Летом 1945 года в СССР появились боевые медали, которые выдавались за взятие и освобождение основных европейских городов. Всего в советской наградной системе было семь таких медалей: «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги» и «За освобождение Белграда». Как видим, 6 из 7 медалей были связаны с освобождением от фашизма европейских столиц. Все медали были учреждены на основании Указа Президиума ВС СССР от 9 июня 1945 года.
• Медалью «За взятие Берлина» было награждено более 1,1 миллиона советских воинов.
• Медалью «За освобождение Белграда» было награждено порядка 70 000 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Будапешта» было награждено порядка 362 050 человек.
• Медалью «За освобождение Варшавы» было награждено 701 700 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Вены» было награждено порядка 277 380 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За взятие Кенигсберга» было награждено порядка 760 000 бойцов и командиров Красной Армии.
• Медалью «За освобождение Праги» было награждено порядка 395 000 человек.
Продолжение....Главы из новой книги Нелли Цапуриной "Эффективен ли капитализм? Заметки экономиста из провинции..."
Чтоб вбить в головы российских граждан вредоносное мнение о «пользительности» иностранных инвестиций, время от времени воплями об оттоке иностранного капитала привлекают внимание к этой теме. Время от времени российский народ будоражат новостью – отток де капиталов доведет Россию до кризиса. Только при этом не добавляют – что есть два принципиально разные понятия оттока капитала. Первое - это как нормальное явление в капиталистической экономики – сегодня акции Российских предприятий скупают, завтра их «сбрасывают». И некоторые компании даже играют на понижение своих акций, чтоб прикупить собственных же акций, и пополнить контрольный пакет на этой волне, что дает возможность в большей степени вести собственную политику в производственной деятельности акционерного общества, не зависеть в своей деятельности от мелких держателей акций.
Но есть и иной отток капитала – это криминально-налоговый вывоз капитала. И он идет всегда, вне зависимости от того, орут о нем якобы эксперты, иль помалкивают. Есть в Ярославле некое иностранное торговое успешное предприятие. На горизонте уплата налога на прибыль, а платить не хочется. У родственной фирмы за рубежом закупается товар (импорт) по завышенной цене, желательно - огромной партией. Выставляется на продажу. Понятно, что по той цене, каковая получается после торговой наценки к уже завышенной оптовой цене товар «ну не идет». Происходит уценка, товар начинает продаваться даже ниже его оптовой цены. Тогда у иностранной фирмы в результате такой операции появляются убытки, прибыль сводится к минимуму, налоги тоже. Такая практика сплошь и рядом. И тот, кто выражает радость по поводу появления торговых фирм на территории России – либо дурак, либо предатель. Иностранцы (якобы инвесторы – ха-ха) играют по тем же правилам, что и местные – «разгоняют прибыль». Но иностранцам легче «разгонять прибыль», именно через получение товара по завышенной цене от «своих людишек» за границей. Второй способ – наоборот, экспортируют за рубеж, опять-таки, «своим людишкам», огромные партии товара по заниженным ценам (экспорт). Настоящую прибыль получат «свои людишки», но уже в валюте, и уже за границей. Нашему ярославскому бюджету от этого очень холодно. А либеральные комментаторы притворяются, что не знают об этих способах иностранцев уходить от уплаты налогов в России. Подводим итог вышесказанному:
Заработав на русском потребителе, иностранные компании «перегоняют» прибыль за рубеж через завышенные цены на импорт иль заниженные цены на экспорт. При очень напряженной работе налоговых органов, невозможно отследить, выявить при очередной плановой налоговой проверке, что был завышенные цены при импорте иль заниженные цены при экспорте, а уж тем более, затевать тягучие иски с подобными ловкачами.
Причины таковы:
1. слишком широк ассортимент товаров – а суду надо представить средневзвешенные цены по аналогичным товарам на внешнем рынке, и доказывать, что импорт был по завышенной цене, или экспорт по заниженной.
2. слишком сложно доказывать в суде спустя два-три года (плановые проверки раз в три года) что было занижение иль завышение цен. К тому же предпринимателями применяется сейчас широкая система скидок. И уличенный иностранный торговец в зависимости от ситуации , будет говорить «А у меня партия импорта была маленькая, вот и цены высокие… А я поставлял за границу большую партию посреднику-оптовику, и вынужден ему предоставить скидку.. Вот и цены низкие… И, вообще, я преднамеренно «демпинговал» на рынке, чтоб поскорее на него внедриться…!»
