egor_23

Category:

Мракобесие... оценка прошлых. (5)

(4,3,) Вслед за прочтением этого адреса, вызвавшего у многих присутствовавших искренние слезы умиленного волнения, высокопреосвященным экзархом митрополитом Литовским были поднесены растроганному юбиляру две прекрасных драгоценных панагии и крест.

С присущей ему застенчивой скромностью Блаженнейший Владыка Митрополит тихим, прерывающимся от волнения голосом произнес краткое благодарственное слово, после чего проследовал на свою кафедру...
Началось необычайно торжественное богослужение. На Блаженнейшем юбиляре было затканное цветами роскошное «юбилейное» облачение. Ему сослужили митрополит Ленинградский Алексий и бывший Тульский архиепископ Николай с сонмом архимандритов, протоиереев, протодиаконов и множества иподиаконов. Нечего и говорить, что эта торжественная литургия совершалась в исключительно напряженном молитвенном настроении, когда вся православная Русь в лице ее московского народа воссылала горячие молитвы ко Господу Вседержителю о ниспослании здравия и долгоденствия своему первосвятителю и духовному вождю. Перед началом торжественного молебна, в окружении всех архипастырей и духовенства, Блаженнейшему юбиляру митрополитом Ленинградским Алексием от имени всего епископата Российской Церкви был прочтен адрес следующего (в выдержках) содержания: "Ваше Блаженство, дорогой глубокочтимый владыко! Нынешний день, день священных для Вас воспоминаний, и для нас, для всей Церкви Русской, является днем знаменательным и священным. И мы вместе с Вами переживаем те же чувства благодарности к Богу, благословившему 40 лет назад избрание Ваше на чреду епископского служения и в дальнейшем на всем протяжении этих 40 лет благословлявшему Ваше служение. Перед нами, перед нашим мысленным взором ясно проходит это служение Ваше, насыщенное подвигами труда келейного и общественно-церковного, не столько сложное внешними переменами, сколько богатое внутренним содержанием, постепенно возводившее Вас от силы в силу и создавшее в Вас образ архипастыря, сильного духом и исполненного веры, внутренне собранного, богатого опытом церковного водительства, в любви своей вмещающего все стадо Христово... И это раннее возвышение Ваше и это пребывание в средоточии церковного управления нисколько не изменило Вашего внутреннего иноческого облика с присущим ему смирением и Вашего братского, участливого отношения к собратиям-архипастырям, из коих многие старейшие становились младшими сравнительно с Вами, и, с другой стороны, ни в ком из собратьев Ваших не вызывало чувства осуждения или недобржелательства, так как все видели в Вас высокие дарования и то, что Вы не «своих си» искали, а исполняли послушание. Те же неисповедимые пути Промысла Божия, ведя Вас сквозь многие испытания, поставили Вас при совершенно исключительных условиях кормчим корабля Христова во главе Русской Церкви. И здесь, как всегда и везде, Вы неизменно остались верны исповеданию, что Сам Господь, Ему Единому ведомыми путями, ведет Церковь Свою к вечной пристани, а люди являются лишь исполнителями Его велений, если свою греховную волю они не противопоставляют Его Божественной воле... Все это привлекало и привлекает на служение Ваше благословение Божие и вызывает в людях искренно-церковных чувство любви к Вам и доверие к Вашим действиям как архипастыря, поставленного Богом право правити слово Христовой истины. С чувством искреннего преклонения пред 40-летним архипастырским подвигом Вашим мы молимся сегодня о продлении на многая и многая лета Вашего мирного служения Церкви Христовой и просим принять в знамение благословения небесного святую икону благоверного князя Александра Невского, под кровом которого проходило Ваше многолетнее служение в области, осеняемой его молитвами, и у святых мощей которого судил Вам Господь принять жребий святительского служения"

