Гурьев Игорь (egor_23) wrote,
Гурьев Игорь
egor_23

Categories:

Ужасная статья... смерть в цифрах. (С. А. Федосов) 1941-1945

На основании опубликованных в литературе статистических материалов определены соотношения потерь вооруженных сил государств, участвовавших в боевых действиях на советско-германском фронте во время Великой Отечественной войны и в других войнах и вооруженных конфликтах, имевших место на территории нашей страны в XX веке. Получены "коэффициенты стойкости" войск этих государств, рассчитана средняя продолжительность жизни на фронте для различных родов войск, сравнивается смертность в советских и немецких лагерях для военнопленных.

Долгое время статистические данные по Великой Отечественной войне не были доступны
как исследователям, так и тем более широкой публике. Попытка скрыть, что наши потери были выше немецких, привела к обратному результату. В обществе появилось и утвердилось мнение, что воевали мы катастрофически плохо, что победили, завалив врага трупами (любители черных сенсаций брали ОБЩИЕ демографические потери страны - 20, 27, а иногда и 37 млн. человек и делили их на чисто АРМЕЙСКИЕ немецкие потери, да еще только среди военнослужащих, призванных с территории в границах Западной Германии).(Весьма распространенной ошибкой ли, сознательной подтасовкой ли, является смешение понятий потерь и числа убитых. Первые включают все причины убыли личного состава: убитых, плененных, пропавших без вести, дезертировавших, попавших в госпиталя по болезни или ранению (последняя группа наиболее многочисленная и носит название санитарных потерь). И почему-то частенько в средствах массовой информации при анализе крупных военных операций сравнивают именно общие потери наших войск с числом убитых среди солдат противника.)
Впервые данные Генерального Штаба по потерям наших вооруженных сил были рассекречены и опубликованы в монографии  ( Гриф секретности снят: Потери Вооруж. сил СССР в войнах, боевых действиях и воен. конфликтах: Стат. исслед. / Под общ.ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993, 416 с.)  Позднее, коллектив тех же авторов опубликовал уточненные данные (2. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001, 608 ) Временные рамки последней работы также были расширены.
Полные ценнейшим "сырьем" статистического материала, эти монографии почти не содержали, однако, анализа приводимых данных, попыток обобщения, сравнения с данными по вооруженным силам других государств. Так там был рассчитан единственный коэффициент - по соотношению потерь советских и немецко-фашистских войск. Целью данной работы было получить аналогичные коэффициенты для армий других стран и для других войн и конфликтов, в которых участвовали Российские/Советские войска в XX веке, рассчитать другую интегральную информацию. Для начала оценим потери наших войск и войск противника в Великой Отечественной войне.
 Безвозвратные потери советских вооруженных сил во время Великой Отечественной войны, учтенные во время войны в оперативном порядке: Убито и умерло от ран на этапе эвакуации 5 226,8, Умерло от ран в госпиталях 1 102,8 Небоевые потери(умерло от болезней, погибло в результате происшествий, расстреляно) 555,5 Пропало без вести ), попало в плен 3 396,4 Неучтенные потери первых месяцев 1 162,6 Итого: 11 444,1  Мобилизованных, но не присоединившихся к частям (в основном пропали без вести) 500,0
Повторно призванные (исключены из числа безвозвратных потерь) -939,7 Итого: 11 004,5 Потери союзных формирований (Войско Польское, чехословацкий корпус и т.п.) 76,1 Всего:
11 080,5 Данные только по регулярным вооруженным силам (армия, ВВС, ВМФ, пограничные войска, внутренние войска, войска и сотрудники органов государственной безопасности). Точных данных по потерям ополчения и партизан не сохранилось. Однако могут быть сделаны следующие оценки:
- численность партизан - ок. 1 млн. чел. Даже в известных немецких операциях по уничтожению партизанских отрядов потери последних, как правило, не превышали 10…20 %;т.е. общие потери не должны превышать 0,1 млн.
