egor_23

Categories:

Большевистская принципиальность и РПЦ (окончание)

 (Начало) Важнейшее событие в истории русского народа - Крещение Руси в 988 году - обратило русских в христиан, но не уничтожило языческих норм нравственного отношения прежде всего к земле и окружающему миру. 

На вере в землю как источник людской жизни, на чрезвычайном к ней уважении (когда драли ее плугом или сохой, то просили у нее прощения) строилось все русское земледелие. "Земля - Божья!" - так говорили древние русичи и свято верили, что она - достояние общее и кому-то одному принадлежать не может. Такое отношение к земле навечно вошло в русское православие. "Земля - крестьянам!" - этот ленинский лозунг был высшим выражением социальной справедливости для русского крестьянина-христианина. Мир - Русь - Россию он воспринимал как большую общину, как общину общин, как землю Русскую, которую в час беды надо спасать всем миром, не щадя живота своего. С языческих времен утвердились нравственные нормы бытия, легшие в духовную основу русского патриотизма: "на миру и смерть красна", "мертвые сраму не имут", "пострадать за други своя".   Народное православие, считая землю даром Божьим, выше всего чтило труд пахаря, возводило в добродетель воздержание от материальных излишеств, самоограничение в удовлетворении мирских потребностей, нестяжательство. Обычные крестьяне, добывающие хлеб насущный в поте лица своего, обходившиеся минимумом житейских удобств, ушедшие от мирской суеты и посвятившие свою жизнь очищению и совершенствованию своей души, почитались в Древней Руси как святые праведники. Они имели куда больший нравственный авторитет в крестьянском мире, нежели священнослужители. Не случайно великий князь Дмитрий перед Куликовской битвой, когда впервые в русской истории возникла нужда в народном, крестьянском ополчении, обращается с просьбой помочь собрать это ополчение не к митрополиту Московскому, а к Сергию Радонежскому - святому старцу-праведнику. Почему? Да потому, что Сергий - главный авторитет в русском крестьянстве: он делал всю крестьянскую работу и жил праведно. Как только на смену старцам-праведникам пришли самозваные "святые" типа Григория Распутина, не знающие честного труда, авторитет Церкви страшно пал. Случилось это, когда капитал с его рынком (все на продажу!) надвинулся на Россию.   

В сталинскую эпоху Русское народное православие, выработавшее и хранившее в себе трудовую мораль, этические нормы поведения в быту, в семье, общине, в жизни, проникшее в недра народного сознания, оказало сильнейшее влияние на формирование того, что Сталин называл своеобразием психического склада, национальной культурой и национальным характером. Именно по национальной культуре и национальному характеру русского человека бил вульгарный атеизм ультралевых. Он был воинствующим и нанес немалый ущерб нравственному здоровью советского общества в довольно длительный период борьбы за власть в правящей РКП(б) - ВКП(б) между сталинским большинством и троцкистско-зиновьевско-бухаринским меньшинством. В данный период, с 1924 по 1934 год, антисталинская оппозиция (левые и правые уклонисты), представители которой занимали ключевые посты в системе политпросвета, образования и просвещения, в органах госбезопасности и правопорядка, сумела существенно поколебать традиционные нравственные устои народной жизни, целенаправленно размывая ее русские начала.   В школе да и во всем обществе пропагандировалась любовь только к рабочему классу и партии, но никак не к Родине и народу. Отрицалась вся история России, с древнейших времен и до Октябрьской революции 1917 года. Виднейшие ученые, составлявшие славу отечественной исторической науки, лишались работы, многие из них оказались в заключении. Разгул русофобии, прикрываемой революционным фразерством, - особая тема, требующая особого рассмотрения.   

Мы остановимся лишь на том, что коснулось чувств православных христиан - многих миллионов русских. В рассматриваемый период, по признанию Троцкого, была предпринята попытка "разрушить так называемый семейный очаг, то есть архаическое, затхлое и косное учреждение". В быту популяризировались гражданские браки, проводились молодежные акции под лозунгом "Долой стыд!" К радости Троцкого, "школа и комсомол широко пользовались детьми для разоблачения, устыжения, вообще "перевоспитания" пьянствующего отца или религиозной матери". По мнению трубадура перманентной революции, в русской семье не могло быть трезвого отца. Активно использовался метод "потрясения родительского авторитета в самых его основах". В 1926 году был принят закон (!), по которому законный брак уравнивался с бытовым сожительством (свобода любви!). Всю дореволюционную (тысячелетнюю!) историю России Бухарин называл "рабской", "азиатской", а русский народ "нацией Обломовых".   

