egor_23

Category:

Мракобесие... оценка прошлых. (4)

(Продолжение) 11/27 апреля 1934 года, (Выделяю всюду я) постановлением Патриаршего Священного Синода и всего епископата Русской Церкви, Митрополиту Сергию, ввиду его особого положения правящего первоиерарха Русской Церкви, усвоен титул «Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского» с правом ношения двух панагий. Празднование этого события состоялось 19 апреля (2 мая). 

Этот день был большим праздником для Русской Православной Церкви. Празднование сосредоточено было в московском Богоявленском кафедральном соборе. В служении Божественной литургии принимало участие 20 епископов, 44 священника и 15 диаконов. Служба совершалась при огромном стечении православных москвичей. В этот день Митрополит Сергий первый раз служил в соборе уже не только как глава Русской Православной Церкви, но и как ангел и отец Церкви московской. После окончания литургии от лица епископов Русской Церкви выступил с речью Алексий, митрополит Ленинградский: «Этот многочисленный собор всякого чина церковного в чувстве глубокой радости собрался, чтобы приветствовать тебя, первосвятитель наш и отец. Общее решение собора епископов нашей Православной Русской Церкви, чтобы ты возглавил вдовствующую кафедру московскую и восприял именование Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского. Мы возложили на тебя две панагии, отличие первоиерархов, сугубо поручая тебя покрову Божию и Пречистой Матери Господней и вместе с тем как бы утвердили единодушной единомысленно правилами церковными указуемое и ограждаемое твое священноначальствование и дествование в Русской Православной Церкви».
В 1941 году 10 марта Митрополиту Сергию исполнилось 40 лет служения в сане епископа. День этот отмечен был верующими повсеместно, и особенно торжественно прошел он в Москве. Празднование 40-летнего юбилея описано корреспондентом Димитрием Ишевским в его статье «Юбилей Патриаршего Местоблюстителя».
Сколько мудрости, такта, энергии проявлено Митрополитом Сергием для охранения единства Православной Церкви от раздирающих хитон Христов раскольников! Сколько твердости и присутствия духа в сношениях его с заграничными епископами и в особенности, когда он заявляет о правах Российской Православной Церкви за границей. Митрополит Сергий объединяет вокруг себя весь епископат Русской Церкви и поистине являет собою, по апостолу, «образ словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( I Тим., 4, 12).
В личной жизни Митрополит Сергий прост и скромен, и обращении с людьми для всех доступен, в разговорах остроумен. Тонкий юмор его придает необыкновенное оживление и частных беседах. Предшествующая деятельность дала ему богатый жизненный опыт. Им пройден многообразный путь служения Церкви Христовой. Наконец неисповедимые пути Промысла Божия, в один из величайших этапов исторической жизни нашего государства, поставили его во главе Церкви Российской.
В тот момент, когда в сложной обстановке нужно было мудро и четко выбрать верный путь для Православной Церкви, он правильно его выбрал, наметил и умело повел Русскую Церковь по этому пути. Так говорит о нем адрес от прихожан г. Москвы, прочитанный в день его 40-летнего юбилея.
Митрополит Сергий, архипастырь великих дарований, выполнил все заветы Патриарха Тихона. В течение пятнадцати лет он исполняет обязанности Патриарха, возглавляет Русскую Православную Церковь, и за это время он ни в чем не отступил от предначертаний Святейшего Патриарха Тихона. Патриарх Тихон всенародно признает советскую власть народным правительством и приглашает верующих подчиняться ей не за прах, а за совесть. Митрополит Сергий в своей декларации от 1927 года пишет, чтобы «верующие, оставаясь православными, помнили свой долг — быть гражданами Союза не только за страх, но и за совесть, как учит апостол» (Римл., 13, 5). Патриарх призывает слиться всем в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в трудах для общенародного блага. Митрополит Сергий издает распоряжение и вводит при богослужениях моление за власть во всех храмах.
Патриарх Тихон в завещании осуждает всякое политиканство, скрывающееся под церковным знаменем. Он угрожает отстранить от управления и предать суду православного собора тех архипастырей и пастырей, которые упорствуют в своем заблуждении. Митрополит Сергий последовательно проводит это положение в жизнь. Патриарх Тихон категорически осуждает действия белогвардейской эмиграции и, в частности, участников Карловацкого собора, угрожая им запрещением в священнослужении и преданием церковному суду в случае продолжения ими своей контрреволюционной деятельности. Митрополит Сергий на основании канонических правил осуществил это мероприятие. Одной из главных забот Патриарха Тихона было исходатайствовать легализацию для Православной Церкви. Митрополитом Сергием это достигнуто. Патриарх Тихон призывал, чтобы церковные общины и духовенство направили свою деятельность на укрепление православной веры и сохранение ее в чистоте. В Митрополите Сергии мы видим первосвятителя, сильного духом, исполненного веры. Ни один из противников его деятельности не посмеет бросить ему обвинения в нарушении чистоты православной веры. Патриарх Тихон призывал всех сплотиться и помогать правительству в его деятельности. Митрополит Сергий не нарушил этих предначертаний.
Это особенно проявилось тогда, когда для нашей страны наступил грозный час испытаний: фашисты внезапно напали на нашу родину. Митрополит Сергий издал послание к пастырям и пасомым Русской Церкви и призвал всех верующих к единодушной защите своей родины. «Наши предки,— говорит он в послании,— не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере».
Этот призыв первосвятителя Русской Церкви не оказался «гласом вопиющего в пустыне». Все верующие отозвались на это обращение. В минуту опасности все объединились без различия положения в одном стремлении чем-либо помочь защите родины. Приходские общины, охваченные патриотическим одушевлением, отдают государству крупные денежные пожертвования в фонд обороны, на нужды войны. Пожертвования поступают со всех храмов без исключения. Верующие не жалеют средств для Красной Армии и для обороны страны. Так, например, к празднику Красной Армии одни только храмы Москвы выделили на подарки бойцам полтора миллиона рублей.
Троицкая община в Горьком всего собрала в фонд обороны миллион рублей деньгами и на несколько сот тысяч рублей теплых вещей. Когда об отзывчивости верующих Горького доложено было Митрополиту Сергию, на извещении последовала такая резолюция Блаженнейшего: «Браво. Нижний-Новгород не посрамил мининскую память». 

