Category:

Мракобесие... оценка прошлых. (Окончание)

(6,5,4,3,2,1.) ОТКЛИК НА САМОЧИНИЕ ЕПИСКОПА ПОЛИКАРПА СИКОРСКОГО

И3 ПАСХАЛЬНОГО послания Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Митрополита Сергия православным архипастырям, пастырям и пасомым в областях Украины, пока еще занятых гитлеровскими войсками, я узнал, что епископ Поликарп Сикорский, воспользовавшись временной оккупацией Украины фашистами, объявил себя главой автокефальной украинской Церкви, а Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия обозвал самозванцем, якобы восхитившим незаконно высшую церковную власть Всероссийской Церкви. (Всюду выделяю я) То и другое злодеяние епископа Поликарпа меня, как украинца и участника Всероссийского и Украинского соборов, в высокой степени удивило и повелительно требует высказаться по сим вопросам, столь важным в каноническом отношении. 

Что касается автокефалии украинской Церкви, то ее не желают ни духовенство, ни народ. На двух сессиях Всеукраинского собора 1918 года вопрос об автокефалии и не дебатировался; православный украинский народ никогда и не помышлял о своем разрыве с матерью Русской Церковью.
Всероссийский поместный собор в 1918 году, как известно, вынес определение о неразрывности связи украинской Церкви с Церковью Русской, оставив украинскую Церковь составной частью Всероссийского Патриархата. Блаженнейший Митрополит Сергий как полномочный преемник Святейшего Патриарха Тихона обладает всей полнотой церковной власти, установленной этим собором в отношении украинской Церкви. В силу этой власти он назначает в настоящее время своих экзархов для управления епархиями в Украине.
В наши дни экзархом Украины состоит преосвященный Николай, митрополит Киевский и Галицкий, временное отсутствие которого в пределах Украины отнюдь не давало права епископу Поликарпу на измену' православию.
Поведение епископа Поликарпа в высшей степени позорно: когда Западная Украина была подчинена Польше, он был автокефалистом польским; с воссоединением Западной Украины с Украиной советской он признал законную власть Блаженнейшего Митрополита Сергия; при временной оккупации Украины немцами он не только снова автокефалист, а даже глава украинской Церкви. Какой же авторитет он может иметь среди пастырей и пасомых православной Украины и какое может быть доверие к нему?
Хочется верить, что украинский народ, издревле преданный православию и особенно выявивший эту преданность в XVII веке, при Богдане Хмельницком, в момент присоединения Украины к Московскому государству, с Божьей помощью отвергнет и незаконные домогательства непризнанного автокефалиста, поставленного немецкими насильниками; что украинский народ останется верным своей матери Российской Церкви в годину великих испытаний, посетивших нашу страну.
В неистовой злобе на Блаженнейшего Митрополита Сергия За обнаружение канонических преступлений епископ Поликарп обзывает Блаженнейшего самозванцем; этот эпитет полностью приложим к епископу Поликарпу как к похитителю власти, которого осудила Церковь, осудит и история.

17 апреля 1942 года. Пятница Фоминой недели.
(Протоиерей Алексей Станиславский — б. председатель Всероссийского съезда духовенства и мирян в 1917 году, член Всероссийского поместного собора 1917—1918 годов и Украинского церковного собора 1918 года, б. член Высшего церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне. В настоящее время он — протоиерей Ильинской, что в Черкизове, церкви в Москве)
                    Соборяне в дни Отечественной войны
В НАШЕМ кафедральном Богоявленском соборе первые же дни войны вызвали необыкновенный патриотический подъем. 26 июня Блаженнейший Митрополит Сергий совершал в нем молебен о даровании победы. Храм был переполнен верующими.
Блаженнейший Митрополит Сергий и наш настоятель, протоиерей Николай Федорович Колчицкий — тогда и позднее — в своих речах и воззваниях неоднократно возгревали священные патриотические чувства в душах верующих. Каждый день у нас за литургией читается молитва о победе.
К свечному ящику стали подходить и пожилые, и молодые.

Сбор пожертвований на оборону отечества в Московском кафедральном в Елохове соборе

Они отдавали свои лепты на дело «скорейшей победы над фашизмом», как говорили одни, или на «подарки для дорогих воинов», как говорили другие.
В январе 1942 года наш собор уже внес 300 тысяч рублей пожертвований от верующих на помощь родине, борющейся с кровавыми оккупантами.
В феврале мы стали готовиться к дорогому для каждого русского человека юбилею нашей армии. К этому дню мы собрали на подарки бойцам 215 тысяч рублей.