С середины 30-х годов кардинально меняется оценка прошлого нашего Отечества. Началом тому послужило принятое в 1934 году постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) "О преподавании гражданской истории в школах СССР". Оно восстановило историческую науку. Из ссылки и тюремного заключения возвращены видные русские историки, осужденные за "монархизм" и "шовинизм". Изданы новые учебники. В них история классовой борьбы представлена в деяниях народных масс. Но представлена и история борьбы за национальную независимость Руси - России, которую символизировали великие исторические личности: Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, Александр Суворов и Михаил Кутузов. До этого в школьных учебниках их имена были преданы поношению. Теперь же они становились национальной гордостью.   

Уже в конце 1930 года Сталин решительно выступил против оскорбления в "пролетарской литературе" (Демьян Бедный, др.) русского национального характера и беспощадно бичевал бытовавшее у архилевых авторов суждение о том, что "Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения". Неотвратимость войны против СССР была очевидной. Она диктовала необходимость обращения к национальному сознанию и самосознанию русского народа - ведущей силы советского общества. А это сознание и самосознание формировалось, далеко не в последнем счете, на основе этических и патриотических ценностей русского православия. Нацеленный против последнего воинствующий атеизм был не просто помехой укреплению морально-политического единства советского народа накануне войны, но грозил нанести непоправимый ущерб делу этого укрепления.   

Сталин, хорошо знавший основы православия, никогда не был воинствующим безбожником, то есть человеком, агрессивно-нетерпимо относящимся к вере в Бога тогда еще большинства трудового народа (да!). Убежденный марксист-диалектик, реалист в политике, он руководствовался марксистской идеей отмирания религии, что могло произойти и происходило в Советской России в процессе изменения сознания людей с изменением ими социального бытия на социалистический лад. Это требовало времени, и немалого, а также максимального уважения к религиозному чувству верующих, поскольку оно, это чувство веры в Бога, нерасторжимо было связано с верой в свой народ, Россию. Оно было связано уже с чувством любви к Советской Родине.   Патриотизм уже становился советским, но был освящен православной верой у людей старшего поколения. Не случайно Великая Отечественная война с первых дней своих получила в народе название священной. В ней старшее поколение, в большинстве своем верующее, и поколение молодых - атеистов по убеждению слились в любви к социалистическому Отечеству. Поэтически пронзительно связь времен и поколений Руси православной и Руси Советской выразил Константин Симонов в своем знаменитом стихотворении "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины":   

Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся   

               За в Бога не верящих внуков своих. 

Воинствующий атеизм как грубое насилие над религиозным сознанием верующих грозил советскому обществу противостоянием отцов и детей, разрушением основы нравственного благополучия социалистического государства - семьи. Сталин это хорошо понимал, как и то, что православное сознание есть у верующего советского человека форма его национального сознания, уже насыщенного социалистическим идеалом социальной справедливости. И главное, что сознавал Сталин-политик: война предстоит не на жизнь, а на смерть, война классовая, но и народная, отечественная. Война геополитическая - быть или не быть России.   

Антипод Сталина - воинствующий безбожник Троцкий, отдадим ему должное, первым увидел коренной перелом в отношении ВКП(б) и Советского государства к религии. Находясь в далеком зарубежье, он с нескрываемой злостью писал: "Ныне штурм небес, как и штурм семьи, приостановлен". В одном Троцкий ошибался: политика оголтелого атеизма была не приостановлена, с нею было покончено в сталинское время. Покончено в середине тридцатых годов - до войны.   