Покои Митрополита Сергия в г. Ульяновске. Митрополит Сергий (в центре) среди близких

В октябре истекшего 1941 года немцы предприняли наступление на нашу столицу. Москве угрожала непосредственная опасность. Население переживало тревожные минуты. Митрополит Сергий обращается с посланием к московской пастве: «Не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли русской», как воскликнул Мамай на Куликовском поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу».
Патриарший Местоблюститель предостерегает всех от малодушия перед нашествием врага и просит свято хранить драгоценные заветы нашей святой православной веры и всемерно содействовать обороне страны. Малодушным и изменникам он напоминает, что кроме слова увещания ему вручен Господом и духовный меч для строгого вразумления. «На всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне».
В ноябре истекшего года Митрополит Сергий обращается снова с посланием, в котором пробуждает в народе уверенность, что близок час победы: «Отрадно знать, что семя, брошенное нашей Патриархией, дает богатые всходы. Совсем недавно мы обращались к пастве, пробуждая патриотические чувства, а теперь патриотизм поднялся грозной волной для врага, и уже близок час, когда она смоет его с лица земли».
К празднику Пасхи 1942 года Блаженнейший Митрополит Сергий выпустил праздничное послание. В нем он, приветствуя верующих с великим христианским праздником святой Пасхи, говорит: «Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами, страна наша все еще терпит лютое нашествие фашистов. Но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Не победить фашистам, дерзнувшим признать вместо креста Христова своим знаменем языческую свастику. Не свастика, а крест призван возглавлять нашу христианскую культуру». Еще пройдет немного времени, рассеются тучи, и озарится страна вожделенной радостью побед. Уже ясны признаки того.
В январе Блаженнейший Митрополит Сергий обратился с архипастырским посланием к православным людям оккупированной немцами территории с напоминанием, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они русские, и, сознательно или по недомыслию, не оказались предателями интересов родины.
Архипастыри и пастыри Русской Церкви чутко прислушиваются к голосу своего первоиерарха и на всем необъятном пространстве России ведут патриотическую работу среди верующих.

