egor_23

Category:

Космос жизни СССР 7

(6) «Сталин не ушел в прошлое - он растворился в будущемШарль Де Голль После смерти этого человека остались пара сапог, два френча, кисет с табаком, трубка, пять рублей денег и ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА

"Сталин имел колоссальный авторитет, и не только в России. Он умел "приручать" своих врагов, не паниковать при проигрыше и не наслаждаться победами. А побед у него больше, чем поражений. Сталинская Россия - это не прежняя Россия, погибшая вместе с монархией. Но сталинское государство без достойных Сталину преемников обречено..." Шарль Де Голль .

в 1955 году в пустынной казахстанской степи началось строительство города Ленинск - жилой площадки № 10 испытателей ракетной техники секретного советского космодрома Байконур.
Хронология строительства.
12.01.1955 Прибытие на разъезд Тюратам первого подразделения военных строителей для подготовки мест дислокации и разворачивания строительно-монтажной инфраструктуры. Начало строительства поселка.
12.02.1955 Постановление Совета Министров СССР о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет.
20.07.1955 — начало строительства первой стартовой площадки.
15 мая 1957 — запуск первой ракеты Р-7 с космодрома.

Восточный. Строится на базе расформированной дивизии РВСН. Потом там, оказывается, был космодром Свободный., который даже произвел несколько запусков. Короче, совсем даже не пустое место.
Строительство космодрома начато в июле 2012 года. На космодроме «Восточный» намечено строительство к 2015 году двух стартовых площадок для ракет «Союз-2» — лёгкого и среднего классов. Стартовый комплекс для ракет тяжёлого класса «Ангара-5» (с пилотируемыми космическими кораблями) предполагается построить к 2018 году
Выводы. Пилотируемые аппараты полетят оттуда через 5,5 лет после начала строительства. Учитывая, что технологии строительства за 60 лет значительно продвинулись, сравнение сроков строительства 1,5 года для Байконура и 5,5 лет для Восточного не впечатляет. Получается, что строить будут гораздо дольше. И не факт, что качественнее и дешевле. Да и будут ли выдержаны сроки - неизвестно. Даже если сравнить пуски непилотируемые, то на Байконуре первый аппарат (наш Спутник) вывели на орбиту впервые в мире (!) через год и десять месяцев с момента высадки людей в палатки в пустыню. Надо понимать, что тогда всё строили впервые.
А на Восточном, в обеспеченном инфраструктурой районе, планируют вывести первый непилотируемый аппарат на орбиту через 3,5 года после начала строительства. Про то, что на Восточном даже с выплатой зарплаты проблемы, я уже молчу.
   Первый Штурм Марса
...Далее после Луны, были осуществлены также впервые в мире межпланетные полёты к планетам Марс и Венера. Их осуществили соответственно АМС «Марс» и «Венера».
«Марс-1» запущен 1.11.1962; масса 893,5 кг, длина 3,3 м, диаметр 1,1 м. 

Полет «Марс-1» дал новые данные о физических свойствах космического пространства между орбитами Земли и Марса (на расстоянии от Солнца 1-1,24 а. е.), об интенсивности космического излучения, напряженности магнитных полей Земли и межпланетной среды, о потоках ионизованного газа, идущего от Солнца, и о распределении метеорного вещества (космический аппарат пересек 2 метеорных потока). Последний сеанс состоялся 21.3.1963 при удалении аппарата от Земли на 106 млн. км. Сближение с Марсом наступило 19.6.1963 (от Марса около 197 тыс. км), после чего «Марс-1» вышел на гелиоцентрическую орбиту с перигелием ~148 млн. км и афелием ~250 млн. км.
«Марс-1» не достиг планеты, но дал бесценный опыт управления аппаратом на межпланетных расстояниях, астронавигации, а также добыл очень ценные данные о состоянии межпланетной среды. Последующие пуски АМС как у нас, так и в США, были уже в значительной степени подготовлены опытом полёта первой АМС – «Марс-1».