- в ополчение было призвано ок. 4 млн. чел. Однако 2 млн. из них впоследствии влилось в армию и потери последних слились с армейскими. Таким образом, потери ополчения никак не могут превышать 2 млн. человек. Но с учетом демобилизации части ополчения, потери последнего должны быть значительно меньше, в первом приближении примем их за половину оставшихся, т.е. в 1 млн. человек.
Собственно пропавших без вести было 500 тыс.;
По немецким сведениям они захватили 5 200…5 750 тыс. пленных. Советские и немецкие данные по пленным сильно расходятся и после некоторых операций 41 года немцы заявляли о захвате пленных иногда больше, чем общая численность советских сил участвовавших в тех операциях. Так восточнее Киева, по их заявлениям, германские войска "захватили" 665 тыс. военнопленных. Тогда как вся численность Юго-западного фронта на начало Киевской оборонительной операции составляла 627 тыс. человек. Такие расхождения частично могут быть объяснены тем, что в число пленных немцы включали отходившее вместе с войсками гражданское население, а иногда, как после захвата Севастополя, все население не успевшее эвакуироваться из города. Тем не менее очевидно, что в плену находилось больше военнопленных, чем это следует из советского оперативного учета (3 396,4 тыс.), но меньше, чем по заявлениям немцев.
Оценка сделана по последней списочной численности подразделений, не представивших донесений о потерях и с привлечением архивных материалов германского военного командования. Очевидно, что какая-то их часть погибла. Но большая, вероятно, попала в плен. Потому при оценках численности советских военнопленных в  число последних ориентировочно принимается как сумма попавших в плен согласно оперативному учету (3 396,4 тыс.) и "неучтенных потерь первых месяцев" (1 162,6 тыс.), то есть число советских военнопленных принимается за 4 559 тыс.Авторы работы  отнесли эту категорию к потерям гражданского населения и не учли в итоговой оценке потерь вооруженных сил. Мы же убеждены, что потери среди мобилизованных надо относить все же уже к потерям вооруженных сил.
Освобожденные из плена в ходе войны и повторно призванные, а также призванные с освобожденной территории, учтенные ранее как пропавшие без вести Таким образом, можно принять, что согласно оперативному учету общие безвозвратные потери советских вооруженных сил вместе с союзными формированиями составили 11 080,5 тыс. человек. Вместе с потерями иррегулярных частей (партизан и ополчения) они могут составить порядка 12,2 млн. человек. Согласно учетным книгам военкоматов безвозвратные потери составили 12 400,9 тыс. Учитывая, что данные военкоматов не распространяются на иррегулярные формирования (партизан и ополчение), то расхождение составляет порядка 11%, что не может рассматриваться как чрезмерно большое для такой войны (расхождение, по мнению авторов в основном связано со случаями двойного счета в учетных книгах).
Демографические потери армии, то есть после возвращения оставшихся живыми из плена, составили 8 668,4 тыс. человек. Известная цифра 27 млн., или, точнее, 26,6 млн. представляет общие потери страны (включает потери гражданского населения) и была получена методом демографического баланса с привлечением данных переписей 1939 и 1959 годов (фактически это даже не потери, а "что было б, если б войны не было б"; и, очевидно, что точность этой оценки не слишком велика, так как не учитывались естественные изменения в рождаемости и смертности, в том числе в предвоенный и послевоенный периоды). Расчет выполнен Управлением демографической статистики СССР в 1991 году.
Большая часть погибших, а именно 13,7 млн. приходится на временно оккупированные территории (из них 7 420 тыс. было уничтожено, 2 164 тыс. человек погибли на принудительных работах в Германии (из общего числа угнанных в 5 270 тыс.) и 4 100 тыс. представляет собой превышение смертности в оккупированных районах над обычной, характерной для мирного времени). (Сравним эти цифры, кстати, с 600 тыс. выселенных на восток "репрессированных народов", далеко не все из которых погибли). Были велики потери мирного населения и в зоне боев и в прифронтовых районах. Так только в Ленинграде по разным оценкам погибло и умерло от 640 до 800 тыс. В Сталинграде от бомбежек погибло 40 тыс. местных жителей. Однако общих статистических данных по этому виду потерь нет (или, по крайней мере, они не опубликованы), а оценки с помощью демографического анализа затруднены из-за большой миграции населения.