После покорения Казани в XYI веке наши предки отклонили от себя всякую тень превозношения славною победой и завоеванием, но все это приписали Божественному Промышлению и в честь этого события построили в Москве на Красной площади великолепный собор, по справедливости признаваемый восьмым чудом в свете. Это собор Василия Блаженного. Вдохновение русских мастеров превзошло все ожидания и до сих пор изумляет зрителей. Пред нами стоит церковное здание, которого части представляют собою полное разнообразие от земли до верхних крестов, но в целом составляют дивное единство. Множеством куполов возглавлен этот собор: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский, объединяющий все здание. «Не нам, не нам, но имени Твоему даждь славу»,— взывали наши предки, увенчивая крестами разнообразные тринадцать куполов Василия Блаженного.
Ясен замысел этой гениальной постройки. Русь должна объединить разноплеменные народы и быть их водителем к небу. Отдаленные мечты гениальных строителей знаменитого собора осуществились в наше время. Разные народы, населяющие нашу обширную страну, спаянные дружбой, объединились в один прочный союз. При постигшем бедствии все народы дружно встали на защиту своей общей великой родины.
Наш народ ведет великую освободительную войну против фашистских захватчиков. Наша армия защищает свой народ, свою страну, жизнь детей, честь женщин от поругания и насилия. Наш народ ведет справедливую войну, а справедливые войны — это войны героические.
Традиции русских воинов не умерли, но расцвели и обогатились. Мы узнаем мужественный образ наших предков в военых делах нынешних героев — от великих и всем известных имен до простых рядовых русских людей, имена которых пока еще затаились в тишине. Героизм наших современников глубокими историческими корнями восходит к прошлому нашего народа. Мы победим потому, что века истории воспитали доблесть славянства, потому что были у нас Ледовое побоище, Куликово поле, Бородинское поле. Нам есть где почерпнуть свое вдохновение. Отсюда общая уверенность всех в окончательной победе над врагом, как торжестве справедливости. Русская Православная Церковь уверена в победе над коварным врагом, она пламенно молится о победе, она дерзновенно проповедует о ней.

Группа архиереев (прибалтийских» западно-украинских и западно-белорусских епархий) во главе с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием. Сидят слева направо: Таллинский митрополит Александр Паулус; экзарх Московской Патриархии в западных областях Украины и Белоруссии митрополит Николай; Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Митрополит Сергий; экзарх прибалтийских республик митрополит Сергий и митрополит Рижский Августин Петерсон. Стоят слева направо: епископ Брестский Венедикт Бобковский; архиепископ Камень-Каширский Антоний Марценко; архиепископ Острожский Симон Ивановский; епископ Черновицкий Дамаскин Малюта; б. Тульский архиепископ Николай Могилевский и епископ Львовский, наместник Почаевской лавры Пантелеймон Рудык

Статья из газ. «Новое русское слово», № 10332, 1941 г., 24/V, США.
"НА МОЮ долю выпало большое счастье лично присутствовать на редком по единодушной сердечности и волнующей искренности церковном торжестве, каким московский православный люд почтил юбилей сорокалетнего служения в архиерейском сане первосвятителя матери-Церкви Российской, Блаженнейшего Сергия, Митрополита Московского и Коломенского. В этот незабвенный день 10 марта много тысяч православных москвичей стеклось в Елоховский кафедральный собор, чтобы вместе с Блаженнейшим юбиляром вознести трепетные моления ко Господу Богу.
И действительно, в этот приснопамятный день, выпавший на понедельник второй недели Великого поста, можно было воочию убедиться в общенародном признании великих заслуг Блаженнейшего юбиляра перед матерью-Церковью, государством и русским народом.
Задолго до начала торжественной литургии Преждеосвященных Даров я с трудом пробирался к алтарю. Несмотря на необычайную тесноту в храме, народ двумя плотными стенами стоял по краям дорожки из живых цветов, с трогательной любовию уложенных от входных дверей до св. престола. В обширном соборном алтаре, украшенном роскошными корзинами белой сирени, царило особенное настроение приподнятой предторжественной суетни. Повсюду можно было видеть горы золоченой парчи епископских и священнических облачений, множество митр и пр. Со спокойной деловитостью давал свои последние распоряжения почтеннейший настоятель собора митрофорный протоиерей о. Николай Колчицкий. Почти все столичное духовенство собралось здесь и торопливо облачалось для торжественной встречи Блаженнейшего юбиляра. Начали прибывать в храм и преосвященные, специально приехавшие в Москву на это торжество. Первым появляется в алтаре бывший управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), недавно назначенный вместо почившего митрополита Елевферия Литовским и Виленским митрополитом и экзархом Латвии и Эстонии. Вслед За ним приезжает экзарх Белоруссии и Западной Украины митрополит Николай (Ярушевич). Затем прибывают митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и бывший Тульский архиепископ Николай (Могилевский).
Около десяти часов вдоль живого цветочного ковра в два ряда выстраивается бесчисленный сонм столичного митрофорного духовенства — настоятелей московских приходских церквей во главе с упомянутым настоятелем собора о. Николаем и старейшим московским протоиереем, последним настоятелем храма Василия Блаженного — о. Петром Сахаровым. Свечи митрополичьего протодиакона о. Георгия Антоненко и других протодиаконов, как равно и жезл юбиляра, украшены живыми цветами. За несколько минут до прибытия в собор Его Блаженства во главе встречающих становится митрополит Литовский и Виленский Сергий. 