Марс-2

«Марс-2» и «Марс-3» запущены 19 и 28 мая 1971 года, совершили совместный полет и одновременные исследования Марса. Вывод на траекторию полета к Марсу осуществлен с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли последними ступенями ракеты-носителя. Конструкция и состав аппаратуры «Марс-2» и «Марс-3» существенно отличаются от «Марс-1».

Фото автоматической межпланетной станции «Марс-3», осуществившая с орбиты искусственного спутника Марса комплексную программу исследования планеты.

Спускаемый аппарат станции впервые в истории в декабре 1971 г. совершил мягкую посадку на ее поверхность. Масса «Марс-2» («Марс-3») 4650 кг, конструктивно они аналогичны, имеют орбитальный отсек и спускаемый аппарат. Основные устройства орбитального отсека: приборный отсек, блок баков двигательной установки, корректирующий ракетный двигатель с узлами автоматики, солнечные батареи, антенно-фидерные устройства и радиаторы системы терморегулирования. Спускаемый аппарат оборудован системами и устройствами, обеспечивающими отделение аппарата от орбитального отсека, переход его на траекторию сближения с планетой, торможение, спуск в атмосфере и мягкую посадку на поверхность Марса. Спускаемый аппарат был снабжен приборно-парашютным контейнером, аэродинамическим тормозным конусом и соединительной рамой, на которой размещен ракетный двигатель. Перед полетом спускаемый аппарат был подвергнут стерилизации. Предполагалось, что на Марсе может быть своя форма жизни, которая может пострадать от нашей, земной.
В спускаемом аппарате была установлена аппаратура для измерения температуры и давления атмосферы, масс- спектрометрического определения состава атмосферы, измерения скорости ветра, определения химического состава и физико-механических свойств поверхностного слоя, а также получения панорамы с помощью ТВ камер. Полет космического аппарата к Марсу продолжался более 6 месяцев, с «Марс-2» проведено 153, с «Марс-3» - 159 сеансов радиосвязи, получен большой объем научной информации. На расстояния установка орбитального отсека, и космический аппарат «Марс-2» перешел на орбиту искусственного спутника Марса с периодом обращения 18 ч. 8 июня, 14 ноября и 2 декабря 1971 года проведены коррекции орбиты «Марс-3». Отделение спускаемого аппарата осуществлено 2 декабря в 12 ч 14 мин по московскому времени на расстоянии 50 тыс. км от Марса. Через 15 мин, когда расстояние между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом было не более 1 км, аппарат перешел на траекторию встречи с планетой. Спускаемый аппарат двигался 4,5 ч к Марсу и в 16 ч 44 мин вошел в атмосферу планеты. Спуск в атмосфере до поверхности продолжался немногим более 3 мин.
Спускаемый аппарат совершил посадку (опять впервые в мире!) в южном полушарии Марса в районе с координатами 45° ю. ш. и 158° з. д. На борту аппарата был установлен вымпел с изображением герба СССР. Орбитальный отсек «Марс-3» после отделения спускаемого аппарата двигался по траектории, проходящей на расстоянии 1500 км от поверхности Марса. Тормозная двигательная установка обеспечила переход ее на орбиту спутника Марса с периодом обращения ~12 сут. 19 ч. 2 декабря в 16 ч 50 мин 35 с началась передача видеосигнала с поверхности планеты. Сигнал был принят приемными устройствами орбитального отсека и в сеансах связи 2-5 декабря передан на Землю.
Орбитальные отсеки космических аппаратов свыше 8 месяцев комплексно исследовали Марса с орбит его спутников. Орбитальный отсек «Марс-2» совершил 362 оборота, «Марс-3» - 20 оборотов вокруг планеты. Исследования свойств поверхности и атмосферы Марса по характеру излучения в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом диапазонах спектра и в диапазоне радиоволн позволили определить температуру поверхностного слоя, установить ее зависимость от широты и времени суток; на поверхности выявлены тепловые аномалии; оценены теплопроводность, тепловая инерция, диэлектрическая проницаемость и отражательная способность грунта; измерена температура северной полярной шапки (ниже -110 °С). По данным о поглощении инфракрасной радиации углекислым газом получены высотные профили поверхности по трассам полета. Определено содержание водяного пара в различных областях планеты (примерно в 5 тыс. раз меньше, чем в земной атмосфере). Измерения рассеянной ультрафиолетовой радиации дали сведения о структуре атмосферы Марса (протяженность, состав, температура). Методом радиозондирования определены давление и температура у поверхности планеты. По изменению прозрачности атмосферы получены данные о высоте пылевых облаков (до 10 км) и размерах пылевых частиц (отмечено большое содержание мелких частиц - около 1 мкм). Фотографии позволили уточнить оптическое сжатие планеты, построить профили рельефа по изображению края диска и получить цветные изображения Марса, обнаружить свечение атмосферы на 200 км за линией терминатора, изменение цвета вблизи терминатора, проследить слоистую структуру марсианской атмосферы.
«Марс-4,-5, -6 и -7» запущены 21, 25 июля, 5 и 9 августа 1973 года. Впервые полет по межпланетной трассе одновременно совершили четыре космических аппарата. «Марс-4» и «Марс-5» предназначались для исследования Марса с орбиты искусственного спутника Марса; «Марс-6» и «Марс-7» имели в своем составе спускаемые аппараты. Вывод космического аппарата на траекторию полета к Марсу осуществлен с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли. На трассе перелета с космического аппарата регулярно проводились сеансы радиосвязи для измерения параметров движения, контроля состояния бортовых систем и передачи научной информации.
Одновременно с полётом наших «Марс-2» и «Марс-3» совершал свой полёт и космический аппарат США «Маринер». В отличие от наших, на его борту не было спускаемых аппаратов, и его программа исследований была не в пример более скромная, чем советская. Тем не менее, «вскладчину», советские и американские учёные получили с Марса довольно большой массив информации.
                                Венера