3. У иностранного торговца (инвестора, ха-ха-ха), которого налоговые органы подозревают «в разгоне прибыли», будет куча «отмазок» и защитников. Либеральная российская и иностранная пресса тут же завопят – обижают де иностранца…
А потому налоговые органы вообще не отслеживают в последние годы, и не разбираются с завышенными иль преднамеренно заниженными ценами с целью «разгона прибыли» иностранными торговцами на территории России.
По идее, с подобными ситуациями должна разбираться налоговая полиция. Ее и создавали именно для этого. Но наши либеральные депутаты, спохватившись, потом ликвидировали налоговую полицию, передав ее функции следственному комитету. Но последнему, с громкими убийствами иль терактами, иль оппозиционерами, не хватает времени и людей разбираться с налоговыми преступлениями. В этих преступлениях трупов же нет, только бюджет страдает…
Так что криминально-налоговый отток капитала из России идет регулярно. Он усиливается поквартально, в конце года, и как-то только появляются элементы нестабильности.
Для широкого обывателя малоизвестен такой факт - Россия на 8-м месте в мире по вложению иностранного капитала. А либералы продолжают вопить: «Даешь иностранного инвестора для развития российской экономики!». Помнится на заре перестройки было примерно тоже самое: «Даешь демократизацию, потому что Запад собирается де вложить в экономику России аж 20 млн. долларов. Заживем…!» Точно уже не помню цифру, помню только то, что я по поводу тех инвестиций писала статью. Жаль, что не сохранила ее, остались на память только фундаментальные статьи, например, в январе 1992 года в газете «Золотое кольцо» напечатана моя статья-прогноз - «На горизонте Африка». Прогноз вполне оправдался – по уровню развития Россия в одном списке с африканскими странами. Но если после вступления во Всемирную торговую организацию мы будем уповать на иностранцев и бесконтрольно впускать эти самые иностранные инвестиции, если продолжится все тот же подход к инвестициям, какой присутствует в России, и в нашей области, то можно вполне можно предположить – на горизонте новая военная Интервенция.
Мифы последнего времени - а давайте как можно больше инвесторов, и лучше всего иностранцев, пригласим в область - они создадут рабочие места, будут платить налоги. Идет пиар об инвестиционной привлекательности области, и как большое достижение на страницах областной прессы аж год пиарилось открытие «отверточного» завода от японской фирмы на 400 рабочих мест. Но вспомним хорошо забытое старое, например царскую Россию. Российская империя, как показывают сухие цифры статистики - была благодатным раем для иностранных инвесторов. 65 % тяжелой индустрии царской России, этого сердца экономики страны, было в руках иностранцев. Золотые прииски в Сибири и на Урале, добыча нефти, производство металла, добыча угля и руды, производство электроэнергии, машиностроение и оборонные заводы – вот неполный список деятельности иностранцев в России. Ну и что?! А даже на подавление русской революции 1905 года, как оказалось, в бюджете царской России не нашлось нужного количества денег, был осуществлен крупный заем у правительства Франции и французских банкиров. Кстати, у французского посла в России Мориса Палеолога в его мемуарных записках «Царская Россия накануне революции» есть пометка об этом печальном вкладе французов в дело подавления первой русской революции. Этот заем, как показала потом дальнейшая история, оказался очень дорогим для России – 2,3 млн. подданных Российской империи погибли в первой мировой войне. Ведь именно по требованию французских кредиторов Россия вынуждена была вступить на стороне Франции в мировую бойню. Давала ли что-то иностранные инвестиции для России судите сами читатель. Находясь на шестом месте (!) в мире по производству электроэнергии, в России электрифицированы были только крупные и средние города, а маленькие городки имели только уличное освещение, а все деревни и села жили при керосиновых лампах. И опять же - все электрические компании были иностранными. Я спешу напомнить, кто казначей партии большевиков (гримасы истории) - как раз и работал на должности, как бы сейчас сказали - главного инженера Петербургского отделения немецкой компании «Сименс-Шуккерт». Так же было и по металлу: добыча руды и обработка металла находились в руках иностранцев на 50% валового производства. «А зачем русский метал аборигенам» - говорили иностранные инвесторы, и «гнали» металл за границу, непомерно вздувая цены на металлические изделия внутри России. Например, чтобы купить борону, семье крестьянина среднего достатка нужно было продать годовой урожай зерна, борону новую покупали, откладывая деньги несколько лет. Цены на сельхозпродукцию при продаже оптовикам (из-за тех же картельных соглашений оптовиков) занижались, заранее скупались, а вывоз за рубеж осуществлялось даже не русскими фирмами, а иностранными. Вывоз зерна, через южные порты осуществлялся немецкими фирмами, например.
