внутренних проездов в поселке, которые не ремонтировались около 10 лет.. На них обратили внимание только через три года! Почему ж чиновник такой равнодушный!? А все психологически просто – в жалобах идет речь о том, что например, за январь месяц за отопление житель в трехкомнатной квартире поселка Лесная Поляна платит на тысячу рублей больше, чем в аналогичной квартире в Брагино, да еще за обслуживание дома, да еще переплаты за воду. Общий итог - на 1700 рублей квартплата за двухкомнатную квартиру у леснополянца больше, чем у жителя Дзержинского района иль центра Ярославля в таких же по размерам площади квартирах. Чиновник же со 100- тысячной зарплатой просто не понимает, как можно писать жалобы по таким мизерным, с его точки зрения, суммам. И даже, если в течение года эта разница выливается в сумму близкую к 20 тысячам, но, тем не менее, для чиновника это сущая безделица – годовая зарплата у руководителя департамента зашкаливает за 1 миллион рублей, а еще доходы от недвижимости. Вот и получается, что для чиновника – «не царское это дело в каких-то жалких тысячах разбираться». Так что чиновнику стали платить много не для того, чтобы он не брал взяток, а для того, чтобы он по своей зарплате – был очень далек от народа…Чиновнику стали платить много для того, чтоб он не имел желания принципиальным образом разбираться в жалобах рядовых жильцов, чтоб ни в коем случае не занимал сторону жалобщиков. И своим бездействием, чиновник бы гарантировал получение высоких прибылей у класса буржуазии, в нашем случае у ловкачей из Заволжской управляющей компании, у всех других буржуинов, рангом пониже, чем российские олигархи. Это первая причина. Вторая причина, тайная, чтобы класс бюрократии складывался, именно как отдельный класс, во многом с наследственными чертами. Чтоб туда ни в коем случае не затесалась черная кость, с какими-то понятиями о справедливости. А новые российские высокооплачиваемые бюрократы сами постараются сохранить «чистоту рядов». Если зарплата очень высокая, то на теплые местечки будут попадать только детки бюрократов. И не обязательно наследование будет идти по прямой линии (хотя в ярославской практике и такое есть)– я судья, мол, путь и мои детки будут судьями. Делается это все несколько тоньше. Я судья, а моих деток я направлю в прокуратуру, а детки прокурора в правительство области, а детки правительственных чиновников в суд...На места, где зарплата пожиже, а работа погуще, может, кто и попадет из простого народа. Почему бы не взять, например, в суд секретарем иль в канцелярию на 15-20 тысяч выходца из среды среднестатистических ярославцев. Я разговаривала с одним секретарем, работает в Кировском суде 20 лет, но как не стремилась стать судьей, не получилось, так и осталась всего лишь в резерве судей - на высокооплачиваемые места действующих судей «свои» находятся. И третья причина, почему чиновнику стали платить много. Вот эта скрытая, побудительная причина к высокой зарплате чиновников уже была отмечена в статьях публицистов неоднократно, аж на протяжении 200 лет. Класс бюрократии выполняет роль амортизационной подушки между классом наемных работником и классом буржуазии. Класс олигархов и крупной буржуазии от нас далеко. А чиновник почти что рядом. Поглядите на страницы прессы – кому в первую очередь «достается»? Бюрократу! А то, что класс буржуазии в лице своих законодательных органов и органов исполнительной власти сделал класс бюрократии именно такой равнодушной к нуждам среднестатистических граждан через высокие оклады и доплаты, через пенсионную систему, рядовой гражданин мало догадывается. А бюрократу до нашего лая, до лая прессы, что каравану до лая собак. Время от времени «бросается» на съедение какой-то бюрократ, бравший не по рангу, иль слишком «откровенно» действовавший, на этом и точка. Вот я марксист, как экономист и юрист, все понимаю именно в такой структуре класса бюрократии. Но когда по своей работе сталкиваюсь с бюрократом, с его необоснованными притязаниями «на премию», я встаю на сторону предпринимателя, берегу деньги предпринимателя от необоснованных притязаний. Предприниматель не лицемерит о народном благе, он делает практическое дело с пользой для себя, но и нам, наемным работникам пусть крохи, но дастаются. И я, марксист, рассуждаю - пусть лучше за счет съэкономленных денег «на премию» мой предприниматель слетает на Канары, чем чинуша…Короче, я марксист, но в противостоянии бюрократа с представителем бизнеса, встаю на сторону последнего. А бюрократия знает свое место и роль в российской действительности, потому она в целом, и отдельные ее члены, такие непотопляемые.
Приятелю-историку довелось попасть в компанию, где молодая мэрская сотрудница, чиновница во втором поколении, малость перебрала. Так вот, она в пьяном виде «честила» Путина, за то, что премьер (дело было в 2011году): «смеет бюджетные деньги тратить на подкормку всего этого быдла…» И далее по извечной русофобской идеологии говорила о русском народе как о бездельниках, нежелающих работать (6 млн. безработных в России!) Главное дело русской буржуазии - оторвать чиновника от народа, уже свершилось!