Что же касается иногда появляющейся цифры в 37,2 млн. человек - то это оценка общего число умерших за время войны (сюда надо добавить еще 1,3 млн. превышения смертности над нормальной среди детей родившихся в войну). Однако и в мирное время за такой период умерло бы 11,9 млн. (исходя из уровня смертности 1940 года). Таким образом, превышение смертности в военное время над смертностью в мирное время за тот же временной промежуток и составило известные 26,6 млн.
Демографические потери Германии были также крайне велики. Но если в Германии на фронтовые потери приходилось примерно половина или чуть больше от общих демографических потерь страны, то в СССР потери гражданского населения составили 2/3 общих демографических потерь.
                                                  Оценим потери противника.
Безвозвратные потери немецко-фашистских войск и войск их союзников на на восточном (советско-германском) фронте. Вооруженные силы Германии Потери,тыс. человек
Вермахт и войска СС Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен Военные формирования и учреждения, не входившие в Вермахт и войска СС
Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен (6 403,33, 226,0, 3 177,3, 777,8, 378,8, 399,0) Итого: 7 181,1
Вооруженные силы союзников Германии: Венгрия Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потерипопало в плен (809,1295,3 513,8) Италия Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен (92,943,9 49,0) Румыния Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен (475,1245,4,229,7) Словакия Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен (6,81,6 5,2) Финляндия Из них: убито, умерло, пропало без вести, небоевые потери попало в плен (84,482,0,2,4)
Итого: 1 468,1 Всего безвозвратных потерьв армиях стран фашистского блока на советско-германском фронте: 8 649,3
В основу были положены данные отдела потерь штаба Верховного Главнокомандования Германии за период с 22 июня 1941 года по 31 января 1945 года, данные Приложения к закону ФРГ о "Сохранении мест захоронений", а по военнопленным учетные сведения из советских источников.
Под военнопленными понимаются только взятые в плен до 09.05.45, то есть не учитывается численность капитулировавших войск. Всего в лагерях для военнопленных было учтено 3 486,2 тыс. человек. Кроме того, 220 тыс. военнопленных из числа бывших граждан СССР, а также 14,1 тыс. признанных военными преступниками были направлены в специальные лагеря НКВД, около 57 тыс. умерли в дороге, не достигнув тыловых лагерей, а около 600 тыс. военнопленных, после соответствующей проверки, было освобождено непосредственно на фронтах (в основном то были граждане негерманской национальности - поляки, чехи, словаки, молдаване, болгары и т.п., доказавшие, что были насильно призваны в вермахт).
В немецких источниках встречаются и другие цифры потерь, в том числе и в 2,1 млн. Однако в Приложении к Закону ФРГ "О сохранении мест захоронений" на территории бывшего СССР и стран восточной Европы учтено 3 226 тыс. могил военнослужащих, из которых по 2 395 тыс. установлены имена захороненных. Причем в последнем случае учтены только граждане Германии. Таким образом, можно считать приведенную в таблице цифру более достоверной. Указывается также, что она также весьма близка к данным, сообщенным на допросе Йодлем и данным немецкой справочной службы "Wast". Расхождения в циркулирующих в прессе данных во многом могут быть объяснены тем, что согласно принятой в ФРГ практике в официальные данные потерь вооруженных сил не включаются потери среди граждан Австрии, потери иностранных формирований вермахта, а потери в подразделениях, не относящихся к вермахту (сотрудники Гестапо, СД, других полицейских формирований, военизированных организаций типа военностроительной организации "Тодт" и т.п.) относят к потерям гражданского населения.
Сведения по потерям вооруженных сил Венгрии и Румынии уточнены по материалам Генеральных штабов этих стран в 1988 году. Демографические потери военнослужащих этих стран (то есть после возвращения военнопленных домой после войны) составили 5 076,7 тыс. В таблице не приведены потери испанской "голубой дивизии", воевавшей на восточном фронте. Но очевидно, что их относительная доля не может быть сколько-нибудь значительной и потому это не может сказаться на итоговых оценках.