Венера-1

Первыми АМС, достигшими поверхности планеты Венера были также наши АМС «Венера». Если относительно Марса были очень большие ожидания весьма фантастического характера, то относительно Венеры, никто ничего не мог сказать определённого. Эта планета закрыта плотным покрывалом облаков, как сейчас выяснилось, толщиной несколько десятков километров, и об условиях на её поверхности никто ничего сказать определённого не мог. Чтобы хоть что-то узнать, надо было послать туда космический аппарат, который бы мог достичь поверхности и передать на землю результаты измерений.
Первые два АМС «Венера» были запущены для «разведки пути» соответственно 12.2.1961г. и 12.11.1965г.
Первый прошёл на расстоянии 100 000 км от планеты, а второй на расстоянии 24 000 км.
Космический аппарат «Венера-3» был запущен 16.11.1965 уже с целью достижения поверхности планеты Венера; масса аппарата - 960 кг. Меньшие размеры аппарата по сравнению с «марсианскими» объясняется тем, что Венеру достичь несколько труднее, чем Марса.
Венера-3 имела на своём борту спускаемый аппарат. Посадка на поверхность планеты была предусмотрена с помощью парашютной системы. На борту этого аппарата, как и в случае первых «Лунников» и «Марсов», направляемых впервые в мире к поверхности иного небесного тела, находился вымпел с гербом СССР. Мы и Венеру застолбили первыми!
1.3.1966 комический аппарат достиг поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелет на другую планету. Обратите внимание, что Венера, оказалась именно первой планетой, поверхность которой достиг аппарат с Земли! Достижение поверхности Марса было гораздо позже.
Однако, спускаемый аппарат попал в условия, которые никто не мог даже предположить – атмосфера Венеры оказалась неизмеримо более глубокой и жаркой, чем допускали самые смелые ученые. Даже те «особо зверские» параметры атмосферы, которые заложили в создание спускаемого аппарата наши инженеры, оказались многократно перекрыты. Связь со спускаемым аппаратом прервалась до того, как он достиг поверхности – возросшее давление атмосферы и рост температуры вывело из строя аппаратуру. Тоже случилось и со спускаемым аппаратом Венеры-4.

