Categories:

Тоталитарное прошлое 22 (Константин Эдуардович Циолковский)

(Здесь начало)  17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики. 

Хотя Константин Эдуардович Циолковский и родился в России – ещё дореволюционной, Циолковским он стал лишь в СССР. Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах.
Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880—81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 г. Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 г. опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.
Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 г. на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 г., однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896 г. Только в 1903 г. ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 гг. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др. Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.

Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в др. областях знаний: лингвистике, биологии и др. При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне. (Источник: Энциклопедия «Космонавтика», изд.: "Советская энциклопедия" 1985г.) 

 17 сентября 1985 года в СССР состоялся запуск космического корабля "Союз Т" (командир корабля - В.В. Васютин, бортинженер - Г.М. Гречко и космонавт-исследователь - А.А. Волков). 9-я экспедиция на космическую станцию "Салют-7". 

 Газета «Правда». Александр Трубицын: "  Мне кажется, что нормальному человеку просто трудно представить гомерическое невежество и некомпетентность Путина в истории страны, управлять которой он очередной раз берётся. Я, например, сталкиваюсь с таким впервые.  «Демократическая» Государственная дума — это, конечно, не Верховный Совет СССР, и за годы её работы с трибуны такие водопады глупости и лжи лились, что в приличных домах уже давно бы от дома отказали, но — «демократы» же за «свободу слова», то есть за возможность беспрепятственно лгать, хамить, клеветать, обманывать, балаболить, паясничать и заниматься иными видами «политической деятельности».
Но заявление Путина, что наша экономика 70 лет производила только галоши, которые покупали только африканцы, — это просто чудовищно даже для юриста по образованию, который уверен, что электрические лампочки растут на дереве, называющемся «электрический скат», а токарь-револьверщик — это тот, кто делает наганы и кольты. Раз уж Путин упомянул про Африку — начнём с Африки. Египет, Нил, Асуанская плотина. Идея её постройки «вентилируется» с XI (!) века, с проекта Ибн аль-Хайсама. Но реально взялись строить три сэра: Уиллкос, Бейкр и Эрд в 1899 году. Строили-строили и, наконец, построили — в 1902-м. Но так по-сэрски построили, что пришлось надстраивать дважды — в 1907-м и в 1929-м. А когда и эту надстройку стало затапливать, то поняли, что плотину вообще надо строить на шесть километров выше. Это — справка для Путина, как самые западные и капиталистические сэры из самой Великой Британии поработали. А теперь — как работали советские, сталинской школы, инженеры из «Гидропроекта». В открытом конкурсе они победили фирмы Англии, Франции, Швеции, Голландии. И не просто победили — разгромили, показав заказчику испытанную близ Запорожья модель плотины в масштабе 1:50, реально продемонстрировав, что советский вариант будет самым надёжным и самым дешёвым. А в плотине надо установить гидротурбины — и опять советские турбины признаны лучшими в мире, двенадцать турбин заказаны Ленинградскому электромеханическому заводу, двенадцать генераторов общей мощностью 2 миллиона 100 тысяч киловатт — ленинградской «Электросиле». Более высоких технологий и более высокого качества силовых электроаппаратов в мире не было. Маленький штрих — из того, с чем довелось познакомиться самому: сердечники электромашин набирались из огромных листов специальной прокатки текстурованной стали с высочайшими электромагнитными параметрами, но теряющей их даже от лёгкого механического воздействия (высокие технологии — дело даже не тонкое, а тончайшее!) Так, для разметки и вырезки деталей был сделан цех, где разметчики и слесари как бы летали в воздухе на специальной площадке над пластинами, чтобы не наступать на них. И мощнее станции на африканском континенте нет и сейчас — такая вот «галоша».

Как тут не вспомнить куплетистов из фильма «Москва слезам не верит»:

Пусть нас лапотной Россией

Называет Вашингтон —

Мы сегодня запустили

«Лапоть» свыше пяти тонн!

