МИФЫ СССР 4
(3,2,1) «Красивый человек - это человек-коллективист...»? Получалась интересная картинка - стиляжные навороты или, там, Мисс Америка считались не безобразными, а именно обладающими чуждой красотой. Обратите внимание - тунеядок и поклонниц западной моды всегда и неизменно рисовали этакими красотками
К этому можно относиться, как угодно - как душа велит, но факт остаётся фактом - в Советском Союзе воспитывали человека с большой буквы «Ч». И классикой его потчевали, и тунеядствовать не давали, и развлекаловку подавали редко и с большими предосторожностями. Что касается многих общечеловеческих норм и понятий, то они оказывались основательно сдобрены идеологическими приправами, что не всегда их (понятия) портило, но лишь добавляло незабываемый вкус. Вот передо мной лежит уникальная книга - «Эстетика поведения» 1960-х годов выпуска. Это - сборник советов от известных деятелей и я б сказала - от икон стиля советской эпохи, а точнее - от скульптора Коненкова, балерины Лепешинской, крупнейшего модельера ОДМО Ефремовой и так далее. Речь идёт о красоте, о советской красоте, о правильном советском житье-бытье. И об эталонном советском хомо-сапиенсе. Интересно понимание женской, да и вообще - человеческой внешности, красоты. «Красивый человек - это человек-коллективист, для которого каждый член общества - друг, брат и товарищ, для которого интересы коллектива, интересы советской Родины ближе, чем его личные интересы», - пишет, собственно, скульптор Коненков.
Далее в текстах звучит тема труда - «Красивый человек - это человек созидающий» и тема скромности, добропорядочного поведения - «привлекательный человек ведёт себя скромно. Привлекательность всегда сочетается со скромностью» (кстати, автор этих слов - врач Д.Ласс, выпускавший в свое время книги об уходе за кожей лица и о кожных заболеваниях). Прима Лепешинская уверяет, что «...ни полнота, ни грузность, ни природная неуклюжесть не имеют решающего значения». Художник-модельер Ефремова тактично, но неуклонно обрушивается на западный от-кутюр, призывая к умеренной строгости и элегантности в одежде. Далее в книге можно найти противопоставление нашей и западной эстетики тела. У нас - гармония физической культуры, у них - пугающе пустая оболочка. К примеру, совершенно справедливо указывается на то, что культурист со всеми его супер-мышцами не сможет выжить в экстремальных условиях. Мол, спорт ради формы, а не ради, собственно, жизни.
Советский Агитпроп издревле ненавидел форму ради форму. Был даже затасканный термин «формализм», он же - «буржуазный формализм». Поэтому советские искусствоведы недолюбливали рококо, ар-нуво и ар-деко, зато уважали Малых Голландцев, Шардена, Веласкеса и Передвижников за их правду жизни, не переходящую, однако, в грубый натурализм. Кстати, помнится, искусство Третьего Рейха в одной советской статье было названо именно так - «торжеством грубого натурализма». Так вот...вернёмся к нашим красоткам. Советское понимание внешней привлекательности тоже должно было иметь внутреннее содержание. Красивый человек не может быть ленивым, глупым, жадным, трусливым, плохим товарищем и так далее. Раз тунеядец, всё - некрасив. В этом имеются отсылки к античному пониманию красоты и гармонии. Красота - это целый комплекс данных, в которых квадрицепсы - дело не первой важности, а если и первой, то вторым пунктом должно стоять служенье музам и профсоюзам. С другой стороны стиляг и прочих моральных вырожденцев в печати часто называли «красавчиками», мелькало понятие «чуждая нам красота». В СССР даже манекенщицы (носительницы не самого правильного мировоззрения) имели умные глаза и лишённые похоти лица.
То есть получалась интересная картинка - стиляжные навороты или, там, Мисс Америка считались не безобразными, а именно обладающими чуждой красотой. Обратите внимание - тунеядок и поклонниц западной моды всегда и неизменно рисовали этакими красотками (которые не красивы!). Мол, нам не нужна такая привлекательность. Обрушивались и на западные конкурсы красоты, как на некие выставки тела, сравнивали их с выставками собачьих пород. Ещё пара оборотов из указанного издания - «призванные будить грубую чувственность» (опять прилагательное «грубый»!) и «насыщенные нездоровой эротикой» (значит, имеется и здоровая!) У красивого человека могут быть грубые руки (он же созидает), но не должно быть желания смотреть на источники грубой чувственности. Секс был, но сексуальность была некомильфотна. На обложки журналов попадали девушки с простыми и чаще всего не накрашенными лицами. Их красота была не в изгибах тела, а в извилинах мозга или в тайниках души. Именно поэтому актрисы-красотки, вроде Кустинской или всё той же Светличной имели весьма ограниченный круг ролей.
