egor_23

Category:

Тоталитарное прошлое 12 (Ленин)

(Статьи в тему-1,2,3,4.)  РПЦ на смерть Ленина:  после смерти Ленина к Патриарху Тихону обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу

Тихон на это ответил:  «По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нём как о человеке добрейшей и поистине христианской души».
(«Вечерняя Москва» 25 января 1924 года) А вот официальное заявление РПЦ по поводу кончины В.И. Ленина, в котором можно увидеть своеобразное пророчество о том, что могила Ленина станет трибуной: «Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе». («Известия», № 20 от 25 января 1924 года»)…Тут поражает лишь одно: первый временный деревянный мавзолей Ленина был сооружен по проекту Алексея Щусева 27 января 1924 года. И никакой трибуны на нем не было. Трибуна появилась на новом деревянном мавзолее лишь в августе 1924 года. Но в обращении Синода, между тем черным по белому написано: «будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной». Могила, как трибуна – это как раз про мавзолей Ленина. Другого подобного я не припомню. Мавзолей Ленина – шедевр мировой архитектуры, сооруженный по проекту русского архитектурного гения, храмоздателя Алексея Викторовича Щусева. 

  В Екатеринбурге помпезно открылась мультимедийная выставка «Россия — моя история», цель которой объективно представить историю России со времён основания государства до конца XX века. Однако уже в ходе вступительной лекции под названием «Февральская революция — что это было?» прозвучал распространённый исторический фейк. Особым гостем церемонии стал епископ Егорьевский владыка Тихон, который процитировал историка Василия Ключевского о том, что «история — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков». По его словам, этот проект наглядно показывает, «насколько важно честно, правдиво, достоверно знать свою историю", цитирует слова епископа издание Ura.ru. И в этой же лекции владыка Тихон использовал «фейковую» цитату, которую приписывают основателю Советского государства Владимиру Ленину: «А на Россию мне наплевать». После этого владыка заявил, что именно таким людям, как Ленин, власть передали февралисты, не справившиеся с ситуацией. Кроме того, епископ считает, что причина Февральской революции — «те вирусы и бактерии, размножавшиеся благодаря снижению политического, общественного и духовного иммунитета», цитирует слова священнослужителя ИА «Красная Весна». К сожалению, в последнее время под разговоры о необходимости «честно и правдиво» подавать историю зачастую мы сталкиваемся с её искажениями. Порой это делают даже именитые историки. В итоге в медийном пространстве распространяются мифы, которые простой читатель воспринимает за чистую монету.
Фраза «а на Россию мне плевать», якобы, сказанная Лениным, и множество аналогичных, приписываемых ему, — продукт черносотенной пропаганды ещё столетней давности. После революции против Ленина и всех большевиков была развёрнута информационная кампания, которая выставляла их «русофобами» и «немецкими шпионами». Так, например, другому вождю революции Льву Троцкому приписывалось высказывание о том, что Россию он якобы воспринимает «вязанкой хвороста», которую можно бросить ради «пожара мировой революции». Однако найти её в известных источниках невозможно, да и вряд ли осторожный Троцкий мог такое сказать. И надо отметить, что после окончания Гражданской войны все эти фейки «уехали в эмиграцию» вместе с невозвращенцами.
Вторая волна демонизации большевиков началась в разгар перестройки и после краха СССР. Именно в это время впервые появляется упоминание в СМИ, которое затем перекочевало в интернет, цитаты, приписываемой Ленину, о том, что ему «плевать на Россию». В частности, ссылка идёт на книгу бывшего советского дипломата, меньшевика и невозвращенца Георгия Соломона, изданную в 1930 году в Париже. В своей работе «Среди красных вождей» он приводит разговор с Лениным, в котором Владимир Ильич якобы и произносит фразу «А на Россию мне наплевать». «Дело идет о создании социалистического государства… Отныне Россия будет первым государством с осуществленным в ней социалистическим строем… А… вы пожимаете плечами! Ну, так вот, удивляйтесь еще больше! Дело не в России, на нее, господа хорошие, мне наплевать — это только этап, через который мы проходим к мировой революции», — пишет Соломон во «введении» к первому тому издания.