После нового краткого благодарственного слова Его Блаженства начался торжественный молебен, на который вышли все присутствовавшие в соборе архиереи. Никогда, вероятно, еще доселе старые стены Елоховского храма не слыхали такого могучего многолетствования Блаженнейшего юбиляра, которое пелось здесь единодушно всеми молящимися. Но особенно показательными были проводы Блаженнейшего. Когда он появился на паперти собора, вся, черная от народа, площадь обнажила свои головы и стала забрасывать цветами своего глубокочтимого и горячо любимого «дедушку»-владыку. Лишь с великим трудом удалось, наконец, усадить Владыку-Митрополита в автомобиль и тем самым прервать эту многоговорящую манифестацию всенародного почитания... Юбилейное чествование закончилось общей трапезой в здании Московской Патриархии. К этому времени туда прибыли еще два преосвященных: архиепископ бывший Архангельский Иоанн (Соколов) и епископ Алексий (Палицын), последний настоятель московского Донского монастыря, где, как известно, проживал до своей блаженной кончины Святейший Патриарх Тихон.
Перед началом трапезы, кроме поднесенного в храме митрополитом Ленинградским Алексием изумительно прекрасного мозаичного образа великого князя Александра Невского, владыка-митрополит Алексий преподнес Блаженнейшему и его портрет, замечательно художественно вышитый руками одной благочестивой ленинградской монахини. От приехавших оттуда же представителей приходов Блаженнейший юбиляр получил и еще несколько ценных подношений.
В застольном чествовании юбиляра первым говорил экзарх Белоруссии и Западной Украины митрополит Николай, приветствовавший от клира и пасомых своего экзархата. Затем было сказано много слов приветствия, с соответствующими пожеланиями, и другими участниками этой трапезы, с великим воодушевлением покрывавшихся пением многолетия Блаженнейшему юбиляру, который, несмотря на недавно отпразднованное нами его 74-летие, казался еще крепким дубом, бодрым духом и телом и готовым попрежнему твердо и уверенно править кораблем святой нашей матери-Церкви Российской.
Среди множества оглашенных за трапезой телеграфных приветствий-поздравлений следует отметить таковые и от вновь вернувшихся в спасительное лоно матери-Церкви иерархов и приходов Белоруссии, Западной Украины, Бессарабии, Латвии и Эстонии. Прочтен был о. протоиереем Петром Сахаровым прекрасный адрес и от имени всего московского духовенства.
Особенно теплую речь, посвященную воспоминаниям о вместе проведенных с Блаженнейшим юбиляром годах в Духовной академии, сказал Г. П. Георгиевский. Растроганный Патриарший Местоблюститель в остроумных, полных добродушного юмора словах поблагодарил «присутствующих и отсутствующих» за принесенные ему поздравления и благопожелания...
На мою долю выпала честь свидетельствовать зарубежному православному и вообще христианскому миру об этом ярком признании всем клиром и паствою Православной Российской Церкви долголетнего первосвятительского подвига Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского Сергия.
Я глубоко убежден в том, что когда эти мои скромные строки дойдут до его слуха, он, этот христианский мир, поспешит также — хотя бы мимолетно — молитвенно присоединиться к своим русским собратиям во Христе и вместе с ними искренно пожелать Блаженнейшему юбиляру еще многие и многие лета живота и предстоятельских трудов на благо Российской Православной Патриаршей Церкви. 

Димитрий ИШЕВСКИЙ. Москва. 18 марта 1941 года.