То же наблюдаем и сейчас, когда русские олигархи нефть гонят за границу, а на внутреннем рынке необоснованно завышенные цены на нефть, бензин и мазут, и искусственно созданный дефицит. Объединенную зерновую компанию (госкорпорацию) власть желает под шумок (при всяческом поддержании мифа - больше иностранных инвестиции и больше конкуренции!) - продать иностранцам. Но это так, лирика экономиста, ярого противника иностранных инвестиций. А иностранных инвестиций у нас и так достаточно, находясь на 67 месте по общему экономическому развитию, Россия находится на 8 месте по иностранным инвестициям. А может потому Россия и находится на 67 месте по общему развитию, что заняла 8-е место в мире по иностранным инвестициям?!
Я вижу главную проблему экономики России в том, что у нас в загоне находится главный ИНВЕСТОР - НАРОД! А что именно народ является главным инвестором, доказали печальные события начала 90- годов двадцатого века на территории СССР.
Вспомним английскую историю - первоначальное накопление капитала в Англии происходило в виде огораживание земли, которая была феодальной собственностью, т.е. собственностью сельских общин, но, ни в коем случае не частной собственностью феодалов. Но феодалы, поправ исторические обычаи, отнимали силой земли у сельских общин. И на бывших пашнях устраивали пастбища для овец. Конечной целью чего было весьма прибыльное дело - поставка шерсти на мануфактуры. Появилось в Англии огромное количество нищих. И был принят радикальный закон о бродягах . 600 тысяч бродяг - бывших земледельцев, у которых феодалы отняли земли, было повешено вдоль дорог Британии. История получила выражение - овцы съели людей.
У нас на территории России и других республик Союза в период капитализации проводилось чисто русское огораживание – огораживание от народа общенародной собственности на просторах бывшего СССР. Бардак 90-х годов – либерализация, приватизации, акционирование, ваучеризация и невыплата зарплат, пенсий, пособий, в действительности, не было бардаком. Все вместе это являлось четко разработанной операцией по огораживанию. Трудно выделить, что было вторично, что первично, но это был единый процесс накопления капитала путем воровства. Это знают все. Но именно в этом процессе и было доказательство того, что народ- главный инвестор страны. Но чтоб доказать этот постулат, прежде необходимо вспомнить об обманутом директорском корпусе. Да, да, о тех красных директорах, которых нагло, подло обманула демократическая сволочь.
Законы о приватизации на первых этапах давали гарантированные 5% акций именно администрации. Увидев свой первоначальный карт-бланш, директора очень обрадовались, и забыли о марксизме напрочь. Они предполагали, что все поголовно станут новой русской буржуазией. И заживут… В нашем Ярославле собирали партхозактивы в 1989-1991 годах для разъяснения именно директорам ярославских заводов и фабрик о прелестях приватизации и ее выгодности лично для них. Когда последовали законы о приватизации, об акционировании государственных предприятий директорский корпус не протестовал. Когда народ получил (не все, конечно же) акции родного завода-фабрики, для директорского корпуса на повестку дня встал вопрос - а как захватить контрольные пакеты акций, чтоб стать полновластными хозяевами на заводах и фабриках?