Интересная ситуация - красавицы, вроде Тереховой или Алфёровой, были востребованы. Актрисы с лицами «родом и народа» - тоже. А вот милашки из обоймы Брижит Бардо были аутсайдерами. Им было некого играть, кроме плохих девочек или западных секретарш. Итак, существовал официальный эталон внешности - созидающий человек. Главное - кто ты, а не какой ты. Западные типажи, как считалось, воздействуют на инстинкты, на нижние чакры, поэтому когда в СССР стали проводиться конкурсы красоты, то никто не понимал, из каких критериев следует исходить. Маша Калинина - не просто 90-60-90, она ещё и комсомолка, отличница, девочка из интеллигентной и полной семьи, теннисистка, знает испанский язык, etc...etc... Выбрать ночную бабочку, содержанку, секретаршу или даже стюардессу - немыслимо. Потому что в красивом человеке всё должно быть комильфо. Вместе с тем это был шок - вторжение западного типа внешности на страницы официальной прессы, где испокон веков царили розовощёкие доярки и многодетные матери, студентки-отличницы и высоколобые зав.кафедры с умными глазами и строгими юбками.
А ещё советской женщине позволялось быть толстой после 30 лет и не выглядеть в 60 на 35. Западная красота казалась воплощением лоска - мы видели фотомоделей из привозных каталогов, певиц из диско-групп и шикарную тётку Маргарет Тэтчер. Опять же, в наших фильмах про тамошнее житьё-вытьё актрисы с Рижской киностудии старательно демонстрировали современный мейк-ап и от-кутюрный шик, даже если речь шла о безработных и обездоленных. Так, в кинокартине «Мираж» безработная героиня носит белый костюм со штанами-бананами, о котором в начале 1980-х мечтали все модницы. Остальные лузеры и аутсайдеры упакованы в джинсу и стиль сафари. Ага! - думали мы. На Западе все тётки - красавицы и даже нищенки накрашены, как Сандра Лауэр из группы 'Arabesque'. А тётки там, как выяснилось, самые обычные, по сравнению с которыми любая Бурлакова Фрося - образец диоровского Нью-Лука. Но полузапретные плоды оставили свои семена - до сих пор люди полагают, что точёная стройность и вечная молодость - это признаки буржуазной цивилизейшн. А что получается? Именно самые оголтелые анти-совки постоянно поддерживают совковый же миф о западном стиле жизни...?! Источник
«Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз» Слова этой песни вспоминаются с какой - то ноющей ностальгией по тому времени, ушедшему от нас в историю, и очень похоже, что безвозвратно. Вероятно, ещё и потому, что для нас, родившихся в середине 50-х, или как сейчас можно с уверенностью сказать, в середине прошлого века, это были вовсе не пустые слова. Для нас был открыт весь огромный Союз нерушимый, в любой точке которого мы чувствовали себя как дома. Что бы понять, что такое был Советский Союз стоит вернуться к истокам, к моменту создания нашего государства.
Отцы – основатели марксизма – ленинизма К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин сделали невозможное. Они соединили знание законов диалектики с материалистическим пониманием истории. Развитие истории определяет не Господь Бог, не великая идея, ни воля сильных личностей, роль которых в историческом процессе нельзя сбрасывать со счетов, а определяет борьба людей вокруг производства и распределения материальных ценностей. Что бы жить, необходимо иметь еду, одежду, крышу над головой. От того, какие производительные силы общества и кому принадлежат средства производства, зависит всё устройство общества. С появлением частной собственности общество разделилось на противоположные классы: капиталистов и наёмных рабочих, или феодалов и кабальных крестьян, или рабовладельцев и рабов. Только ликвидация частной собственности на средства производства, замена её общественной позволила строить социализм – общество, где человек человеку – друг, товарищ и брат. В основе этой замены, частной собственности на средства производства на общественную, лежит классовая борьба, которая по сути своей и является главной движущей силой развития общества. Поэтому смена одного общественного строя другим происходит путём революций. Смена капитализма социализмом была возможна только путём социалистической пролетарской революции. И эта революция, организованная партией коммунистов - большевиков, которую возглавлял величайший мыслитель современной цивилизации В.И.Ленин, и произошла в России в ноябре 1917г. такова азбука понимания Истории.
В.И.Ленин прекрасно понимал, что победа революции в отсталой, нищей, безграмотной царской России, где 95% населения занималось ручным сельскохозяйственным трудом это ещё не победа. Необходимо было создать мощное государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством. И работа в этом направлении началась буквально с первых дней после победы Октября. На огромной территории царской России проживало более ста больших и малых народов. Русские, украинцы, белорусы, грузины, литовцы, эстонцы, латыши и множество других, находившихся на разных стадиях развития промышленного капитализма. Народы Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, Сибири значительно отставали от них. А народы Крайнего Севера жили в условиях родового строя. Все они были подвластны самодержавному царю, подвергались жестокой эксплуатации со стороны помещиков и капиталистов. Особенно тяжело приходилось нерусским народам. Их называли инородцами, считали людьми «второго сорта», царские власти всячески ущемляли их национальное достоинство: родной язык был под запретом, лучшие представители национальной культуры подвергались гонениям, исторические памятники и народные реликвии расхищались или разрушались.
Путь к освобождению народов от гнета царизма и капитала указала Коммунистическая партия, возглавляемая В.И.Лениным. это Ленин учил нас, что все люди и народы независимо от цвета кожи, расовой и национальной принадлежности должны быть равны между собой, а отношения между ними должны строиться на основе доброжелательства и, дружбы и сотрудничества. В своих программах Компартия всегда уделяла большое внимание национальному вопросу. Партия ставила цель идти к сплочению наций через их полное освобождение от социального и национального ига, через создание наиболее благоприятных условий для их всестороннего развития. С этой целью одним из первых и был создан Народный комиссариат по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин. через неделю после победы Октябрьской революции Советское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России», в которой провозглашалось полное освобождение всех народов России от колониального гнета и говорилось, что Советская Россия, освободив рабочих и крестьян от власти и произвола помещиков и капиталистов, приступает немедленно, «решительно и бесповоротно» к освобождению угнетённых народов. Во взаимоотношениях между народами устанавливалось полное равенство, отменялись все национальные и национально – религиозные привилегии и ограничения, каждому народу предоставлялось полное право на свободное развитие. В другом документе – обращении Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» принятом вскоре после «Декларации», Советское правительство, обращаясь к ранее угнетённым народам Поволжья, Крыма, Сибири, Средней Азии, Кавказа заявило: «Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и её органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.»
Октябрьская революция заложило прочную основу для братского сотрудничества между народами нашей страны. Но для того, чтобы создать тесный союз народов, предстояло преодолеть немало препятствий, в виде пережитков царского режима, и они были успешно преодолены. В ходе установления Советской Власти повсеместно нарастала тяга народа к единству, к братскому союзу национальностей. Рабочие и крестьяне национальных районов требовали объединения всех народов России, что было необходимо для хозяйственного строительства в стране, защите завоеваний революции от её врагов.
Все эти сложные вопросы были вынесены на 3-й Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918г. Делегаты съезда рассмотрели и приняли написанную Лениным «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа». «Декларация провозгласила: «Советская Российская Республика, учреждённая на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Это означало только одно: создаётся государство, в которое на равных правах могли входить большие и малые национальные республики, образующиеся на развалинах Российской империи. Республикам обеспечивалась полная свобода решать свои внутренние дела. Таким образом, была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. За последующие 4 года, подобным образом, был сформирован целый ряд Советских республик. А именно: Азербайджан, Грузия и Армения создали Закавказскую Федерацию, была создана Украинская Советская Республика со столицей в г.Харькове и др. в конце 1922г. в национальных республиках возникло широкое движение за создание более тесного союза. Форму нового государственного объединения республик разработал В.И.Ленин. Существующее государственное устройство, при котором связь между РСФСР с одной стороны, Украиной, Белоруссией, Закавказской Федерацией с другой, осуществлялась с помощью договора о союзе. Ленин предложил заменить таким объединением, в котором все республики вошли бы на равных правах. 30 декабря 1922г, через 5 лет после Великой Октябрьской Революции, в Большом театре в Москве, открылся первый Съезд Советов СССР. По предложению делегата от Украины М.В.Фрунзе, 1-й съезд Советов ССССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
Рождение ССССР явилось как бы венцом огромной работы В.И.Ленина, созданной им Коммунистической Партии над решением задачи национально – государственного строительства в нашей многонациональной стране. В.И.Ленин стал первым главой правительства СССР.
Можно бесконечно долго перечислять достижения Советского Союза. Но в это нет никакой необходимости. И так все знают, что за каких - то 20 лет после революции был пройден путь от страны, где люди с топором кидались на лампочку, до мощной индустриальной державы, которая имела громадные перспективы дальнейшего развития. И самое главное – это было НАРОДНОЕ государство, где люди с рождения наделялись равными правами и абсолютно равными возможностями. Это было реальное воплощение тысячелетней мечты человечества о «Городе Солнца». И нет вины народа в том, что это государство погибло. Просто следующие за И.В.Сталиным руководители, начиная с недалёкого, полуграмотного Хрущёва, «похоронили» теоретические проработки проблем общественного развития, которым Сталин придавал огромное значение, и заменили марксизм – ленинизм тягомотными выступлениями Генеральных секретарей, попутно объясняя, что это, дескать, и есть новый вклад в теорию марксизма – ленинизма. Ну, а три пьяных ублюдка в Беловежской пуще при попустительстве четвёртого, трусливо спрятавшегося за стенами Кремля, довершили начатое.
А мы, 30 декабря каждого года, давайте вспомним о том, что довелось нам жить в Великой Державе СССР, гордость за которую переполняла сердца, и знали мы, что жизнь наша с годами качественно улучшается, и не было у нас головной боли за нашу старость и за будущее наших детей. Вспомним об этом и расскажем правду детям и внукам своим, ибо неоткуда им её узнать, как не от нас, ещё живых и в здравой памяти. И не надо бояться плюнуть в рожу, тому, кто имеет наглость называть нас «совок».
Слава СОЮЗУ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. УРА!!!
19.12.2013