Т. А. Селиванова, член церковного совета кафедрального Богоявленского собора г. Москвы

Нам хотелось, чтобы дорогие наши воины чувствовали всю силу нашей любви к ним, всю веру нашу в скорейшую победу над врагами, всю нашу ненависть к тем, кто наступил грязным сапогом на нашу священную землю, разоряет наши святыни и терзает мирное население. И все мы, работающие при соборе, и все прихожане горим одним стремлением: и впредь служить дорогой родине в тяжелые дни ее испытаний и отдать последнее свое имущество, чтобы скорее вернулась к нам мирная, счастливая жизнь.

В ЦЕРКВИ СВЯТОГО ИЛИИ ОБЫДЕННОГО (МОСКВА)
С ПЕРВЫХ дней объявления войны, по призыву Блаженнейшего Митрополита Сергия, прихожане нашего храма возносят горячие молитвы о даровании победы над врагами нашей родины, о здравии наших православных воинов, грудью своей отстаивающих пределы дорогой родины. Возносятся горячие молитвы и о упокоении всех тех, кому суждено было положить душу свою за други своя, да пошлет Господь им, в день праведного воздаяния, венцы нетления.

Церковь св. Илии Обыденного в г. Москве

В дни юбилея Красной Армии наша община, следуя призыву Блаженнейшего Архипастыря и местного настоятеля, внесла свою лепту, 50 тысяч рублей, в общий поток подарков. Глубоко верим, что милосердный Господь пошлет, по молитвам наших архипастырей и духовных руководителей, победу над врагом, мир и тишину, сохранит нас Здравыми и невредимыми и поможет воинству нашему защитить нашу дорогую родину.

А. Ф. Ларионов, председатель церковного совета церкви св. Илии Обыденного г. Москвы

3 апреля 1942 года.

НАШ ХРАМ
РУССКИЙ народ горячо любит свою родину, и эта любовь с особенной силой проявляется в тяжелые для нашей страны дни. Сейчас, в суровое время войны, среди тяжелых испытаний, любовь к России, родине, разгорелась ярким светочем. Только тот народ, в сердце которого горит этот пламень, может так защищать родную землю, может с таким самоотвержением переносить все трудности. И Церковь Божия благословляет эту великую любовь, благословляет и молится за всех, кто душу свою и жизнь свою положил за благо родины. Тысячи людей потянулись в храмы — кто за утешением, кто За укреплением веры, и Церковь укрепляет веру в силу нашей
страны, веру в то, что непобедим народ, который так умеет любить отчизну. В момент молебна о победе тысячи сердец объединяются в одной молитве, в одном желании —- победить, победить врага. Церковь молится о даровании победы нашему славному воинству, о твердости всего народа. Наши московские храмы стараются оказать и материальную помощь стране.

Член церковного совета московской Николо-Курнецкой церкви М. С. Воронкова

Так, наш храм святителя и чудотворца Николая в Вишняковском переулке внес на оборону страны ко дню юбилея нашей армии из своих сбережений 50 тысяч рублей. Все для родины, все для нее.
У всех одно желание — разгромить и победить врага, посягающего на наши русские святыни, оскверняющего наши православные храмы.
Да укрепит Господь силу и мужество русского народа! Да дарует ему желанную победу над врагом!
21 марта 1942 года

МОЛИМСЯ О ПОБЕДЕ
ВEPOЛOMHOE и предательское нападение германского фашизма на нашу родину 22 июня 1941 года всколыхнуло гневом умы и сердца верных чад Православной Русской Церкви. Мы были свидетелями небывалого патриотического подъема, когда через несколько дней после объявления войны православные москвичи переполнили московский кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где главой Русской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Сергием, с участием многочисленного московского духовенства, было совершено торжественное молебствие о даровании победы русскому воинству.