Рассматривая более внимательно динамику потерь Германии на восточном фронте, можно отметить однако следующее. Всю статистику потерь авторы разбили на два периода - до 31 января 1945 года и после. Причем если для определения потерь в первом из них они использовали соответствующие сводные статистические документы, то для второго - их собственные оценки. Согласно их подсчетам, потери германской армии на восточном фронте убитыми, умершими и "истинно" пропавшими без вести с 22 июня 1941 года по 31 января 1945 года составили 1 998,0 тыс. человек, а пленными 1 907,7 тыс. Во второй отрезок времени 1 606,8 и 1 668,6 тыс. соответственно. Учитывая, что после 31.01.45 война продолжалась всего чуть больше 3-х месяцев, это должно означать увеличение темпа потерь на порядок! Если в отношении роста числа военнопленных на заключительном этапе войны подобное еще можно признать возможным, то в отношении роста числа убитых это представляется крайне маловероятным. Тем более, что изменения среднемесячного темпа потерь в Советской Армии, по их же данным, в этот период не происходило.
В конце войны система учета потерь в немецкой армии была нарушена, имеется мало архивных документов за этот период, а имеющиеся противоречивы. Потому для оценки потерь авторы  и были вынуждены использовали другие методы, в частности, балансовый (потери определялись как разность списочного состава подразделений, действовавших против советских войск, и по которым удалось найти подобные сведения, использовали подекадные донесения медико-санитарной службы и некоторые другие документы). Очевидно, при этом не удалось избежать двойного счета из-за так называемого "смещения временных границ", когда подсчитывались потери подразделений, уже учтенные ранее и попавшие в архивные документы и донесения. Похоже, был двойной счет и по военнопленным. Оные учитывались авторами по архивам соответствующих советских органов. Но очевидно, что эти же люди входили и в убыль личного состава германских подразделений и потому вероятно уже были учтены как пропавшие без вести. Возможны и другие погрешности, такие например, как смешивание потерь на восточном и западном фронте (к этому времени последние уже весьма географически сблизились и части могли перебрасываться с фронта на фронт).
Если определить потери убитыми и умершими в этот период из среднемесячных потерь за войну, то это число составит 152,3 тыс., что даст общее число убитых на восточном фронте 2 150,3 тыс.
Из-за отсутствия надлежащей статистики, в конце войны даже германский Генеральный Штаб пользовался оценочными данными о потерях. Согласно его расчетам, с 1.01.45 по 30.04.45 вооруженные силы Германии потеряли убитыми 265 тыс. человек (расчет делался из среднемесячных потерь за 3-х месяцев 1944 года). В пересчете на период 01.02.45-09.05.45 это составит 218,6 тыс.
Эти потери, правда, не разбиты по фронтам. Однако если воспользоваться соотношением потерь фронтов из Фленсбургского архива (содержащего сведения за более ранний период), то можно прикинуть, что на восточный фронт пришлось 156,3 тыс. Это всего на 4 тыс. отличается от цифры, полученной нами выше. Однако число именных могил из Приложения к закону о "Сохранении мест за-хоронений" больше - а именно 2 395 тыс. Очевидно, что действительное число погибших скорее всего будет еще большим. Потому в первом приближении разумно пока будет остановиться именно на цифре в 2 395 тыс., как наиболее близкой к действительному числу погибших на восточном фронте германских военнослужащих. Во многих опубликованных на Западе работах цифры потерь вермахта берутся из сводки от 14.03.45, содержавшей данные о потерях на 31.01.45 и опубликованной в так называемом "Военном дневнике Главного командования вермахта". Однако обратившись к более ранним сводкам, становиться очевидным, что данные в Военном дневнике занижены. Действительно, в сводке на 31.12.44, то есть на месяц более раннюю, указаны потери на 730 тыс. большие! Кроме того очевидно, что данные Военного дневника не включают сведения о потерях за февраль-май.

