Нелли Цапурина "Бюрократия" (Часть первая и предпоследняя)
Рост бюрократического аппарата - объективный процесс при капитализации страны
Последние события в Америке, в странах Европы свидетельствуют о том, что бюджетных средств даже в благополучных странах катастрофически не хватает. И это несмотря на то, что с помощью неравноценного обмена (в пользу, понятно, развитых стран) из колониально зависимых стран вывозятся и ресурсы, и дешевая рабочая сила, и дешевые рабочие часы в готовой продукции, что создавалась в колониально-зависимых странах.
Начать чисто теоретический разговор на тему - эффективна ли система капитализма, меня побудили слова бывшего военного советника СССР в Сирии, который давал интервью на радио «Эхо Москвы». Слушала вполуха, так что извините за некорректность, фамилию бывшего атташе не запомнила. Но фраза, сказанная бывшим атташе под завершение интервью, зацепила за душу. Бывший атташе между прочими ответами на вопросы ведущего, сказал фразу - социологические опросы в мире свидетельствуют - за два десятилетия сторонников либеральной модели экономики снизилось в три раза и в настоящее время составляют всего 11 процентов. Эта цифра убила меня наповал. Когда наши демократические гаденыши 22 года назад начинали экономические псевдореформы под лозунгом либерализма (читай - капитализма), то во всем мире сторонников этой модели было всего 33 %! Ну и лопухнулись, мы, братцы русские, и все 100 наций СССР! Все слышат проблемы у многих стран Европы с дефицитами бюджетов, с государственными долгами, с урезанием социальных программ. Многие задаются вопросом, а почему так случилось в еще вчера благополучных странах?
Я попытаюсь на конкретных ярославских примерах показать одну (именно одну) из причин, а почему бюджеты капстран и наш, российский, такие дырявые.
Для начала крутые цифры. В 1987 году в Америке на начало нашей перестройки уже было более 21 млн. госслужащих. В это же время апологеты рыночной экономики в СССР взяли на вооружение лозунг: «У нас 2 млн. бюрократов. Грабят! Даешь рыночную экономику, Государство как ночной сторож, сократим бюрократов, сохраним деньги бюджета!» Все эти фишки я прекрасно помню, потому что два года была членов Христианско-демократического союза, а тусовались демократы всех пошибов вместе, объединялись в так называемый Народный фронт. А потом училась 3 года на спецфаке в ВЗФЭИ (экономический вуз). После учебы началось мое увлечение экономической статистикой, и все мои рыночные завихрения испарились. Помнится, году в 90-м я начала искать доказательства состоятельности иль несостоятельности высказываний Литвы, Латвии и Эстонии насчет того, что якобы Россия их колонизировала. Сравнила численность работников в их промышленности с ежегодным приростом основных фондов. Вывела показатель прироста основных фондов на тысячу работающих в промышленности. И оказалось, что показатель прироста основных фондов на тысячу работников промышленного персонала в прибалтийских республиках был выше, чем у всех других республик СССР. Данный факт свидетельствовало о том, что именно за счет вложений со стороны союзного бюджета этот больший рост и обеспечивался. А если учесть, что в промышленном классе прибалтийских республик в процентном отношении большую часть составляли русские, то получалось, что «оккупанты» работали на увеличение экономической мощи республики. А из оккупационной страны, из России, шли дотации и субсидии. Коренное население все больше пребывало среди творческой и управленческой когорты. Поделилась радостью открытия нового показателя – прирост основных фондов на тысячу промышленного персонала - с профессором В.И.Корняковым, которой смеялся и говорил, что я открыла велосипед, т.к. этот показатель уже 10 лет используют в экономическом анализе. И по этому показателю, четко просматривается тот факт, что отдельные страны получают средства на расширенное воспроизводство за счет грабежа или неравноценного обмена с колониально-зависимыми странами. А при этом ловко манипулируют – посмотрите де, как эффективно мы работаем!