Верующие за молитвой о победе русского воинства в церкви Двенадцати Апостолов в г. Туле

Такое же молебствие было совершено и в нашем черкизовском храме местным духовенством. Перед началом настоятель огласил воззвание Митрополита Сергия с призывом к самопожертвованию. Из глаз верующих катились слезы, когда провозглашалось многолетие победоносному русскому воинству и «вечная память» убиенным за родину: в каждом семействе — отец, сын или брат встали в ряды доблестной Красной Армии, чтобы дать организованный отпор фашистской твари.
Великая ответственность выпала на долю приходского духовенства. Верующие обращаются к своим пастырям с наболевшими запросами, и, по указанию Блаженнейшего Митрополита Сергия, пастырь должен скорбящего утешить, малодушного ободрить. Со своей стороны, духовенство нашего храма призвало верующих откликнуться делом на переживаемый момент и посильной, но щедрой лептой помочь родине.
По инициативе настоятеля, протоиерея о. Павла Цветкова, был организован сбор металлического лома на нужды обороны. Его набралось два больших воза. Ко дню 24-й годовщины Красной Армии добровольными пожертвованиями прихожан было внесено на подарки Красной Армии 25 тысяч рублей и от причта (двух священников) — пять тысяч рублей.
В течение всего военного времени у нас в церкви за каждой литургией совершается моление о даровании победы нашему воинству. Прихожане подают много помянников с именами своих близких, кои сражаются за любимое отечество, а духовенство в эти исторические дни исполнено готовности поднять дух бодрости в прихожанах и с верою ожидать грядущую победу над врагом.
15 марта 1942 года.

Председатель церковного совета московской Ильинской, что в Черкизове, церкви.
ЦЕРКОВЬ—РОДИНЕ
В ПАРОКСИЗМЕ дьявольской злобы на весь культурный мир и, в частности, на славянство германо-гитлеровский нацизм напал на нашу мирную страну. Но первые же июньские выстрелы, которые пронеслись по всему необъятному простору дорогой родины, задели наши сердца и души всех; всех — от глубоких стариков до детей. Все встрепенулись, все насторожились, все мобилизовались. Грохот орудий разбудил и дотоле инертных людей, огонь выстрелов разогрел и самые холодные сердца: в благородном гневе и в грозной решимости ощетинилась, дотоле мирная, могучая страна.
Не осталась в стороне и многовековая толща величавых стен церковных: Церковь приобщилась к общепатриотическому подъему, с материнской любовью и заботливостью понеся вместе со всей страной тяготы, печали и радости вынужденной к войне родины. Во всех церквах забился пульс военной жизни. Моления о дорогих «воинах, на поле брани сущих», о победе родной армии заняли первенствующее положение. И сколько благодарной признательности приходится видеть в глазах, в лицах обращающихся, кои находят в моих слабых словах и поддержку, и утешение!

Протоиерей ярославской Феодоровской церкви Владимир Градусов

Помню, одна местная богомолка, В. И. Барщевская, как-то передала мне в храме полученную ею по дороге записочку неизвестной ей старушки, которая просила молиться о всех, равно дорогих ей, воинах.
Во исполнение завета, что «молитва без добрых дел мертва», верующие щедро несут свои лепты в фонд обороны— и в денежной форме, и теплыми вещами, подарками. В нашем Феодоровском храме введенный по настоянию прихожан в первые же дни вражеского нашествия тарелочный сбор дает щедрые поступления.
Нельзя без умиления не отметить патриотического порыва матери двух сыновей-воинов, Галины Федоровны Ермолиной, производящей эти сборы. Ей помогает староста Надежда Александровна Маркелова. Она первая пожертвовала два полушубка и валенки. Маститый, широко известный верующему Ярославлю 75-летний протодиакон Иван Константинович Покровский, сдавая для Красной Армии кожаные меховые перчатки, сказал:
Примите их от меня. На фронте они нужнее, а я и без них обойдусь.
Верующая Елена Ильинична Зайцева отдала свой шерстяной свитер. И все это — для армии, которая стала как-то особенно близкой и дорогой, стала живой, непоколебимой опорой, охраной нашего благополучия.
Особенно запечатлелась в памяти нынешняя пасхальная Заутреня. После оглашения пасхального обращения Митрополита Сергия я обычное христосование предварил поздравительным кличем, обращенным к тем, кто на фронте, кто своею жизнью оберегает наш покой. Послал я христосование и тем братьям и сестрам, кои находятся по ту сторону фронта, временно под фашистской пятой, и пожелал им скорейшего с нами всеми воссоединения. На это поздравительное приветствие молящиеся ответили слезами благодарной признательности. Великие исторические дни, когда «гремит гроза военной непогоды», с особой ясностью выявили и подтвердили, что Церковь верна своей родине.
Теперешняя война жестоко, решительно и справедливо покарает исторический мировой грех фашизма. В этом освободительном подвиге Русская Православная Церковь нашла свое место, и она с честно выполнит великую святую миссию перед любимой родиной.
ЧЛЕН ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО СОБОРА 17—18гг.

16 апреля 1942 года. Четверг седмицы о Фоме, г. Ярославль.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.