egor_23

Category:

МИФЫ СССР 9

(МИФЫ СССР 8) Период, прошедший с момента образования СССР до так называемой горбачевской перестройки, национальный доход СССР увеличился более чем в 100 раз, продукция промышленности – в 320 раз, в том числе предметов народного потребления – в 101 раз.

 Если в год образования Союза Советских Социалистических Республик, на его долю приходилось примерно 1% мировой промышленной продукции, то спустя 60 лет – 20% всего мирового промышленного производства. Советский Союз уже к 1975 (!) году вышел на 1-е место в мире по производству более чем 50 видов промышленной продукции, в том числе: по добыче угля (701 млн. т), железной руды (295 млн. т), нефти (491 млн. т), по производству стали (141 млн. т), цемента (122 млн. т), минеральных удобрений (90 млн. т). Мы первыми запустили в космос искусственный спутник Земли. Первым землянином, побывавшим в космосе, стал советский человек, коммунист Юрий Алексеевич Гагарин. Многое, что делалось в СССР, имело марку лучшее в мире: от балета до образования, от социальной сферы до научных школ.
Одним из выдающихся достижений советского народа была созданная в СССР система здравоохранения. В 1913 году на 10 тысяч человек населения приходилось 13 больничных коек и менее двух врачей (в 10 раз меньше, чем тогда в США). А уже через 50 лет Советской власти – 99 больничных коек и 25 врачей. По обеспечению населения врачами СССР вышел на 1-е место в мире – почти 600 тысяч медицинских работников (четвертая часть врачей всего мира). В результате численность населения выросло с 159 миллионов человек в 1913 году до 277 миллионов человек к началу перестройки (1985). И это несмотря на гражданскую и две кровопролитнейших мировых войны.
Бесплатным было образование, практически бесплатным жилье. Расходы на квартирную плату и коммунальные услуги в СССР никогда не превышали 4 % от общего семейного бюджета В СССР труд был единственным источником материального благосостояния, священным правом и почетной обязанностью
Достижения социализма на примере СССР Небольшая подборка успехов Советского Союза в разных отраслях, для иллюстрации возможностей страны с социалистической плановой экономикой.
Космонавтика в СССР

• Первый искусственный спутник Земли. 1957
• Первый полет на Луну, спускаемый аппарат на Луну, фотография обратной стороны Луны. 1959
• Первый полет человека в космос. 1961
• Полет первого многоместного космического корабля. 1964
• Первая мягкая посадка на Луну. 1966
• Первый плавный спуск в атмосфере другой планеты (Венера-4). 1967
• Первый Луноход. 1970
• Первая мягкая посадка спускаемого аппарата на Марс (Марс-3). 1971
• Первая одномодульная орбитальная станция («Салют»). 1971
• Первая многомодульная орбитальная станция («Мир»). 1986
• Ракета «Протон», стартовая масса 705 т., полезная нагрузка – 23 т. Всего запусков (до 15.04.2013) – 385, успешных – 339. 1965
• Ракета «Энергия», стартовая масса 2400 т, полезная нагрузка 140 т. 1987
• Полет многоразового космического корабля «Буран» (без экипажа). 1988

Электроэнергетика в СССР

• Первая в мире атомная электростанция (г. Обнинск). 1954
• На крупных сибирских реках построены самые мощные в мире на момент ввода в эксплуатацию гидроэлектростанции (в скобках год ввода первого агрегата и полная мощность):
- Братская (1961, 4 МВт),
- Красноярская (1967, 6 МВт),
- Саяно-Шушенская (1978, 6,4 МВт).
В 1990 г. на ГЭС выработано 13,5% всей электроэнергии СССР. По мощности электростанций и производству электроэнергии СССР уступал только США.

Бытовая радиоэлектроника в СССР

• Серийно выпускались десятки видов товаров: электронных часов (н-р «Электроника»), радиоприемников (н-р «Горизонт», «Океан», «ВЭФ», «Альпинист»; всего более 150 видов), микрокалькуляторов (в том числе
инженерных и программируемых). Так в 1965 г. радиоприемник «Микро» произвел сенсацию в США (размеры 45х30х20 мм, вес 27 граммов).
• Всего бытовую радиоэлектронику в СССР выпускали более 400 предприятий.

Машиностроение в СССР

• Самый современный и мощный карьерный самосвал БелАЗ. Год начала производства – грузоподъемность в тоннах: 1961 – 27, 1968 – 80, 1977 – 120, 1983 – 220.
• В 80-х 50% крупных карьерных самосвалов в мире были советскими.
• 1961 Трактор МТЗ-80 – самый массовый трактор в мире.
Тракторы МТЗ-50, МТЗ-80, МТЗ-100 – семейство колесных тракторов «Беларусь», выпускавшихся Минским тракторным заводом (с 1950 г.) и Южным машиностроительным заводом.
• 1971 По соотношению цена/качество советские наручные часы были лучшими в мире.
• В 1991 году часы «Полет» получили золотой приз по качеству в Мадриде.
• За период 1980 – 1990 гг. экспорт советских часов составил 220 млн. штук.