Но вернемся от лирики к экономической практике. На заре рыночных преобразований либеральные рыночники не хотели замечать, а может просто по своей тупости и не могли увидеть главный факт, что рыночная экономика означает рост бюрократии..А рост бюрократии в свою очередь приведет к увеличению расходов бюджета на содержание бюрократии, увеличение налогового бремени прежде всего на население, потому что, как показала дальнейшая экономическая рыночная жизнь, бизнес весьма успешно сбрасывает с себя налоги (а проще – уходит от налогов), о чем не знало, ратуя за реформы большинство населения. Чего греха таить, так хотелось колбасы и ярких тряпок?! Вот и втянули демократические фокусники-лукавцы республики СССР в рыночные преобразования!
Замечу при этом, что рост бюрократии чуть ли не в 10 раз был уже отмечен в 1996 году! Об этом пошумели, повозмущались. И поставили точку. Не было экономического анализа: а почему так произошло? Ни в экономически изданиях, ни в государственных аналитических центрах, ни в СМИ. Все про себя решили, что это чисто русский феномен. Но все оказалось гораздо сложнее.
Объективный рост бюрократии я покажу на конкретных примерах, невидимых для граждан, примерах. Эти примеры, первую очередь, видны юристам, экономистам, бухгалтерам предприятий, но, увы, выводы в нижеизложенном ключе, никто пока не делает. Может, и были публикации на эту тему в специальной экономически-теоретической литературе, но экономическая элита, даже социалистического направления, полагает, что не царское это дело… переводить на популистский язык их умные и правильные теории. Я ж попытаюсь. Народ должен знать своих героев, то бишь главных действующих лиц около бюджета.
Пример первый и основная причина объективного роста бюрократии.
Увеличение численного состава управленческих структур, занимающихся сбором налогов.
При этом сразу же замечу - налоговые органы самые необходимые чиновники в нашей российской действительности.
Раньше вопросами правильности уплаты налогов занимались отделы райфо в каждом районе, и где сотрудников было 4-5 человек на каждый район(!) города Ярославля и любого района Ярославской области. Эти структуры до сих пор сохранились, называются иначе, но наряду с ними в 90-х годах прошлого века появились и налоговые инспекции. С расширением процесса капитализации страны налоговые инспекции превратились в огромные структуры. Но мы видим - они не сидят без дела, как бы мы в сердцах от долгого сидения в очередях и не раздражались ироничными возгласами в их адрес. Налоговики самая непродажная, честная часть нашей бюрократии. Они, можно так сказать – основа государства, без их работы государство бы не стояло… Понятно, что основа деятельности любой структуры, и государства в т.ч. – деньги, налоги! А объективный численный рост налоговых органов, их огромная работа напрямую связана с капитализацией страны.
При капитализации-приватизации очень значительно выросло количество юридических лиц!!!
В 2006 году в Ярославской области на налоговом учете состояло 39 тысяч юридических лиц. За пять лет построили один отвёрточный заводик и фабрику лекарств, и несколько торговых центров! В последнем выпуске Росстата по Ярославской области, что имеется в Ярославской областной библиотеке им. Некрасова, на 1 января 2013 года году на налоговом учете числится – 45,6 тысяч юридических лиц и 35,9 тысяч предпринимателей.
Так что со времен советской власти в тысячу раз выросло количество налогообязанных юридических лиц, поэтому сборов налогов с них занимается огромное количество налоговых сотрудников. А вы что хотели – мелкий бизнес, мелкий бизнес. А забот-то сколько?! С теми же налогами.
До крупных акул бизнеса (иль слонов) не дотянешься, в оффшоры прибыли прячут, руки коротки – а за средним, тем более, мелким бизнесом побегаешь, пока копейку для государства добудешь... Грустно - экономическая жизнь страны замирает, а юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица становится все больше, затраты бюджета на сборы с них налогов увеличиваются. Яркий ярославский пример – на территории Лакокраски в Дзержинском районе г. Ярославля в советское время был один плательщик налогов, а сейчас на той же территории находится 55 юридических лиц!
Усложнение налогового обложения - тоже тенденция современной России. Это видно даже по количеству зданий - если ранее работники райфо сидели в каждом райисполкоме и занимали по паре кабинетов, то ныне только в городе Ярославле 4 здания занимают налоговые инспекции. Посмотрим на основные функции налоговых органов:
1.регистрация субъектов экономической деятельности юридических лиц и предпринимателей,
2.регистрация всех изменений с этими субъектами деятельности изменение участников, размера их долей, смена директоров и т.п.,
3.собственно вопросы взимания налогов, проверка правильности уплаты налогов,
4.судебные споры с субъектами хозяйственной деятельности.