Примечателен факт, случившийся в культурной жизни страны в 1936 году. Из репертуара известного тогда Камерного театра, руководимого влиятельным режиссером-модернистом Таировым, постановлением Комитета по делам искусств снимается опера "Богатыри", что была поставлена в 1932 году по пьесе Демьяна Бедного. "Опера" являла собой глумление над великим князем Владимиром и осуществленным им Крещением Руси. Постановка ее в 1932 году была встречена на ура пролеткультовцами, узревшими в ней "смелую проекцию в современность". Воинствующие атеисты захлебывались от восторга. И вот Таиров через четыре года решился на возобновление постановки пресловутой "оперы". Упомянутое постановление явилось для него и его поклонников громом среди ясного неба. Еще бы: оно было опубликовано в "Правде"! О причине снятия "Богатырей" (а по сути - их запрета) говорилось недвусмысленно: спектакль "дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа". "Правда" - центральный орган ВКП(б) - предупредила русофобствующих атеистов: их очернительству и поношению русской истории и русского народа, их надругательству над православной верой пришел конец. Вскоре было распущено "Общество безбожников".  

Говоря о недопустимости насилия над чувствами верующих (в этом Сталин неуклонно следовал Ленину), скажем и об объективной необходимости научного атеизма как средства борьбы с религиозным влиянием на массовое сознание. Социализм - результат научного преобразования общественной жизни. Он в конечном итоге ведет к формированию научного атеистического сознания, что предполагает преодоление религиозных взглядов. В сталинскую эпоху - эпоху самого решительного и самого динамичного социалистического переустройства России (угроза войны диктовала его высокие темпы) - наука, научное образование и просвещение становились обязательным условием социального прогресса. Вспомним сталинский постулат: "Кадры, овладевшие передовой техникой, решают все!"   

Церковь была отделена от государства, и религия являлась частным делом по отношению к государству. Но оставались ли они нейтральны, безобидны в отношении к строительству социализма? Религиозные предрассудки, а они проповедовались как церковные каноны - об изначальной греховности человека, о предопределенности его судьбы волею Божьей, о служении только Богу и ответственности только перед ним, о Божьей каре за грехи и т.п., - препятствовали формированию в каждом личности борца. А именно такой личности требовало социалистическое преображение жизни - личности борца-коллективиста.   

Церковь же настраивала на "уединенную честность" (Чернышевский), но никак не на борьбу с несовершенством жизни. При всем уважении к чувствам верующих борьба с их религиозными предрассудками становилась неизбежной в условиях строящегося социализма. В особенности это касалось партии коммунистов - авангардной силы общества. Сталин предельно строго придерживался ключевого марксистско-ленинского вывода о том, что, признавая религию частным делом по отношению к государству, коммунисты никак не могут считать ее частным делом по отношению к партии. По его убеждению, данный вывод актуализировался наличием в СССР, в особенности в 20-е годы, реакционного духовенства, не рисковавшего уже открыто выступать против Советской власти, но разлагающе действовавшего на души верующих иносказательными пастырскими наставлениями. В 1927 году в беседе с американской рабочей делегацией Сталин говорил об этом прямо: "Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс... Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства".   

...В 1923 году патриарх Тихон заявил о своем отказе от антисоветской деятельности. Впоследствии он приложил немалые усилия к тому, чтобы нормализовать отношения Русской православной церкви и Советского государства. Но его окружение тому не способствовало. Однако жизнь шла вперед, и время требовало новой генерации высшего духовенства, свободного от антисоветизма. Ей непросто было появиться: из 61 архиерея, бывших на службе у РПЦ к концу войны, 17 в канун ее отбывали заключение безвинно. Среди рядовых священнослужителей жертв мстительных наговоров и лживых обвинений оказалось много больше.   

Репрессии 30-х годов были вызваны объективной необходимостью, но имели и жестокие издержки субъективного характера: борьба между силами сталинского социализма и "революционного" космополитизма шла не на жизнь, а на смерть... Но высшее духовенство во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием в первый же день Великой Отечественной войны нашло в себе силы подняться выше противоречий между Церковью и государством и осталось верным патриотическому долгу русского православия. Это сыграло свою историческую роль в утверждении между Русской православной церковью и Советским государством отношений взаимного уважения и имело чрезвычайно важное значение для судьбы Отечества. Накануне войны верующие в СССР составляли более половины населения страны. Духовенство и верующие РПЦ, откликаясь на призыв принять посильное участие в помощи фронту и тылу, в 1941 - 1944 годах пожертвовали в фонд обороны, в помощь детям-сиротам, воинам-инвалидам более 200 млн. рублей (деньгами, золотыми и серебряными предметами). (А ныне сколько? Прим моё) Из них 6 млн. поступило из опустошенного блокадой Ленинграда!.. Не было ни одного даже сельского прихода на свободной от фашистских захватчиков земле, не внесшего свой вклад в общенародное дело. Служители русского православия жертвовали и жизнью своей, участвуя в партизанском движении.   Русское православие было сражающимся в годы Великой Отечественной. По словам Сталина, люди и вещи изменились после начала войны. Трагичная страница разногласий между Церковью и государством была перевернута. В 70 - 80-е годы ХХ века между Русской православной церковью и правящей КПСС установились отношения мирного сосуществования. В 1988 году страна отметила 1000-летие Крещения Руси как великое событие отечественной и мировой истории...   