Но, во-первых, любые воспоминания, мемуары не считаются в строгом смысле историческими документами, а являются «источником личного происхождения» — вспомогательными материалами, которые помогают погрузиться в атмосферу эпохи. Высказывания в таких случаях могут считаться достоверными, если верифицируются в других источниках. Но подобную цитату Ленина невозможно найти в его многочисленных работах. Во вторых, мемуарист может просто ошибиться, или того хуже, сознательно исказить чьи-то слова, приписать имяреку несказанное. Мог ли это сделать невозвращенец Георгий Соломон? Мог, хотя бы для того, чтобы книга расходилась среди русских эмигрантов. Традиция диссидентов, которые после предательства отправляются на Запад и пишут статьи или книги, очерняющие Россию, носит давний характер. Так это было со средневековым невозвращенцем князем Андреем Курбским, так это происходило и после Соломона во времена СССР, когда предавший Родину в 1978 году Владимир Резун сбежал в Великобританию, а впоследствии издал несколько «исторических» книг, которые набиты фейками и ложными данными. В этом случае ссылка на Соломона — такой же моветон, как ссылка на Курбского или Резуна. Однако фальсификаторы, пытаясь выставить Ленина русофобом, идут дальше и запускают в информационное пространство прямые подлоги. Так, на сайте pravoslavie.ru размещена цитата Ленина со ссылкой на полное собрание сочинений, что автоматически придаёт ей реальный исторический вес. Звучит она так:  «Мы защищаем не великодержавность: от России ничего не осталось кроме Великороссии, а на Россию мне плевать, и даже не национальные интересы, — мы утверждаем интересы мирового социализма, что выше интересов национальных, выше интересов государства». А вот настоящая цитата из доклада Ленина о внешней политике на объединенном заседании ВЦИК и московского совета 14 мая 1918 года: «Мы, оборонцы, после 25 октября 1917 года, мы завоевали право на то, чтобы защищать отечество. Мы защищаем не тайные договоры, мы их расторгли, мы обнаружили их пред всем миром, мы защищаем отечество от империалистов. Мы защищаем, мы победим. Мы защищаем не великодержавность: от России ничего не осталось, кроме Великороссии, — не национальные интересы, мы утверждаем, что интересы социализма, интересы мирового социализма выше интересов национальных, выше интересов государства. Мы оборонцы социалистического отечества». (ПСС т.36 стр. 341-342) Очевидно, что речь идёт о защите социалистического отечества, которое противопоставляется национально-буржуазным странам. Противопоставляются социалистические интересы, главным из которых является мир народам, интересам буржуазным. Ведь именно буржуазия в начале XX века была заинтересована в продолжение войны, на которой, пока гибли миллионы простых граждан, она зарабатывала капиталы. Более того, Ленин прямо писал ещё во время Первой мировой войны в своей статье «О национальной гордости великороссов» о своём отношении к данному вопросу: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты». (Газета «Социал-демократ» №35 — 12.12.1914 г.)
Вообще, если внимательно читать работы Ленина, то Россия в его представлении была вовсе не «вязанкой хвороста» для «костра мировой революции», а авангардом всего человечества, которое идёт по дороге исторического восхождения. Да и вся политика большевиков после Октябрьской революции, которые храбро сражались в годы Гражданской войны, в том числе против иностранных интервентов, не давала повода сомневаться в их патриотичности. Это же доказывали действия большевиков и лично Ленина, который курировал важнейшие государственные программы. Так, в первые годы Советской власти были созданы фундаментальные научно-исследовательские институты, переиздавалась огромными тиражами русская классическая литература, был взят курс на всеобщую грамотность, началась реализация плана электрификации всей страны (ГОЭЛРО) и т.д. Всё это явно доказывает, что новая власть вовсе не являлась «русофобской», а большевики не немецкие шпионы. По крайней мере большинство жителей России 100 лет назад так не думали.
А вот спустя 100 лет мы видим иную картину. Определённые группы на протяжении почти 30 лет пытаются представить Гражданскую войну как войну «русской национальной армии» белых с красными «оккупантами», наводя тем самым смуту в историческом сознании граждан. И не приведи господь, если эта порождённая в головах ложью и фейками смута выйдет наружу. Что происходит в таких случаях, мы видим на примере Украины....


PS:                          Товарищ Таня.  

  В 1960 году один из лидеров Кубинской революции товарищ Эрнесто Че Гевара (1928 — 1967) посетил Германскую Демократическую республику, где встретился со студентами университета. 