Это они пели о советском спутнике, который, как сообщал ТАСС, «весом свыше пяти тонн», — американцам было ещё далеко до этого! А сегодня Путин подпевает Вашингтону, заменив только «лапти» на «галоши».
Более 400 объектов стратегического значения для экономики в полусотне стран не только Африки, но и Латинской Америки, Азии и Европы, в Сирии, Пакистане, Германии, Греции, сделанные «Гидропроектом», — это «галоши»?
А металлургический завод в Бхилаи, в Индии, на 2,5 миллиона тонн стали в год — это тоже «галоша»? Американцы и англичане не смогли такую «галошу» сделать, а советские специалисты смогли. А самый мощный в мире пресс, который понадобился Франции и никто в мире не брался его изготовить, был сделан в СССР, на воронежском «Тяжмехпрессе». Я попал на его наладку, подивился французским финтифлюшкам — напечатанным на лейкопластыре цифирькам, чтобы удобнее помечать провода. Но ведь сам пресс-то французы в СССР заказывали. И не только они — итальянцы, немцы, шведы и ещё полтора десятка стран на «Тяжмехпрессе» себе «галоши» заказывали. А тяжёлый пресс — это уникальная машина, соединение науки и высочайших технологий, очень немногие страны способны их выпускать.
Коломенский завод тяжёлого станкостроения выпускал уникальные станки — их перевозили в разобранном виде, один станок занимал один-два железнодорожных эшелона. А эшелоны шли в Бельгию, Финляндию, Германию — в 45 стран мира. В Японию ушёл самый большой станок, поставленный СССР за границу, — гигантский карусельный станок КУ-299

Справка для Путина: на карусельном станке не катаются и не карусели делают, без такого станка не построишь мощную турбину или супертанкер, атомную подводную лодку или синхрофазотрон. Полезная в хозяйстве вещь и намного сложнее и дороже галоши. Но путинской, капиталистической России такие станки, как и специалисты, их производящие, как и учёные, их разрабатывающие, не нужны. Завод обанкрочен, уникальное оборудование и технологии уничтожены. Как уничтожен и легендарный завод «Москвич», который не галоши за рубеж поставлял, а автомобили. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе «Москвичи» получили золотые медали, в 1977-м — миллионный «Москвич» ушёл за рубеж. А «за рубеж» — это не только соцстраны, но и Франция, Греция, Германия (капиталистическая ФРГ), скандинавские страны. Для Англии выпускали праворульный вариант. Заводы отвёрточной сборки «Москвичей» работали в Бельгии и Болгарии. И особо отметим, что качество советских автомобилей отмечалось и призами в международных ралли, и оценкой специалистов в прессе, и цена их была отнюдь не демпинговой, полностью соответствовала рыночной в своём классе.
Когда Россией руководили коммунисты, а Китай был развивающейся страной, мы поставляли в Китай автомобильные и мотоциклетные заводы, наши грузовики «ЗиС» там выпускались под маркой «Ветер с Востока», а мотоциклы «Иж-49» — «Большой скачок». А теперь, когда Китай стремительно развивается под руководством Компартии, а капиталистическая Россия перешла в разряд «развивающихся», китайцы ставят в России свои автозаводы.
Но — уйдём от плотин и турбин, машин и галош. Всё это низменно и материально. Давайте вознесёмся в самые эмпиреи, где только чистейшая квинтэссенция мысли, характеризующая интеллектуальный и технологический потенциал Советской страны. А если есть квинтэссенция мысли — так всё, что надо, придумаем-сделаем запросто! Была в советское «тоталитарно-авторитарное» время организация «Союзпатент», через которую — и только через которую! — советским изобретателям можно было продавать свои мысли, идеи и изобретения за рубеж. Естественно, не всё шло изобретателям, организация брала и себе процент, и всякие там налоги-сборы оплачивала, а авторам — что после вычетов оставалось. Классическая рыночная практика. Так вот, в год «Союзпатент» получал из-за границы как риэлти (оплату за право пользоваться советскими изобретениями) 450 миллионов долларов. А за экспорт высоких советских технологий, изобретений и ноу-хау — до 45 миллиардов долларов. Вот такие неизносимые нематериальные «галоши» шли за рубеж. И, понятно, в самые высокоразвитые страны, там, где они нужны и приносят владельцам или правообладателям куда большие деньги, чем они выплачивали. Уж это, как юрист, Путин понять может?

А вот плоды его президентского руководства в этом аспекте оцениваются так: патентный потенциал страны снизился с 1,7 миллиона авторских свидетельств до 110 тысяч патентов РФ в год (данные журнала «Изобретатель и рационализатор», № 6, 2005 год). Так что кроме нефти и газа Путину остаётся только галошами торговать: НИИ и КБ разгромлены, научные школы уничтожены, интеллектуальный потенциал молодёжи = ЕГЭ + пиво, чубайсовские нанотехнологии стали долгоиграющим анекдотом, отдачи от Сколкова можно ждать до морковкина заговенья. Так что очередное президентство Путин начал с точного попадания в галошу.
P.S. Уже потом вспомнились великолепные строки Лермонтова, пощёчиной хлестнувшие по физиономии самовлюблённого Дантеса:

…Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы,

Не мог щадить он нашей славы…

И в самой полной мере эти строки ложатся на щёку Путина. Для него славные, признанные во всём мире достижения советской науки, в том числе и в области высоких технологий, — «галоши для Африки».
Чем, кроме ответного презрения, может ответить на эту путинскую выходку любой порядочный человек?
 

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.