В советское время и плательщиков налогов было меньше, и ни один директор, ни один главбух не были заинтересованы в неуплате налогов. Над ними не стоял собственник, который бы «стимулировал» уход от налогов. Налоги уплачивались самому государству, который формировал бюджет. Из того же бюджета промышленность получала средства на расширение производства, на строительство новых промышленных объектов. Но иная ситуация сейчас, в капиталистической действительности. Идет тихая (подковёрная, невидимая для народа) борьба между бизнесом и налоговыми органами. Она редко- редко заканчивается в пользу государства. В целом течение этой борьбы уже известно.
В 1987 году до начала кооперативного движения в СССР, очень интересно видеть, как обстояло дело с уплатой налогов в 1987 году в США, этом становом хребте рыночной экономики. И сравнить с бюджетом в СССР, до того момента, как Горбачев вдруг рванул социалистический общественный строй и потащил страну в рыночную экономику.
Бюджет США 1987 годОХОДЫ ВСЕГО54,1 млрд долларов из них: Налоги с индивидуальных доходов 392,6 !!! Налоги с прибыли корпораций 83,9 (ха-ха-ха) Налоги и взносы в фонды соцстрахования 303,3 Акцизы 82,5 На наследство, дарение, таможенные пошлины 41,8... Из этого видно, что в уже к 1987 году в США война между налоговыми органами и бизнесом закончилась в пользу бизнеса. Считаем по таблице - простой американец в 1987 году уже вложил в бюджет 392,6 млрд.+ и часть от 303,3млрд. + часть от 41,8 млрд. долларов. Понятно, что 70% доходной части бюджета США – это налоги, сборы, взносы с доходов отдельных граждан. Уж на что мощные корпорации в США, а оказывается, рядовые американцы в 1987 году давали налоговых поступлений в бюджет больше, гораздо больше этих самых корпораций. И, несмотря на столь большой бюджет, Америка уже к 1987 году имела внутренний долг в 2,3 трлн. долларов. Этот внутренний долг равнялся трем годовым государственным бюджетам. Эх, успокоились граждане во времена социализма, разучились думать, анализировать, а уж тем паче читать статистику западных стран. Все на витрины западных магазинов кивали, забыли главную истину – радость жизни не от магазинных полок, а от полок домашнего холодильника.
И сравниваем, смотрим на бюджет в СССР в том же году . 1987 год ДОХОДЫ ВСЕГО 458,6 млрд руб. Из них Налоги с оборота 96,9 Платежи гос. Предприятий из прибыли 125,9 Налоги с населения 32,2 !!! Средства гос.соц.страхования 27,0
Из общей суммы доходов бюджета от государственных и кооперативных предприятий и организаций поступило в доходную часть бюджета 423,4 млрд. руб., т.е. 92,3%, а на население осталось 7, 7 %, потому что взносы на страхование за работающее население платили предприятия. И получается, что расходы на сбор налоговых поступлений увеличиваются в настоящее время, а внутри доходной части бюджета наблюдается тенденция на перераспределение налогового бремени на рядового гражданина. И это общемировая тенденция. И когда началась перестройка, никто не догадался глянуть на эту самую общемировую тенденцию, все захотели много колбасы и красивых тряпок.
А когда идет тихая подковёрная борьба за налоги между бизнесом и государством, понятно, что работы у налоговых органов предостаточно.
Пример второй. Рост регистрирующих органов.