Венера-4

Следующие спускаемые аппараты наших «Венер» были рассчитаны уже исходя из полученных данных. «Венера-5» и «Венера-6» запущены соответственно 5 и 10 января 1969 года; масса аппаратов по 1130 кг. Аппараты снабжены упрочненными спускаемыми аппаратами массой 405 кг с расширенным составом научной и измерительной аппаратуры для продолжения исследований межпланетной среды и атмосферы Венеры.
Спускаемый аппарат «Венеры-5» достиг поверхности в рабочем состоянии, но как впоследствии оказалось, сел он высоко в горах на плато. При радиопросвечивании атмосферы этого небесного тела уже в восьмидесятые годы, оказалось, что на Венере удивительно высокие, по сравнению с земными аналогами, горы.
Последующие пуски наших АМС «Венера» были регулярными - примерно один пуск в синодический период Венеры. Все АМС несли на себе спускаемые аппараты. Но уже «Венера-9» и «Венера-10» - были космическими аппаратами нового типа.
«Венера-9» запущен 8.6.1975, «Венера-10» - 14.6.1975. Масса аппаратов 4936 и 5033 кг (масса каждого спускаемого аппарата с теплозащитным корпусом 1560 кг). «Венера-9» и «Венера-10» включают в себя космический и спускаемый аппарат. Основной силовой элемент космического аппарата - блок баков, на нижнем днище которых закреплены ракетные двигатели, на верхнем - приборный отсек, выполненный в форме тора. В верхней части космического аппарата находится переходник для крепления спускаемого аппарата. В приборном отсеке размещены системы управления, терморегулирования и другое оборудование. Спускаемый аппарат имеет прочный корпус сферической формы (рассчитан на внешнее давление 10 МПа), покрытый внешней и внутренней теплоизоляцией. В верхней части к спускаемому аппарату крепится аэродинамическое тормозное устройство, в нижней - торовое посадочное устройство.

Автоматическая межпланетная станция «Венера-10» - станция нового поколения, выведенная в октябре 1975 г. на орбиту искусственного спутника Венеры и передавшая первые панорамные изображения поверхности планеты Венера.

В спускаемом аппарате установлены приборы радиокомплекса, оптико- механическое ТВ-устройство, аккумулятор, блоки автоматики, средства терморегулирования, научные приборы. Спускаемый аппарат помещен внутри теплозащитного корпуса сферической формы (диаметр 2,4 м), защищающего его от высоких температур на всем участке торможения. В полете с «Венеры-9» и «Венеры-10» было проведено по две коррекции траектории. За двое суток до подлета к планете от космических аппаратов были отделены спускаемые аппараты, которые совершили мягкую посадку (22 и 25 октября 1975 года) на невидимую в это время с Земли освещенную сторону Венеры. После отделения спускаемых аппаратов космические аппараты были переведены на пролетные траектории, а затем выведены на орбиты искусственных спутников планеты. Они же стали первыми ИСВ (искусственными спутниками Венеры).
С борта их спускаемых аппаратов были впервые получены изображения поверхности Венеры.

Фото поверхности Венеры
Схема посадки СА АМС «Венера-13 и -14» 1 Разделение СА и ОА за 2 сут до подлета к Венере. 2 Вытяжной парашют. 3 Вход в атмосферу Венеры, баллистический спуск. 4 Парашют увода. 5 Отстрел крышек парашютных отсеков, ввод вытяжного парашюта и парашюта увода. 6 Отвод верхней теплозащитной оболочки, ввод тормозного парашюта. 7 Тормозной парашют. 8 Отстрел нижней теплозащитной оболочки. 9 Отстрел тормозного парашюта. 10 Посадка. 11 Земля. 12 ОА, используемый как ретранслятор.