И не забудем про пенсионное обеспечение госслужащих, судебного аппарата, правоохранительных органов. Цифры не будем называть, прочие пенсионера расплачутся. У нас в России создана кастовая система пенсионного обеспечения. Сначала чиновнику платят много, чтоб не брал, идет так сказать антивзяточная, антикоррупционная добавка к зарплате. Но вот чиновник в отставке, и ему почему-то и на пенсии продолжают платить в составе пенсии эту самую антикоррупционную надбавку! И главный либеральный миф – «капитализм у нас неправильный, вот бы его подправить, в самый раз будет» – поддерживается именно существованием бюрократии в настоящем виде. Народ, в большинстве своем, наивно полагает, что «подправка неправильного капитализма» должна делаться именно со стороны такой неправильной бюрократии. Не понимая при этом, что чиновники и класс буржуазии играют в одну дуду. Завершающий вывод таков - общество в целом очень дорого платит за капитализацию, за контрреволюционный переворот. Рост бюрократического аппарата, естественный объективный процесс при капитализме. И этот бюрократический аппарат содержится за счет налогов, сборов, госпошлины, собираемого с населения. И бремя прямых и косвенных налогов будет с каждым годом все больше и больше. По одной простой причине - бизнес имеет возможности уходить от налогов. Налоговое бремя будет перекладывать на наемного работника, это объективный, единый процесс. А второй процесс будет и вовсе печальный - налоги все в большей степени будут использоваться на содержание бюрократии, и все меньше и меньше будут тратиться на нужды основных плательщиков налогов. Парадокс капитализма в следующем - весь этот огромный чиновничий аппарат необходим в большей степени для класса капиталистов, а содержать его буду рядовые граждане, наемные работники за счет прямых и косвенных налогов.
Вот судья с зарплатой в 400 рублей. Должность у судьи выборная, а потому, если он был прежде адвокатом и получал адвокатский максимум в 400 рублей, то такую же зарплату назначат судье и при утверждении его на должность. Его зарплата составляла примерно две средние зарплаты по стране в 1987 году. Но зарплата в 400 рублей была и у высококвалифицированного токаря, у начальников юротделов на крупных заводах, у простых юристов, работавших на Крайнем Севере. Судья был независимым именно потому, что в случае увольнения его материальные потери были невелики. Ну не «сработается», ну уволят. Но возвратившись на работу адвокатом, устроившись с его опытом на крупный завод, иль пойдя на преподавательскую работу, бывший судья в материальном плане не будет иметь потерь. Ведь даже я, работая в сельхозтехнике юрисконсультом, получала 190 рублей, подработка в другой организации и преподавание давало мне около 250 рублей общего заработка. Понятно, что бывший судья мог претендовать на гораздо большее. И вот в этом небольшом «разрыве» в зарплате с другими работниками наемного труда с высшим образованием или без такового, но высококвалифицированных рядовых специалистов, и была настоящая независимость советских судей. А пенсия судьям назначалась по общему пенсионному закону, пусть они и считались пенсионерами областного значения. 160 рублей пенсия у бывшего судьи, и 132 рубля пенсия у бывшего высококвалифицированного токаря! Маленький разрыв, согласитесь. А бесплатную квартиру, работая в сельхозтехнике, получила и я, получали бесплатные квартиры получали и судья, и прокурорский работник, уже за счет 10% отчислений от построенного заводами жилого фонда, в наших ж, заводских домах.
Но иная ситуация сейчас. Бесплатных квартир нет у «рядового населения», у судей – есть! Зарплата судьи в разы больше зарплаты юрисконсульта на заводах и фабриках. А о пенсии вообще помолчим. Не на 25% больше пенсия судьи пенсии рядового пенсионера, как раньше при Советах, а в 5 раз! Так будет ли «рыпаться» нынешний судья, если ему поступят указания «сверху»?! Ни в коем случае, где судья найдет столь «хлебное» место, в случае изгнания его из судейских рядов?! У монополистов и банков зарплата юристов как у судей, только вот места давно заняты. Однако ж в пенсии все равно получается проигрыш, потому что пенсия у госслужащих в разы больше и пенсий бывших наемных сотрудников с высокими зарплатами. А такую «сверхлебную» пенсию судья не получит, пока не «выработает» 20-летнего стажа госслужбы! И потому 20 лет судья будет тих и нем перед вышестоящими начальниками. И он будет «выполнять» любой заказ сверху: того посадить за пустяк иль по сфабрикованному делу, тому по-малой, того и вовсе помиловать, иль по справедливому иску отказать, особливо если заявитель неудобный для власти гражданин. Я в качестве заявителя исков лично «проходила» подобную ситуацию. А когда пройдет 20 лет, судья, думаете, вспомнит о чести и совести?! А к тому времени у него детки будут взрослыми! И о их судьбе будет думать судейская голова…Это не означает, что нет честных судей. Порядочные судьи рассудят честно спор между двумя равными по статусу гражданами, организациями. Но если поступит «указивка» сверху, они будут следовать только ей. Так спокойнее и прибыльнее для него лично, и для будущего семьи судьи, его детей. И даже самый честный судья никогда не решится «настучать» на судью из соседнего кабинета, что берет взятки. Все по тем же причинам. Ему не простят принципиальности, и кресло его зашатается. Так что громадные зарплаты судей и всех прочих чиновников, их бонусы и привилегии, не делают их строгими к букве закона, а наоборот – они независимы от закона и от народа, на налоги с которого существуют.
Общие перспективы.
Инициатива президента, озвученная в январе 2011 года о сокращении чиновничьего аппарата, останется всего лишь инициативой. Система хозяйствования, система экономического строя России объективно не может позволить сократиться управленческому аппарату. А все проблемы, возникающие у общества, почему-то решаются только одним способом- созданием новых управленческих структур. И пусть умник-либерал не пытается возразить – а вот де в Европе, совсем не так, там капитализм правильный. Сомневаюсь, что «не так». Коррупционные скандалы сотрясают и Европу. А если либерал где-то и прав, то отвечу – то ж господский дом, а посмотрите на остальной мир, где не живет золотой миллиард.