В ярко, по-праздничному, освещенном храме, доотказу переполненном многотысячною толпой молящихся, слышится лишь сдавленный шопот да позвякивание кадильных цепочек и легкое потрескивание пылающих свечей.
Но вот сквозь гущу народной толпы перед собором медленно движется автомобиль с Блаженнейшим. Народ обнажает головы и низко кланяется. Заметно взволнованный первосвятитель в сопровождении своего келейника иеродиакона о. Иоанна (Разумова) входит в собор. Наступила неизъяснимая словами минута душевного волнения, передавшаяся и Блаженнейшему виновнику сего исключительного церковного торжества. И вот в напряженной тишине храма раздалось отчетливое и громкое чтение приветственного адреса от прихожан г. Москвы: Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыко, — читал экзарх Прибалтики,— в день 40-летнего Вашего архиерейского служения Церкви Христовой мы, пастыри и паства православных приходов Москвы, как бы от лица всей Православной Русской Церкви, приветствуем Вас с Вашим славным юбилеем. В этот момент мы охватываем мысленно весь пройденный Вами большой жизненный путь. Полвека назад Великий Архиерей, Глава Церкви Господь наш Иисус Христос, призвал Вас еще в юном 23-летнем возрасте сначала в иночество и священство, а через 10 лет после этого во святую и превеличайшую степень архиерейства, с честию пронесенного Вами в течение всего четыре-десятилетия и увенчавшегося возведением Вас на высоту полномочного носителя патриаршей власти в звании Блаженнейшего Патриаршего Местоблюстителя автокефальной Православной Российской Церкви. На всем протяжении этого полувекового пути Вами, Ваше Блаженство, накоплен огромный жизненный опыт, создан высокий и полный авторитет святителя— администратора, организатора, мыслителя, ученого и дан славный пример высокого служения — светильника веры, первоучителя и предстоятеля матери-Церкви Российской... Вами пройден большой, трудный и многообразный путь служения Вашего Церкви Христовой. Греция, Япония, Финляндия, как составные части, входят в ту ниву духовную, которую Вы при благодатном содействии Божественного Сеятеля и Садовника насаждали, поливали, возращали (1 Кор., 3, 5—9); и, наконец, волею Провидения, в один из величайших этапов исторической жизни нашего государства Вы были поставлены верховным кормчим Церкви Российской. В тот момент, когда п сложной обстановке нужно было мудро и четко избрать верный путь для корабля церковного, Вы с особой прозорливостью правильно его наметили, взяли и умело повели и ведете Церковь Российскую по этому пути. Это путь — матери-Церкви Российской Патриаршей, путь полного сохранения в ней апостольского преемства и чистоты православного учения со «семи его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Это в то же время и путь полной и высокой лойяльности Церкви и воспитания в чадах Церкви любви к родине. Вы завещали нам, чтобы, оставаясь православными, мы помнили свой долг быть гражданами Союза не только из страха, но и по совести, как учит нас апостол (Римл., 13, 5). Мудрые Ваши творения, посвященные заботе о христианском спасении и правильном учении об этом, как яркий маяк, светят нам в плавании по бурному житейскому морю. Преклоняясь ныне с глубоким уважением и любовью к Нашему Блаженству пред великими трудностями, славно Вами пройденными, пред Вашими физическими сединами и пред неувядающей юностию Вашего духа (Псал. 102, 5), мы, пастыри и пасомые руководимой Вами Церкви Российской, глубоко и сердечно приносим Вашему Блаженству свои поздравления и пожелания. Да сохранит Вас Господь и Спаситель наш для Церкви Православной на многие годы и да подаст Ним Свою всесильную и благодатную помощь к успешному и богоугодному продолжению возложенного на Вас великого дела, к славе Его Святого Имени, к пользе нашей Православной Церкви и к нашему общему спасению. (продолжение следует)

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.