Так как нет никаких оснований полагать, что учет по военнопленным к концу войны в Советской Армии и НКВД был нарушен, то то по количеству немецких военнопленных согласимся с данными основанными на материалах архивов соответствующих ведомств. Тогда общие безвозвратные потери немецкой армии на советско-германском фронте составят 5 971,3 тыс., а вместе с союзниками Германии 7 439,5 тыс. (убитыми, умершими, пленными и пропавшими без вести).
Соотношение потерь противников на Восточном фронте в  принимается за 11,5 млн. : 8,6 млн. = 1,33 : 1. Однако в этом балансе не были учтены потери мобилизованных и, напротив, из военнопленных не исключены повторно призванные, из-за отсутствия надлежащей статистики не учтены потери партизан и ополчения. При учете и этих категорий, соотношение несколько ухудшится, но не более, чем до 1,44 : 1 (если полагаться на оценки, сделанные нами в примечании к табл.1.; нужно еще, правда, учесть, что немецкие данные по 45 г. тоже очень не полны и, видимо, не учитывают потери фольксштурма). Если же принять во внимание сказанное нами выше в отношении возможного завышения  потерь германской армии в последние месяцы войны и применить нашу коррекцию, то соотношение потерь ухудшится до 1,64 : 1.
Тем не менее очевидно, что нельзя говорить, что мы победили, завалили врага трупами! Оперирование же в средствах массовой информации цифрами 27 млн. и 2,1 млн. либо недопонимание, либо сознательная подтасовка. Так как первая цифра включает ВСЕ демографические потери страны, а вторая - только число убитых на фронте военнослужащих и военнослужащих одной только Западной Германии (отвлечемся от того, что, кроме всего, первая цифра, возможно, несколько завышена, а вторая несколько занижена).
К безвозвратным потерям вооруженных сил следовало бы отнести и число исключенных с учета и демобилизованных по ранению или болезни инвалидов (комиссованных). Таковых в советских вооруженных силах за время войны было 3 798,2 тыс. человек, а в Германии 2 463 тыс. (этих данных по союзникам Германии у нас нет). При учете и этого контингента, соотношение потерь сильно не измениться и станет 1,45 : 1 или 1,62 : 1 соответственно. На последней цифре и остановимся, как на наиболее релевантной.
В боях с советскими войсками японская армия и флот потеряли 83,7 тыс. убитыми и 561 тыс. пленными. Наши потери в войне с Японией составили 8,2 тыс. убитыми. Таким образом, соотношение потерь на том фронте было 0,012 : 1. И даже без учета пленных оно составит 0,1 : 1.
В Советско-Финскую войну безвозвратные потери СССР были 126 875 человек. По финским источникам, их безвозвратные потери составили 48 243 военнослужащих. Т.е. соотношение потерь было 2,6 : 1. Однако учитывая характер ТВД и то, что советским войскам пришлось прорывать мощный укрепрайон, такое соотношение нельзя рассматривать как плохое (как известно, при прорыве обороны нормальным считается соотношением потерь 4 : 1, а та война была сплошным прорывом обороны).
Таким образом, даже без учета пленных, соотношение безвозвратных потерь составляет: 4,74 : 1 (Польша - Германия) и 1,84 : 1 (Франция - Германия). С учетом пленных они составят 34,7 : 1 и 35,9 : 1 соответственно. Итоговые данные по соотношению потерь сведены в табл.4. Видно, что СССР занял весьма достойное место в этом "соревновании".
СССР-Германия, 1,6 : 1 СССР-Финляндия 2,6 : 1 СССР-Япония 0,012 : 1 Польша-Германия (1939) 34,7 : 1 Франция-Германия (1940) 35,9 : 1
Хронология событий 22 июня 1941 года
Subscribe

  • Нам нужен такой учебник истории...

    «Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, — это во-первых, — и где бы…

  • Полоскание....

    « Героя», или бога с поднятыми добровольно руками перед человеком, прозванного « стрелком», а не падалью, полощат не один день.…

  • Конференция РСДРП(б)

    VII (Апрельская) Всероссийской конференции РСДРП(б) (7-12 мая (24-29 апреля) 1917 г.) Партия - это миллионов плечи, друг к другу прижатые туго.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments