egor_23

23 мая

(Интересный день 20 мая) 23 мая 1883 года родился Эйген (Евгений) Левине — немецкий коммунист, лидер Баварской Советской республики.
23 мая 1903 года 

23 мая 1903 года в Женеве вышла из печати брошюра В.И. Ленина «К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы».
23 мая 1919 года . Советские войска Туркестана освободили Мерв (Мары).
23 мая 1920 года . опубликованы тезисы Центрального Комитета РКП(б) «Польский фронт и наши задачи», явившиеся боевой программой мобилизации сил и средств Советской страны на борьбу с буржуазно-помещичьей Польшей.
23 мая 1920 г. основана Коммунистическая партия Индонезии.
23 мая 1921 года  родилась Анна Афанасьевна Морозова – советская партизанка, разведчица, руководительница подпольной советско-польско-чехословацкой организации, Герой Советского Союза (посмертно).
23 мая 1921 года родился Григорий Наумович Чухрай - выдающийся кинорежиссер («Сорок первый», «Баллада о солдате»), народный артист СССР. Участник Великой Отечественной войны. Член КПСС (ВКП(б)) с 1944 года.
23 мая 1924 года  в Москве открылся XIII съезд РКП(б) (23—31 мая). Это был первый съезд партии после смерти В.И. Ленина. Он прошел под знаком сплочения и роста партийных рядов, куда вливались тысячи рабочих от станка по Ленинскому призыву.

1924 год прошел под знаменем ленинского призыва в партию. Единение трудящихся с партией, их желание продолжить дело Ленина выразилось в стремлении рабочих вступить в РКП(б). И.В. Сталин 24 мая, выступая на XIII съезде РКП(б) c организационным отчетом ЦК говорил:

"К XII съезду насчитывалось у нас членов и кандидатов партии 485 тысяч с лишком. Нынче насчитывается 472 тысячи без ленинского призыва. С ленинским призывом, если взять данные на 1 мая (до этого числа, было принято 128 тысяч), у нас состав определяется в 600 тысяч человек. Если принять, что недели через две ленинский призыв составит не менее 200 тысяч, численность партии можно определить в 670—680 тысяч человек."

Динамика ленинского призыва была такой силы, что затрудняла текущий учет членов партии. Поэтому Сталин использует оценочные показатели численности партии.
По уточненным данным в результате ленинского призыва численность членов партии и кандидатов составила 735 881 человек.

23 мая 1926 года  основана Коммунистическая партия Эквадора.
23 мая 1928 года  Умберто Нобиле предпринял попытку отправиться на Северный полюс на жестком итальянском дирижабле «Италия». Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунда на Шпицбергене 23 мая 1928 года, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели в лагере на льду. Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Руал Амундсен, присоединившийся к международной спасательной экспедиции, погиб. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».

23 мая 1930 года Орден Ленина №1 Первое награждение орденом Ленина было произведено по Постановлению Президиума ЦИК от 23 мая 1930 года. Согласно Постановлению орденом Ленина №1 награждена газета «Комсомольская правда» за активное содействие в усилении темпов социалистического строительства, за организацию социалистического соревнования молодежных коллективов в годы первой пятилетки и, одновременно, к пятилетию выхода первого номера газеты.
В числе первых награжденных орденом Ленина были крупные военачальники Блюхер, Буденный, Ворошилов, Тухачевский, а также герои первых пятилеток шахтер Алексей Стаханов, машинист локомотива Петр Кривонос, труженики сельского хозяйства Мария Демченко, Мамлакат Нахангова, Марк Озерный и др.
До начала Великой Отечественной войны орденом Ленина было награждено более 6 500 человек, ещё 41 тысяча орденов была вручена во время войны. К 1977 году количество награждённых перевалило за 400 тысяч.
 


23 мая 1963 года Фиделю Кастро присвоено звание Героя Советского Союза. 

23 мая 1934 года состоялся первый полет крылатой ракеты 06/1, спроектированной под руководством Сергея Королёва

Крылатая ракета 06/1

В 1932 году внутри возглавляемой Сергеем Королёвым Группы изучения реактивного движения была выделена специальная бригада по конструированию крылатых ракет, оснащенных жидкостными реактивными двигателями (ЖРД). Выбор крылатых ракет в качестве перспективного направления ракетостроения не случаен — еще такие патриархи-теоретики космонавтики, как Циолковский и Цандер, считали, что ракеты, предназначенные для полетов в космос, нужно оснащать крыльями. Это позволит им разгоняться в атмосфере по наклонной траектории, используя подъемную силу и не тратя, таким образом, лишнего горючего.
Кроме того, в ГИРД догадывались, что именно реактивные двигатели станут будущим самолетостроения. Винтовые летательные аппараты подошли к порогу своих возможностей: мировые рекорды скорости, поставленные в именитых гонках самолетов на приз французской машиностроительной фирмы Шнейдер-Крезо, не превышали 700 км/час. Установка на самолетах более мощных поршневых моторов не позволяла увеличить скорость, поскольку вместе с мощностью пропорционально увеличивался и вес летательного аппарата. Опыты с реактивными двигателями показывали, что здесь такого жесткого предела пока нет.
Бригада приступила к постройке ракетопланов — самолетов с ЖРД. Разработкой первого из них — «Ракетоплан-1 имени XIV годовщины Октября» (РП-1) непосредственно руководил Королёв. РП-1 был оснащен спирто-кислородным двигателем. Работы велись под высоким покровительством заместителя председателя Реввоенсовета СССР Михаила Тухачевского, живо интересовавшимся новейшими разработками, которые можно было бы применить в военных целях. Благодаря Тухачевскому, ГИРД получил в свое распоряжение полигон в Нахабино, где проводились испытания двигателя.

Испытания были проблемными: двигатель никак не хотел стабильно работать. После того, как конструкторам пришлось заменить бензин этиловым спиртом, чтобы снизить нагрев двигателя, было проведено еще три испытания двигателя, но горелка чихала, кашляла и едва могла проработать дольше половины минуты. В результате опробовать в настоящем полете ракетоплан так и не удалось. Неудачи с РП-1 отразились в настроения Королёва. В 1934 году он опубликовал книгу «Ракетный полет в стратосфере», где отзывается о перспективах космических ракет в весьма пессимистических выражениях: «Неуклюжий тяжелый взлет перегруженного аппарата, полет в течение коротких минут на практически ничтожной высоте и затем посадка туда, куда придется, так как мотор остановлен из-за израсходования всего горючего… Отсюда можно сделать два вывода. Первый — это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это — задача сегодняшнего дня. Второй — полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».

Испытания крылатой ракеты 06/1

При этом легендарный конструктор все-таки видел смысл в постройке ракет – по его мнению, их главным назначением могло стать военное: «Понятно, что ракета, благодаря своим исключительным качествам, т. е. скорости и большому потолку (а значит и большой дальности полета), является очень серьезным оружием. И именно это надо особенно учесть всем интересующимся данной областью, а не беспочвенные пока фантазии о лунных перелетах и рекордах скорости несуществующих ракетных самолетов». Здесь Королёв, по сути, на десятилетия вперед предсказал пути развития вооружений – баллистических и крылатых ракет, хотя, разумеется, в те годы никто и представить не мог разрушительную мощь ядерного оружия.
И все-таки образование в 1933 году Реактивного института, давшее конструкторам признание и возможности, которые ранее они не имели, вдохновило Королёва на продолжение работ. И пусть РП-1 так и не полетел, зато этот аппарат послужил прототипом первой крылатой ракеты 06/I, которая геометрически представляла собой его уменьшенную копию. Двигатель, который был установлен на экспериментальной ракете, был кислородным. Он обеспечивал невысокую тягу — максимум 50 кг. Но сама ракета весила и того меньше — 30 кг.

Ракета взлетала «по-самолетному» — с горизонтальных направляющих. По замыслу Королёва, ракета должны была подниматься по наклонной траектории — примерно под углом 60° к горизонту, а после того, как двигатель выключится, переходить на планирующий полет. Переключение режимов достигалось с помощью полумеханического управляющего устройства, которое по истечении заданного отрезка времени отклоняло рули высоты.
23 мая 1934 года первая крылатая ракета 06/1 поднялась в воздух и совершила удачный полет. Правда, особенной устойчивостью в воздухе она не отличалась — модель 06/1 сумела выполнять фигуры высшего пилотажа, но не по расчетной траектории. Вот почему в последующих моделях пришлось многое доработать. Успех экспериментов изменил отношение Королёва к вопросу о том, когда же человечество выйдет в космос — в докладе «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», который он прочитал 2 марта 1935 года на I Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов для исследования стратосферы, инженер приводит расчеты, который, как он надеялся, пригодятся уже совсем скоро: «Если обратиться к рассмотрению вопроса о количестве людей, которые должны непосредственно участвовать в таком экспериментальном полете, то хотя и было бы желательно иметь двух и даже трех человек, но так как каждый лишний килограмм нагрузки имеет, как мы увидим дальше, исключительное значение, следует для начала остановиться на одном человеке. Таким образом полезная нагрузка крылатой ракеты будет в первом приближении состоять из 80 кг — вес одного человека, 30 кг — вес его снаряжения, итого 110 кг».

В действительности до полета человека в космос оставалось более четверти века... Да и ракеты, которые доставят в космос первый спутник Земли и первого в истории космонавта, отнюдь не будут крылатыми. И все же эксперименты, который группа Королёва вела в середине 1930-х годов, не прошли даром: достаточно сказать, что они применялись в разработке реактивных ускорителей, позволявших увеличить скорость знаменитых «пешек» — самых массовых пикирующих бомбардировщиков времен войны «Пе-2» — почти на сотню километров в час. 

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.