                            В настоящее время 

В годы перестроечного раскола советского общества высшие иерархи РПЦ занимали поначалу позицию нейтралитета: не было заявлений ни "за", ни "против" с их стороны относительно устремления "демократов" к реанимации психологии и идеологии времен Гражданской войны. Лишь один митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн увидел в перестройке русофобию, стремление Запада навязать России свои "общечеловеческие" ценности. Он один заявил тогда во всеуслышание: "Америка России - не указ". Не исключаем, что близкие ему по духу были и есть среди высшего духовенства, но они молчали тогда, как молчат и сейчас.   

В пору разгула ельцинизма, продолжающегося и в наши дни, церковные иерархи во главе с патриархом Алексием II, при всей сдержанности его публичных выступлений, приняли сторону новой власти. Чем это обернется, да уже оборачивается для Церкви? Не тем ли расколом православного мира, что случился в начале ХХ века? Люди, глубоко верующие, думающие о судьбе страны и церкви, не могут обойти стороной эти вопросы. "Церкви, - говорит русская писательница Вера Галактионова, - сейчас все труднее удерживать религиозное благодушие среди христиан. Прихожане, уже поделенные на вип-православных и православное отребье, при таком социальном расслоении начнут вот-вот отпадать от веры. Раскол на чудовищно богатых и чудовищно бедствующих нельзя замаскировать. И он имеет одну тенденцию - к еще большему расслоению. А это - почва для нарастания взаимной вражды среди людей. Обойдется ли страна без стихийной революции?" ("Литературная газета", № 26, 2011 г.) Проблема социального раскола в российском обществе - кричащая. Внятного отношения к ней высшее священство РПЦ до сих пор не высказало. На Всемирном русском народном соборе постоянно говорится об угрозе для России нарастающей бездуховности и безнравственности, что, безусловно, верно. Но воздействует ли это на главных виновников массового аморализма и жестокосердечия - на космополитическую элиту капитала (а она правит бал) и на власть, маскирующую свой космополитизм флиртом с русским православием? Взывать к исполнению олигархами, их менеджерами и прочей обслугой заповедей христианской морали, взывать к совести обогатившихся за счет обнищания народа - все равно что требовать от насильников соблюдения правил хорошего тона при обращении с жертвами насилия.   

Тщетность нравственных проповедей, обращенных к безнравственной власти, осознается все большим числом верующих. Их большинством осознается и пагубность антисоветизма для нравственно-духовного единства народа. К сожалению, со времени интронизации патриарха Кирилла антисоветские мотивы часто стали слышны в выступлениях активных деятелей РПЦ, нередко приглашаемых на радио и телевидение. Антисоветизм не только безнравствен, но и иррационален. А как иначе можно охарактеризовать стремление отрицать советское бытие и сознание народа между 1917 и 1991 годами? Была ли на это отрицание воля Церкви? Ее не было и не могло быть, ибо Церковь, по канонам русского православия, есть не только священнослужители, но и весь православный мир, включающий в себя православных, ныне здравствующих, и всех ушедших в мир иной начиная с Крещения Руси в 988 году. В их нескончаемом ряду находятся и православные, отдавшие свою жизнь за Советскую Родину.   

Известный русский мыслитель, человек православный, глубоко верующий В.В. Кожинов (читайте его .. я прочитал его всего и не пожалел... прим моё) в 2000 году, когда в ходу оказалась утопическая идея возвращения России к бытию и сознанию более чем восьмидесятилетней давности, писал: "Конечно, за более чем тысячелетнюю историю нашей церкви те или иные ее деятели неоднократно "вмешивались" в "мирские" дела, но это были проявления именно их воли, но не воли церкви как таковой".   