Вспомним старое БТИ советских времен. Маленькое двухэтажное здание (не более 10 кабинетов) рядом с нынешней мечетью и Ярсоцбанком по улице Победы города Ярославля. Все дела по домовладениям Ярославля хранились там. А еще в каждом районе Ярославской области были свои землемеры и сельсоветы, в которых хранись документы на земельные участки и домовладения. Так как земля не продавалась, то сделки с домовладениями, купля продажа совершались просто - договор через нотариат, прописался новый собственник к купленном доме, и квитанция на земельный налог и обязательное страхование начинали приходить к новому собственнику. Квартиры не перепродавали, прописывались, выписывались (какие там сделки!), все обмены совершали через обменное бюро с маленьким штатом одноэтажном домике, во дворах по улице Собинова. В условиях капиталистической действительности все продается, все покупается - кругом базар, кругом торг. Поэтому каждый возможный объект купли- продажи в России должен теперь иметь бирку с указанием собственника. Так во всех странах делается. Поэтому капитализация России потребовала, в первую очередь, переписи всего имущественного комплекса в промышленности, всей недвижимости у населения. Процесс навешивания бирок зовется сейчас так - регистрация права собственности… Процедура купли-продажи требует, чтобы покупающая сторона была спокойна, что покупает у настоящего собственника. И именно с этой целью введена регистрация всей недвижимости, прав на недвижимость, и всех совершаемых с недвижимостью сделок.
Но прежде чем недвижимость зарегистрируют за каким-то собственником, ее подробно измерят, зарисуют, проведут межевые работы с земельными участками, поставят на кадастровый учет. Вся эта огромная перепись и поддержание в исправности кадастров, реестров потребовала огромной армии бюрократии. И что мы имеем теперь вместо маленького здания на улице Победы в 10 комнат, где располагалось советское БТИ, и квартирного обменного бюро с улицы Собинова в восемь комнат:
1. здание на улице Пушкина 14А,
2. здание на улице Толбухина 64А,
3. первый этаж здания на Б.Октябрьской, где располагаются Фрунзенский и Красноперекопский отделы регистрационной службы,
4. часть здания на пересечении улиц Володарского Некрасова,
5. помещения в здании бывшего общежития рядом с Шинным заводом, где располагается Ленинский отдел регистрационной службы,
6. новое здание на Б.Федоровской в Красноперекопском районе,
7. часть первого этажа здания на ул. Свободы.
Появилась отдельная структура - Агентство по аренде земли города Ярославля. При этом земельные комитеты в каждом районе Ярославской области значительно выросли в своем составе, их именуют уже управлениями. Появились десятки частных организаций по межеванию – их около сорока, список вывешен в Управлении земельных ресурсов города Ярославля на улице Нахимсона. И эти организации ничего не производят: они лишь меряют, описывают, готовят бумажки. Другими словами для навешивания бирок потребовалась огромная армия бюрократия и прочей, не занимающейся производством, а предоставляющей сопутствующие услуги, предпринимательской публики.
Такой же рост управленческого, регистрирующего, работающего с объектами недвижимости аппарата наблюдается во всех районах Ярославской области, и по всей России
Пример третий. Увеличение судебных работников.
Мы будем сравнивать последние года советской власти. До перестройки.
Арбитраж (система хозяйственных судов, разбирающих споры между субъектами промышленного и иного производства, сферы торговли) был создан (чтоб разгрузить арбитражи при Совете Министров каждой республики) по Конституции 1977 года. Итак, начиная с 1977 года, в Ярославской области начал действовать государственный арбитраж.
Все время советской власти (до Горбачевской перестройки, т.е. до 1985 года) он существовал в следующем составе: три арбитра, главный арбитр, четыре канцелярских работника, уборщица и водитель. Занимал арбитраж всего (!) 4 кабинета в здании управления местной промышленности по улице Свердлова, что стоит напротив Ярославской областной библиотеки им. Некрасова.
Процедура рассмотрения споров занимала не более месяца. Апелляционной инстанции не было, роль кассационной инстанции исполнял главный арбитр. А надзорная инстанция - сразу в Высший арбитраж, в Москву. Даже сложные, так называемы споры по перевозкам (железнодорожные, централизованные перевозки автотранспортом УТЭП, - кто еще из транспортников помнит) с обязательной стадией досудебного предъявления претензий перевозчику, не длились месяцами. Как правило, в течение трех месяцев спорная сумма уже была на банковском счету «обиженной стороны» Нынешние юристы скажут фантастика, досужие домыслы. Я сохранила справку-отчет о работе за 1983 год в Ярославском Управлении Главнаснаба СССР, которую каждый юрист составлял по итогам года. Так вот, в 1983 году я заявила 130 исков, и все иски том же году были рассмотрены. А ведь у меня еще была и претензионная работа! Такой объем исков можно было обработать, только при быстрой и эффективной работе судебной системы в целом. Я хочу, чтоб в истории остались имена тех арбитров советской эпохи, что при промышленном объеме Ярославской области, в 2 раза превышающем нынешний, демократический объем, вершили быстрое и справедливое, настоящее правосудии в хозяйственном обороте – это Татьяна Ивановна Петухова, Татьяна Ивановна Дёгина, Татьяна Васильевна Сафронова, Валентина Александровна Боровик.