В ЭТОМ разделе главы приведены статьи священников, свидетельствующих об огромной духовной силе Русской Православной Церкви, всегда живой в Церкви и неиссякаемой. Все, что ранее прилипало к нашей Церкви ради выгоды, ради страха иудейска, наконец, подчиняясь обязанности,— все отпало после отделения Церкви от государства. (Всюду выделяю я) В Церкви остались пастыри, преданные Церкви; в Церкви осталась паства, состоящая из истинноверующих людей. И Церковь наша, очищенная от всего суетного и органически не связанного с ней, беспрепятственно развивает свою священную деятельность. Ей никто не препятствует в исполнении всех предначертанных ее догмами и канонами служб, таинств. Об ртом говорят сами русские православные пастыри.
НАША ЦЕРКОВЬ СВОБОДНА. НАШИ западноевропейские недоброжелатели не раз поднимали шумиху о якобы творимых в России гонениях на религию, о каких-то стеснениях для верующих при выполнении ими своих религиозных потребностей. Они сравнивают положение Церкви в России с положением ее в Греко-Римской империи во времена гонений и сочиняют повести о мучениках за веру, погибающих в расплавленном олове или на огненных кострах. Такую шумиху снова поднял новый «рыцарь» XX века из породы тех немецких псов-рыцарей, которых святой благоверный князь Александр Невский разбил на льду Чудского озера в 1242 году. Это бич современной Европы —кровавый Гитлер, заливший весь мир морем слез и крови и стремящийся захватить его в паутину своей языческой свастики. Мне хочется, чтобы наряду с голосом городского духовенства, в опровержение поднятого Гитлером лукавого подозрительного шума около Церкви, прозвучал и мой пастырский голос из подмосковной веси—из Космо-Дамианской церкви села Болшева Мытищенского района.
Православный храм, где бы и каков он ни был, будь то величайший столичный собор или же простая убогая сельская церковь — все равно, он открывает и являет миру «тихий свет святой славы бессмертного Отца Небесного» и одинаково есть Дом Божий на земле, в котором христианин может получать духовное питание и наслаждение.
Все наши затерянные в бесконечном просторе родных полей сельские церкви, с их скромным богослужением и старческим пением деревенских священнослужителей, беспрепятственно разливают до сего дня незримые обильные потоки душевного покоя и света. Около меня, как православного пастыря, объединяется множество верующих людей из местных и окрестных рабочих, крестьян-колхозников и служащих. Каждый день несет свои многочисленные заботы мне, священнику. Ежедневно совершается божественная литургия с поминовением о здравии живущих и упокоении усопших. Война, разлучившая близких и потребовавшая жертв за родину, потянула народ к Церкви сильнее прежнего. Непрерывны молитвы о здравии воинов и упокоении усопших. Усиленные молитвы возносятся о тех, им же судил Господь положити на поле брани души своя...
Я умоляю Господа по чину церковному простить им согрешения их и в день праведного Своего воздаяния подать им Венцы нетления.
Покончив с панихидами и отпеваниями усопших, перехожу к живым, только что явившимся на порог жизни на смену усопшим. В церкви особенно ощутительно чувствуется эта смена. Многочисленные крещения детей, сороковые молитвы. Ежедневно в стенах церкви слышится и надгробное рыдание, и крик новорожденных детей. Церковь и в будни и в праздники полна движения, жизни. В праздничные дни эта живая жизнь бьет ключом.

Богослужение в церкви г. Уфы Великим постом
Верующие за молитвой пред исповедью в Георгиевской церкви в г. Калуге

Но всем этим не кончаются служебные обязанности священника: они выводят его за стены храма, в его приход, к больным и умирающим, для предсмертного напутствия — для соборования, для таинства причащения, для панихид, водосвятных молебнов. Еще больше осложняется работа пастыря в дни постов и особенно Великим постом, когда священник бывает окружен народной массой, идущей к нему с исповедыванием грехов и для причащения Святых Христовых Таин. 

Священник — как матка в улье. Около него объединяется церковно-хозяйственный старостат, хор певцов, левый клирос с чтецами и антифонными певцами, трудящиеся в храме и благоукрашаощие его и т. д.
Всем этим коллективом поддерживается благолепие Дома Божьего — чистота, теплота, красота, привлекающие огромное число молящихся. Здесь находят тот душевный покой и отраду, которые Господь обещал всем труждающимся и обремененным, всем плачущим и болезнующим, чающим Христова утешения...
Прихожане, согретые благодатной теплотой в храме Божием? Знают, что сейчас их храм не имеет поддержки от купечества и дворянства, от богатых старост. Поэтому они усерднее проявляют заботу о своей церкви и стремятся общими дружными усилиями с великой любовью убрать ее, как Возлюбленную Невесту,— убрать благовониями, красками, цветами, камнями и металлами и художеством — живописным, архитектурным и певческим.
Да будет же мой голос обличительным для врагов нашей родины, пытающихся распространением вздорных слухов о гонениях в России на религию ввести в заблуждение мировое общественное мнение.