Антисоветизмом прикрывается социальный раскол, без преодоления которого не спасти русский народ. А без русского народа не будет ни русского православия, ни России. Именно угроза гибели великого народа реальна сегодня. Случайно ли нынешние властители вбивают в массовое сознание понятие "российская нация", ни слова не говоря о титульной русской нации?   

Для коммунистов России вопрос не только их отношения к религии и Церкви, но и отношения масс (реальных людей, какие они есть на данный момент) не может быть второстепенным. Когда создавалась большевистская партия, большинство трудящихся верило в Бога. Тогда, в начале ХХ века (1909 г.), Ленин считал и утверждал: "Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в Бога, в с.-д. партию". И после победы Октября он выступал за то, чтобы "допустить, с рядом особо ограничительных условий, оставление в партии верующих, но заведомо честных и преданных коммунистов".   

Сталин, как бы продолжая эту ленинскую мысль, говорил: "...у нас нет таких условий приема в члены партии, которые бы требовали от кандидата в члены партии обязательного атеизма". Ограничительным условием для верующих, по Ленину, было прежде всего - никакой пропаганды внутри партии религиозных взглядов и недопустимость превращения такой пропаганды в главную задачу своей политической деятельности. С данными ограничениями верующие находились в рядах партии до конца двадцатых годов минувшего века. Ожесточение идеологической борьбы в ВКП(б) с конца двадцатых и до середины тридцатых годов имело одним из своих следствий прекращение приема в партию верующих, хотя никаких решений по данному вопросу не принималось.   

К сожалению, практика неприема верующих в ряды коммунистов просуществовала до последних дней КПСС. Возрожденная в 1993 году партия коммунистов России - КПРФ восстановила свободу совести для каждого ее члена. На сегодняшний день в ней уже немало верующих. Воинствующий атеизм недопустим в КПРФ. Противоречие между принятой верующим материалистической программой партии и его религиозными воззрениями есть его личное противоречие, и оно не подлежит обсуждению. Прием в ряды коммунистов верующих давно стал нормой в коммунистических партиях Китая, Кубы, Вьетнама.   

КПРФ не отрицает религию и церковь, что было бы равно отрицанию верующих, составляющих в нынешней России большинство народа. КПРФ борется против превращения религии и Церкви в инструмент и средство эксплуатации трудящихся, в механизм государственной машины подавления их интересов. КПРФ не воюет с духовенством, помогающим верующим жить по христианским заповедям. КПРФ выступает против тех деятелей Церкви, что преисполнены стремления к воинствующему антисоветизму и клерикализму (проникновению, вопреки Конституции РФ, религии и Церкви в дела государства, в дела мирские). Клерикализм, что давно доказано историей, опасен для самой Церкви.   

Что касается принципиальных положений, руководствуясь которыми КПРФ выстраивает свои отношения с русским православным миром, то они, как мы пытались показать, изложены в трудах Ленина и Сталина и воплощены в их политической и государственной деятельности. Еще раз останавливаться на них нет необходимости. Но есть один вопрос, на котором стоит остановиться особо. Это вопрос об отношении коммунистов к русскому православию как явлению русской и мировой культуры. Ни у Ленина, ни у Сталина на этот счет конкретных высказываний нет.   

Но их уважительное отношение к роли русского православия в формировании великой русской культуры выражено в их деяниях, ставших историческими фактами. ...Лето 1918 года. Разгар Гражданской войны. В этот напряженный до предела момент публикуется специальное постановление Советского правительства за подписью его Председателя В.И. Ульянова-Ленина о памятниках великим деятелям революционного движения, философии, науки, культуры. Список начинается с Андрея Рублева.   

...1947 год. Земля от войны не остыла. В Спасо-Андрониковом монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.   

С Крещением Руси, принятием христианства началось развитие письменного литературного русского языка, создание при монастырях книгописных мастерских. Через книгу русское слово осваивало новые территории. Не только оружием, но и русской книгой завоевана Сибирь. Вся классическая русская литература ХIХ века зиждется на этических нормах русского православия - исповедальности, совестливости, сострадании к ближнему, доброте и душевной щедрости... От русского православия вошли в нашу жизнь слова высокого нравственного смысла - "душа", "духовность". Коммунистам нельзя забывать об этом в борьбе за души и сердца людей.  

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.