О полётах к планетам и звёздам мечтать в нашей стране начали ещё до Революции. Революционеры мечтали о прорыве к звездам, понимая что сделать это может только то общество Общества Будущего, за которое оно шли на смерть. Приговоренный к смерти гениальный изобретатель-революционер Кибальчич в камере смертников пишет не письма родным, не прошения о помиловании, а чертит наброски реактивного межзвездного аппарата, зная что царские крючкотворы могут сохранить его в тюремном архиве для потомков. О Космосе мечтали самые передовые люди России, образовалось целое направление в философии - Русский Космизм. К философам-космистам относится и основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, который заложил теоретические основы космических полётов, дал философское и техническое обоснование освоения космоса Человечеством. Циолковский настолько обогнал своё время, что его на Западе в то время попросту не поняли и… забыли! Помнили и чтили его только русские. Тем не менее, начиная с 60-х на Западе, крупные учёные стали выдвигать проекты освоения космоса, один-в-один совпадающие с проектами Циолковского, но полностью присваивая себе авторство его идей. К этой категории относятся так называемая «Сфера Дайсона», «Космические поселения О’Нэйла” и многое другое. На Западе наследие великого учёного и философа почти вычеркнуто из истории и практически неизвестно даже специалистам. 

К 1917 году идеи Циолковского полёта к иным мирам, к звёздам и расселению Человечества по Вселенной, получили заметное распространение среди прогрессивной интеллигенции. Одним из поклонников этой идеи был ближайший соратник (и оппонент) Ленина – Александр Богданов. Будучи личностью весьма неординарной, он не только был поклонником этих идей, но также прославился тогда тем, что написал два очень популярных в свое время фантастических романа (в 1907-м году!) про экспедицию на Марс - «Красная Звезда» и «Инженер Мэнни». По стилю эти романы были классической утопией.  «Аэлита» Алексея Толстого была написана под впечатлением от книг Богданова. Царской России, как и современной олигархической Россиянии никакой Космос был не нужен и даже вреден. Шанс для развития идей Циолковского дала Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Захлестывающий Страну Советов энтузиазм строительства Нового Общества был неразделим для русского человека с мечтой о других мирах. 

Есть даже полулегенда, что красная звезда на гербе страны – есть ни что иное, как Марс. Планета, на которую НАДО обязательно слетать! Разрушенная, нищая крестьянская страна грезила полетами в Космос.  К концу двадцатых годов ХХ в стало очевидно, что для освоения Космоса подходит только ракетная техника на рективной тяге. Прототипом инженера Лося из «Аэлиты» был реальный советский инженер - преподаватель Московском авиационного инстита Фридрих Артурович Цандер. Смертельно больной неизлечимой формой туберкулёза он успевает основать научно-инженерную группу ГИРД, заложить основы теоретических расчетов реактивных двигателей, ракетной астродинамики, расчета продолжительности космических полетов, выдвинуть концепцию космоплана – комбинации самолета и ракеты, теоретически обосновать принцип планирующего спуска из околоземного пространства, доказать идею «гравитационной пращи», которую сейчас используют почти все космические аппараты, отправляемые для исследования групп планет. На работах Цандера основывались почти все последующие разработки ракетной техники. 

В московскую группу ГИРД входил будущий Главный Конструктор советских ракет-носителей – Сергей Павлович Королёв. В начале работы наши ракетчики имели только одну идею: построить космический корабль для полёта в космос, как мечтал Цандер - на Марс, который полагался обитаемым, а как промежуточный этап – на Луну, как считал Циолковский. 

Но реальность показала, что без завершения Индустриализации никаких шансов на полет к Марсу быть не может. Поэтому стали строиться не романтические планы, а более реальные, но зато выполняемые: ракеты предполагалось применять в двух основных областях: «геофизические ракеты» для исследования верхних слоёв атмосферы, куда тогда не могли подняться аэростаты и самолёты и еще в – военном деле. Геополитические и идеологические противники не скрывали планов подготовки военного уничтожения Советской России. Кстати, результатом развития военного направления были простые по своей идее, но обладающие ужасающей эффективностью системы залпового огня – реактивные миномёты «Катюша» конструкции Ивана Платоновича Граве, он же изобретатель твердотопливной ракеты на бездымном порохе. К сожалению, из-за тотальной фальсификации истории имя настоящего создателя оружия-легенды сейчас мало кому известно. После начала Войны стало явно не до разработок полетов к Марсу, делалось то, что могло непосредственно помочь разгрому врага: проектировались реактивные истребители, ракетные ускорители для тяжёлых бомбардировщиков, тяжелые 300- мм реактивные мины («Андрюша») и др. 