После встречи к нему подошла студентка и сказала, что хочет принять участие в революционной борьбе народов Латинской Америки против мирового империализма. Со знанием испанского языка у неё нет проблем: она родилась и выросла в Аргентине, куда её родители-коммунисты эмигрировали после прихода Гитлера к власти. Товарищ Че записал фамилию. Вскоре студентку пригласили в Кубинское посольство и предложили закончить своё образование на Кубе. После окончания факультета журналистки Гаванского университета она получила предложение вести подпольную работу в одной из стран Латинской Америки. И приняла это предложение, выбрав для себя псевдоним «Товарищ Таня». ( псевдоним «Таня» был взят Тамарой Бунке в честь Зои Космодемьянской, геройски погибшей во время Великой Отечественной войны) Пройдя курс специальной подготовки Товарищ Таня была направлена в Боливию. В Боливии Товарищ Таня фигурирует в качестве состоятельной аргентинки немецкого происхождения. Её светский лоск, обаяние, общительность, прекрасные манеры открывают ей путь в светское общество Боливии. Она завязывает знакомства в самых высших кругах. Среди её знакомых и сам Президент Боливии авиационный генерал Рене Баррьентес (1919 — 1969).
Товарищ Таня много путешествует по стране, мотивируя это своим интересом к культуре индейцев. И действительно, собранная ею коллекция индейского фольклора имела значительную научную ценность. Но главная цель путешествия была другой – выбор места для создания базы для начала вооруженной борьбы. В 1966 году кубинские спецслужбы приобретают ранчо Каламина, где размещается штаб. 

В январе 1966 года в Боливию начинают нелегально прибывать кубинские офицеры. А вскоре в стране появляется состоятельный бизнесмен из Уругвая Рамон Бенитес Фернандес. Под этим именем скрывается Че Гевара.
В декабре 1966 года для решения ряда проблем Товарища Таню направляют в Аргентину. Товарищ Че передает с ней письмо своему отцу, в котором пишет «Свои пожелания я доверил Мимолетной звезде, повстречавшейся мне на пути по воле Волшебного Короля». Так у Товарища Тани появляется вторая кличка «Мимолетная звезда». В марте 1967 года Таня возвращается в Боливию. О том, кто она такая, власти уже знают и поэтому Таня уходит в партизанский отряд. Товарищ Таня погибла в бою с правительственными войсками 31 августа 1967 года. Че Гевара погиб через сорок дней.
Существует легенда о том, что генерал Баррьентес распорядился похоронить Товарища Таню с воинскими почестями и лично присутствовал на похоронах в парадном генеральском мундире. Насколько это соответствует действительности, не знаю. Товарищ Таня была очень яркой личностью. Она в совершенстве владела несколькими языками, прекрасно пела и играла на музыкальных инструментах (гитаре, аккордеоне). И, что самое главное, умела располагать к себе людей и находить друзей. И в то же время с помощью умелого макияжа умела изменять свой внешний облик до неузнаваемости.
Отношения советского руководства к революционной деятельности товарища Че Гевары в Латинской Америке и других регионах мира было неоднозначным. С одной стороны, революционные заслуги товарища Че получили официальное признание, чему свидетельством стала книга И. Лаврецкого (Иосифа Ромуальдовича Григулевича (1913 — 1988)), вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей». С другой стороны, СССР от деятельности Че Гевара дистанцировался и историю партизанской борьбы в Боливии в нашей стране активно пропагандировать не рекомендовалось. Но, тем не менее, Товарищ Таня совершенно неожиданно воскресает в советской художественной литературе. А потом и в кинематографии.
В ноябре-декабре 1977 года в нескольких номерах «Пионерской правды» была опубликована научно-фантастическая повесть «Яната», написанная школьницей из Киргизии Светланой Касымкуловой (род. 1961).
В 7 классе появляется новая ученица Таня Волкова. И двое учеников случайно узнают, что на самом деле она не Таня, а Яната («Таня» наоборот) и заброшена на Землю с далекой планеты для выполнения ответственного задания. Конец повести трагичен – Таня гибнет, ценой своей жизни спасая Землю от инопланетной агрессии. В «Пионерскую правду» косяком пошли письма юных читателей. Они требовали от автора изменить конец повести и оставить Янату в живых. Но Светлана этого не сделала. Видимо потому, что знала судьбу реального прототипа Янаты. Пожелание юных читателей исполнил писатель-фантаст Кир Булычев (1934 — 2003), написавший повесть «Сто лет тому вперед». В этой повести Яната превратилась в любимый персонаж Кира Булычева Алису Селезневу и осталась в живых, вернувшись с помощью Машины Времени в конец 21 века. А в 1985 году вышел поставленный по этой повести пятисерийный фильм «Гостья из будущего», имевший фантастический успех у зрителей. Особенно у подростков. Так Товарищ Таня обрела новую жизнь в нашей стране.  

( Багоцкий написал статью, посвященную известной латиноамериканской революционерке Айде Томаре Бунке. Автор сделал в ней достаточно смелое предположение о том, что товарищ Таня послужила прототипом для литературного героя фантастической повести Светланой Касымкуловой «Яната». Сама автор этого произведения сообщает, что прототипом литературного персонажа явилась ее одноклассница, которую также звали Таней. Тем не менее, версия автора имеет право на существование, тем более, что литературный персонаж имеет некоторые схожие с Таней-партизанкой черты.)

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.