В Преображенской церкви на Преображенской площади г. Москвы
Воскресенский собор в городе Тутаеве Ярославской области. Храм построен в 1652 году

31 марта 1942 года.  Великий вторник.
МОИ ОТВЕТ КЛЕВЕТНИКАМ
О НАС доходят слухи, что идущие вместе с немецкими войсками пасторы заходят в действующие церкви и в разговорах с православными священниками проливают крокодиловы слезы о чинимых якобы советской властью Православной Церкви в России разнообразных притеснениях — в религиозном отношении и во взимании непосильных налогов. Таким фарисейским «сочувствием» эти агенты фашизма хотят расположить православное духовенство к их фюреру, который привык в своих очередных выступлениях играть словами «Бог» и «Провидение». Мы можем сказать ему, что Провидение призвало к бытию советское правительство в нашей стране. Пророк Даниил говорит, что «Вышний владеет царством человеческим, и кому Он хощет, тому и отдает его...»
Это правительство, не играя религиозными словами, деловито, практически переустраивает на новых началах человеческую жизнь. Государственные налоги, взимаемые с каждого гражданина России, берутся и с духовенства, так как в нашем государстве капитал сосредоточивается в руках нашего коллективного социалистического хозяина, а не в отдельных карманах. Строй нашей государственной жизни никогда не допустит концентрации земных благ в руках меньшинства.
Наше православное духовенство, каковы бы ни были государственные налоги на него, всегда, при поддержке верующих, справлялось и справится с ними. В нашей стране много верующих по городам и селам, и в имеющихся храмах свободно совершается богослужение. Если наши враги на своем пути получали другие впечатления, то это потому, что они слепы от своей злобы.
За притворным сочувствием фашистских пасторов стояли их затаенные планы использования церквей под кирки. Советское правительство регламентировало свое отношение к Церкви особым законодательством, и в строгом соответствии с ним оно поставило Церковь в условия, благоприятствующие ее совершенству, в духе первохристианства, и достижению ею чрез это христианского спасения. В храмах православных мы свободно молимся Богу, освящаемся таинствами и удовлетворяем свои высокие духовные, религиозные потребности.

20 марта 1942 года. День Похвалы Пресвятой Богородицы.

 МЫ СВОБОДНО ИСПОВЕДУЕМ НАШУ ВЕРУ В ГОСПОДА, ИИСУСА ХРИСТА
НЕ РАЗ наша пресса, опровергая немецкие вымыслы, употребляла народное выражение: «с больной головы на здоровую». Мне кажется, оно полностью подойдет и к немецким утверждениям, будто в России религия подвергается гонениям в духе времен первого христианства.
Факты жестокости и издевательств немцев над пленными красноармейцами и мирным населением, варварские разрушения православных храмов и т. п. говорят о том, что немцы воскресили далекие времена Неронов, Диоклетианов и тому подобных извергов рода человеческого. Мы же продолжаем в нашей стране изо дня в день, из года в год свободно молиться в православных храмах и совершать все таинства и обряды своей веры: крестить детей, служить молебны, панихиды и пр. Никто нам не препятствует свободно исповедывать нашу веру в Господа Иисуса Христа, во плоти пришедшего и паки грядущего со славою судити живым и мертвым. И мы, исповедуя эту веру, благодарим Господа, что Он в новых условиях нашей жизни помогает нам стать истинными последователями Христа. Сколько бы ни уверяли нас немцы в том, что они — рыцари «крестового похода», идущие во имя Бога против безбожия, мы никогда не поверим им, потому что в их жестоких и позорных деяниях мы совершенно не видим и не чувствуем милующего Христа.
Русский верующий народ продолжает, вопреки уверениям немцев, получать свою духовную пищу в Церкви Православной — в ее богослужении, в священных обрядах, праздниках и т. п.— и он нутром своим чувствует фарисейскую, даже больше — демоническую ложь фашистских уверений и отвергает их. В наших храмах, где никто и ничто не мешает нам молиться, мы будем умолять Господа, дабы Он помог нашему воинству во мнозем дерзновении и мужестве победить врагов и отогнать их от пределов российских. Мы будем молиться герою Ледового побоища, нашему святому благоверному князю Александру Невскому, чтобы он пришел на помощь своему родному народу и помог побороть борющихся с нами. Отправляясь в бой с врагами, он сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Так и мы, все русские люди, молясь о победе над фашистами, будем говорить: «С нами Бог и его святая правда, и мы победим!»

27 марта 1942 года. День памяти преподобного Венедикта. 

(Продолжение следует)

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.