Применение немцами крылатых ракет Фау-1 и баллистических ракет Фау-2 против Англии показало их высокую эффективность. Практика показала, что баллистические ракеты были неуязвимы для ПВО того времени и являлись неотразимым оружием. Кстати, идея крылатой ракеты и приоритет ее создания принадлежит Цандеру, из неопубликованной брошюры которого ее унаследовал С.П. Королёв, который назвал ее «самолетоснарядом». Такая ракета была испытана Московским ГИРД в 1936 году. Немцы повторили эту идею, по их утверждениям, не зная о советской разработке, однако по одной из версий перспективная разработка была-таки украдена немецкой разведкой. 

Сталину предложили космос в 1947 году-: «Полстраны в руинах, надо подождать лет 7-8, пока не поднимемся». Сталин помнил об этих планах и государственный планы создания Р-7, основы всей Советской Космонавтики был подписан Сталиным и принят к исполнению всего за несколько недель до его смерти. Планировалось не только послать человека в околоземное пространство, но и создать невиданное в истории средство доставки оружия – межконтинентальную баллистическую ракету. К тому времени СССР сумел создать ядерную бомбу, но без средств доставки до цели она не могла стать полноценным оружием возмездия. У американцев было вполне надёжное средство доставки – тяжелые бомбардировщики В-52, тем более американцы окружили СССР со всех сторон своими военными базами, с которых они свободно поражали любой город СССР, в то время как главные американские города были вне зоны досягаемости советских бомбардировщиков. Территория США, за исключением Аляски, оставалась практически недоступной для нанесения ответного удара. Американцы полагали, что СССР попал в безвыходное положение и будет практически беззащитной жертвой. 

Планы США по нанесению ядерных ударов по городам СССР и развязыванию войны были хорошо известны, да вчерашние союзники особо их и не скрывали - подготовка к уничтожению СССР и русского народа велась в США полным ходом. По плану Дропшот планировалось сбросить на советские города 300 атомных бомб, уничтожив почти половину населения и большую часть промышленного потенциала. Всерьез создавались планы раздела России на зоны оккупации, подбирались кадры для этого и т.д. 

Чтобы сорвать эти планы, жизненно необходимо было создать такое средство доставки атомной бомбы, которое могло достичь противоположного полушария, в противном случае страшный удар англосаксонских фашистов по русской цивилизации был неизбежен. Достижимость территории агрессора для ответного ядерного удара очень серьёзно бы охладила пыл этих нелюдей, всегда с наслаждением истребляющих беззащитных людей, но опасающихся грозного противника. Что, кстати, подтвердило ближайшее будущее. 

В середине 40-х у наших инженеров было два варианта решения задачи: бомбардировщик дальнего радиуса действия и баллистическая ракета, выходящая в ближний космос. Расчеты показали, что США вполне могли обезопасить себя от бомбардировщиков в основном из-за военных баз по всему миру, часто почти на границе СССР. Ракету же сбить было практически невозможно. Только сейчас появились относительно надёжные средства перехвата боеголовок, но даже в обозримом будущем они не по-прежнему не способны отразить массированный удар тысяч ракет. Вполне естественно, что именно развитие ракетной отрасли получило максимальное финансирование. Но наши инженеры продолжали мечтать о звёздах. Ракета не только может доставить в любую точку Земли атомную бомбу, но и может вывести на орбиту искусственный спутник земли (ИСЗ). Советские люди верили, что военная тематика их разработок – зло неизбежное, но преходящее, которое вот-вот кончится. Они верили в светлое будущее, когда война и насилие отойдут навсегда в прошлое, и можно будет заняться непосредственно изучением тайн Вселенной. Ещё до запуска Первого Искусственного Спутника Земли (ИСЗ) в нашей стране Иваном Антоновичем Ефремовым было создано гениальное фантастическое произведение «Туманность Андромеды» о людях Будущего и полётах к звёздам. И.А. Ефремов не мог знать о глубоко засекреченных работах по созданию мощных ракет, способных выводить спутники на орбиту Земли и запускать аппараты к небесным телам. Он просто отразил современное ему состояние духа людей страны, их мечтания и конкретные представления о прекрасном Будущем. И то, что это Будущее прямо связано со звёздами, было очень знаменательно... ..