Отличную подсказку, как поступить, чтоб добиться поставленной цели, дало ельцинско-гайдаровское правительство России начала 90-х годов. Я напомню, что объявленная Съездом Советов СССР программа приватизации госсобственности всем народом должна была идти через именные приватизационные счета. Но накануне выдачи всему народу приватизационных чеков, была «организована» либерализация цен. Именно накануне. К чему это привело – помнит старшее поколение. Большая часть народа просто была поставлена на грань выживания. И даже состоятельные граждане оказались в числе потерпевших. Недавно прочитала книгу воспоминаний про композитора Свиридова, очень успешного, с точки зрения не только известности, но и авторских и исполнительских гонораров в рублях и в валюте. Друг семьи Свиридовых рассказывал, что, придя в гости, в ранее слывшую гостеприимством и хлебосольством квартиру композитора в 1992 году, услышал от жены композитора: «Извините, у нас только селедка…» Все сбережения граждан в 1992 году превратились в прах. И когда (вопреки решению Съезда народных депутатов об именных приватизационных счетах) стали выдавать ваучеры, то российский народ в массовом порядке стал эти ваучеры распродавать скупщикам. И директорский корпус не растерялся. Он пошел по тому же пути, на который ему указало руководство страны. Получив полную свободу по формированию штатного расписания, на первом этапе директорский корпус предпринял на заводах и фабриках «реорганизации», «оптимизации», в результате которых прошли массовые сокращения персоналов. Кстати, под эту надуманную реорганизацию в Агропроме попала и я. Агропром в СССР начали разваливать первым. К этим мероприятиям не было никаких экономических предпосылок, кроме как субъективных факторов - оставить некоторых членов трудовых коллективов без рабочих мест. Увольнения часто следовали незадолго до начала приватизации того или иного предприятия. Но даже, если сокращения персонала совершались и после приватизации, то у сокращаемых, увольняемых не было резона сохранять акции на руках. Акции скупались администрацией. Одновременно новоявленные директора занимались и чисто мошенническими схемами – задержкой выплаты заработной платы, оставшимся с рабочими местами, сотрудникам. И одновременно предлагали обнищавшему персоналу выкупить у них имеющиеся акции. Тоже неплохим оказался способ!
Но там где шибко не получалось скупать акции, применялся и третий способ – происходил процесс переливания активов предприятий в новые, ими же директорами созданные фирмы. Пошла волна банкротств и ожидаемых банкротств. Опять акции потекли к директорам и администрации. Этот процесс государство смогло остановить только тем, что установило льготный порядок выкупа земли за 5% кадастровой ее стоимости, но только для приватизированных предприятий. С банкротствами поуспокоились. Но контрольный пакет акций почти повсеместно уже был у директоров, администрации предприятий. Параллельно шел еще один процесс – отобрание ваучеров у тех, кто еще не «сбросил» ваучеры.. Так как новые собственники фабрик-заводов, газет, пароходов стали усиленно «разгонять» прибыль, то налоговый ручей в бюджет страны стал тонким. Начались задержки пособий, стипендий, зарплат бюджетникам, пенсий. И вновь оживилась скупка ваучеров, и даже мошенническое их отобрание у населения через фонды, различного рода с красивыми названиями, но с единой целью – заманить гражданина СССР, чтоб он сдал ваучеры в фонд. Помнится, я была на первом собрании акционеров Ростовского оптико-механического завода. И очень удивилась выбору в совет директоров, какого директора Школьного фонда. О как! Все правильно, к нему принесли ваучеры, а он их предъявил РОМЗу и получил акции этого завода. Потом, конечно же, Школьный фонд перестал существовать, вы, наверно, догадались, у кого акции РОМЗа остались на руках.
Если обратимся к истории создания различного рода деловых объединений предпринимателей, то именно в 90-годы и началось кучкование директорского корпуса по союзам, с одновременным развалом профсоюзов.
Например, Союз промышленников и предпринимателей, так называемый профсоюз олигархов, образованный в 1990 году, именно в 1992 году провел свой второй съезд под очень красноречивым лозунгом "Созидательная работа по реализации радикальных реформ - главный путь возрождения России». В лозунг следовало сделать небольшой взнос слова – «царской». А если полистаем газеты того времени, то соответствующие тусовки были и среди предпринимателей рангом пожиже. Так что предприниматели были накануне приватизации во всеоружии. Таким образом, капиталистическое накопление шло по пути - перераспределения бывшей общенародной собственности через акции, ваучеры. И чтоб у гражданина, у наемного работника отнять ваучеры, отнять акции, его лишали средств к существованию. Пусть на ограниченный отрезок времени, но лишали этих самых средств...
И что это был именно преднамеренный шаг достаточно посмотреть экономическую статистику за 1989-1990 г.г. Никакого резкого падения производства не было. А зарплаты не платили, пенсии задерживали, с чего бы это? Крепки мы задним умом, только спустя десятилетия понимаешь грандиозность стоящей тогда перед директорским корпусом и правительством задачи - отобрать акции, ваучеры у народа Неудивителен был результат - акции перекочевали в руки директоров, ваучеры в руки бывших кооператоров, и других, приближенных к российскому правительству, лиц. Задача первоначального накопления капитала была выполнена. (Продолжение следует)