У последнего арбитра я проходила практику на пятом курсе ЯРГУ, присутствовала на заседаниях и рылась в делах арбитража по железнодорожным перевозкам. Знакомство с практикой в арбитраже позволило мне, всего лишь через год после вуза, разработать для товарных отделов нашего Ярославского Управления Госснаба сводную таблицу – «Розыск грузов, предъявление претензий и исков по перевозкам грузов». Для чего пришлось покорпеть над четырьмя Уставами – железнодорожным, автомобильным, воздушным и почтовым, а еще над нормативными актами по импортно-экспортным перевозкам и по УТЭП-перевозкам. Эта таблица 1983 года с подписями начальников отдела до сих пор хранится в моем личном архиве, и в уточненном виде эта таблица еще лет 20 применялась на бывшей моей работе в Госснабе.
Арбитраж был государственным, он вполне оправдывал свое название, потому что правосудие вершилось быстро, эффективно и справедливо.
Спустя 30 лет я могу рассказать об одном случае. Было это на первом году работы в Госснабе, когда я, начинающий юрист, наверное, еще плохо умела анализировать составленные акты по недостачам. Завод из Московской области отгрузил в адрес Госснаба надфили. Представляете, открывают пятитонный контейнер сотрудники первой базы Госснаба, а там не ящики, с упаковочными ярлыками, где бы было проставлено количество упаковок и ассортимент надфилей, а там продукция навалом. Пришлось управляющему Госснаба срочно искать дополнительных сотрудников и сутки трудились над тем, чтобы разложить по ассортименту, сосчитать весь навал из контейнера. Оказалось, что еще и недостача. А в 1983 году, недостача в 2 тысячи рублей, это были большие деньги, примерно годовая зарплата юриста. Был составлен акт, заявлена претензия, молчание в ответ. Заявили иск, на рассмотрение в арбитраж Московской области отправили меня.
Начинается заседание, юрист ответчика была знакома с арбитром, все называла, ее как-то излишне просто - допустим, «Марь Ван».
И на заседании представитель ответчика вынимает из кармана главный козырь: «Да гляньте, Марь Ван, в их акт, там написано, что всего 3 часа шел разбор и актирование надфилей, но это же пятитонник…» Стало понятно их молчание по претензии. В голове зашумело, и уже я начинаю рубить правду – матку, сказала сгоряча следующее: «Это просто описка – 23 часа шла разгрузка и подсчет надфилей, мы вынуждены были привлечь для срочной разгрузки даже солдат». Моя фраза про солдат была весьма понятной для арбитра: простой контейнера под разгрузкой выливался для предприятия в штрафные санкции. Арбитр, выслушав все объяснения сторон, объявила, что сумму в нашу пользу взыскивает. Та сторона опять за свое: «Марь Ван, как же так…, да у них акт…, да, может, и недостачи не было в такой большой сумме… ». На что арбитр сказала: «Им (т.е Госснабу) наверняка пришлось этих солдат-грузчиков и кормить, может где-то и обсчитались, а вы уж совсем (т.е. завод –изготовитель) обнаглели – пятитонник, и навалом…» Согласитесь, решение не совсем правовое, но справедливое. После справедливого решения, сторона ответчика уже не решится грузить в адреса других получателей надфили навалом.
Тот, советский арбитраж, помимо правовых вопросов невольно исполнял и государственно-управленческие функции: штрафовал за доведение бесспорного иска до арбитражного рассмотрения, за отсутствие ответа на претензию, отправлял руководителям «зарвавшихся» сторон процесса, предписания о недопущении нарушений впредь. ... (Окончание будет)