Кстати,  попытка послать таки на Луну пилотируемую экспедицию в СССР была предпринята. Руководство страны, исходя из политических соображений, всё-таки профинансировало (хотя и недостаточно) создание мощной ракеты-носителя Н-1 (Наука-1), и лунного экспедиционного корабля.
Первая экспедиция на Луну в Советском Союзе планировалась не как разовое мероприятие, как в США, а как первый шаг по созданию постоянно действующей, научно-исследовательской станции на Луне. Накопив значительный опыт антарктических санно-тракторных экспедиций, Советский Союз серьёзно рассчитывал применить его и на Луне.
Поначалу, схема первого полёта мало отличалась от американской, только лететь должны были не три, а два космонавта
Масса полезной нагрузки, которую могла вывести Н-1 на низкую орбиту была меньше, чем американская «Сатурн-5». Если «Сатурн-5» мог вывести 100 тонн, то Н-1 – 95 тонн. Отсюда и несколько более скромные параметры.
Последняя схема полёта значительно отличалась от американской – экспедиция обеспечивалась не одним, а двумя пусками Н-1. Первым пуском на окололунную орбиту доставлялся спускаемый аппарат, предназначенный только для перелётов «орбита Луны - поверхность Луны – орбита Луны». Вторым – непосредственно экспедиционный корабль для перелёта на орбиту Луны и обратно. При такой схеме можно было доставить не только значительно большее количество людей на Луну (всего в экспедиции планировалось до 8 человек!), но и значительно большее количество грузов на саму Луну. Это сильно удорожало экспедицию, но и резко повышало её эффективность как за счёт значительного увеличения сроков пребывания экспедиции на Луне, так и за счёт возможности проведения гораздо большего количества экспериментов и исследований. В конечном счёте всё равно планировалось создание постоянно действующей станции на Луне. Посадочные модули должны были стать первыми же помещениями будущего Лунного городка. Подобная схема предполагалась и для программы освоения Марса.
Из-за недостаточного финансирования проекта и слабого интереса со стороны правящей элиты страны время на приоритетную первую пилотируемую экспедицию было упущено. Есть подозрения, что проамериканская часть элиты СССР намеренно «завалила» советский проект полета на Луну.
Аварии при испытании Н-1, как заключила комиссия, были результатом «недоведённости» двигателей – из-за спешки (из-за слишком позднего решения об участии СССР в «Лунной гонке») полный цикл разработки и испытаний двигателей для Н-1 был скомкан. Из-за этого, уже в семидесятые, программу создания ракеты Н-1 свернули, хотя она и была практически создана. Посчитали, что американцы к тому времени уже и так опередили СССР, поэтому можно было со спокойной совестью вернуться к генеральному плану поэтапного исследования и освоения космического пространства, а пилотируемый полёт на Луну оставить на то время, когда будет в нем прямая необходимость.
Можно ли сделать вывод, что СССР потерпел поражение в космической гонке? Нет, нельзя хотя бы из-за того, что США и СССР преследовали принципиально разные цели. Сверхзадачей США было взять реванш за выход СССР в космос, доказать, что США не хуже СССР, поэтому в этих лунных экспедициях преследовались цели исключительно пропагандистские. Именно по этому американцы, придумав свой критерий «победы», беспрерывно визжат о том, что СССР проиграл, потому что не высадил же своего человека на Луну! С точки зрения СССР, данный «проигрыш» был мелким и ничего не значащим тактическим, на гораздо более длинной и серьёзной дистанции – планомерного освоения космического пространства. На дистанции прямо упирающейся в давнюю мечту - планету Марс, колонизации планет Солнечной Системы и выходу в Дальний Космос.

В долговременной перспективе, с точки зрения СССР, США терпели стратегическое поражение.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.