Морской флот в СССР

• Дедвейт кораблей морского гражданского флота СССР в 1990 г. достиг 29,2 млн. т. Это второй показатель среди крупных развитых стран (в Японии – 42,4, в США – 23).
• В СССР был создан самый мощный в мире атомный ледокольный флот. Наиболее известны ледоколы (в скобках – год ввода в эксплуатацию и водоизмещение в тыс. тонн):
- Ленин (1959, 16).
- Арктика (1975, 23,5),
- Сибирь (1985, 21,1),
- Россия (1985, 23)
- Советский Союз (1990, 23)
• Ледокол Арктика – первое надводное судно, приплывшее на Северный полюс (1977).
• Самое крупное научно-исследовательское судно – «Космонавт Юрий Гагарин», длина 232 м, водоизмещение 45 тыс. тонн (у «Титаника» соответственно 269 м.и 52 тыс. тонн). 1971
• Экраноплан «КМ» – корабль-макет (западные спецслужбы назвали его «Каспийский монстр»). Считается морским судном. Длина 92 м, взлетный вес 544 тонны (не превзойден и в наше время), высота полета на экране 4 – 14 м, максимальная скорость 500 км в час. 1966
• Суда на подводных крыльях. Первое коммерческое судно построено в Швейцарии в 1952 г. В СССР с 1957 года выпускались суда «Ракета», «Метеор», «Комета» и др. Только «Ракет» было построено 389, в т. ч. 32 на экспорт.

Авиация в СССР

• Ту-104 – первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 по 1958 гг. был единственным в мире эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. 1955
• Самый крупный в мире на момент создания самолет АН-22 (Антей), грузоподъемность 100 т. После его демонстрации в Ле Бурже специалисты признали лидерство СССР в авиастроении. 1965
• Первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. 1968
• Ан-124 («Руслан») – крупнейший по грузоподъемности (120 т) серийный самолет. 1982
• Ан-225 («Мрия») – самый крупный в мире самолет за всю историю авиации. Максимальный взлетный вес 640 т, грузоподъемность 250 т. Перевозил «Буран». 1988
• Ми-8 – самый массовый вертолет в мире. Изготовлено около 17000 машин.(Для сравнения «Apache» – около 1200, «Black Hawk» – около 3000). 1961
• В-12 (Ми-12) самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, созданный человеком. Взлетный вес – 105 тонн. По весу превосходил в 4 раза самые тяжелые американские вертолеты. 1968
• Ми-26 – крупнейший в мире серийный транспортный вертолет, грузоподъемность – до 25 тонн. 1977

Строительство в СССР

• Самая глубокая в мире буровая скважина (12262 м) пробурена на Кольском полуострове. 1970 -1990
• Останкинская – самая высокая (на момент постройки) телевизионная башня (высота 540 м). 1968
• Самая развитая (после США) система нефте- и газопроводов в мире. На 1990 г. – длина 305 тыс. км.
• Самая развитая (после США) сеть железных дорог. Эксплуатационная длина на 1990 г. (общего и необщего пользования) – 258,6 тыс. км, в том числе общего пользования – 147,5 тыс. км.
• СССР занимал 2 место в мире (после Китая) по производству цемента.

Добыча и первичная переработка полезных ископаемых в СССР

• В очень короткий исторический период времени в СССР создана мощная ресурсодобывающая отрасль. К 1990 г. СССР лидировал в мире по добыче нефти, природного газа, алмазов, железной руды, занимал 3-е место по добыче угля.
• СССР лидировал в мире по выплавке чугуна и стали, по производству алюминия, платины, никеля.

Сельское и лесное хозяйство, рыболовство в СССР

• По валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве СССР в 1980-х лидировал в мире и занимал 1-е место.

Военная техника в СССР

• Самая крупная водородная бомба (изделие АН602) мощностью 57 – 58,6 мегатонн взорвана в атмосфере на полигоне в районе островов «Новая Земля». 1961
• Крупнейшая в мире атомная подводная лодка типа «Акула» (водоизмещение 48 тыс. т, длина – 172,8 м., ширина 23,3 м). С 1981 г. по 1989 г. было построено 6 лодок этого типа. 1981
• Баллистическая ракета РС-20А «Сатана» (Р36М). Занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая тяжелая и мощная в мире. 1973
• МиГ – 31 (1975 г.) и Су-27 (1977) – самые современные истребители 70-х. МиГ-25 при необходимости мог обогнать любой самолет в мире. Всего на самолете этого типа установлены 29 мировых рекордов. 1964 (1-й полет)
• Абсолютный мировой рекорд высоты для самолёта с реактивным двигателем (37650 м) установлен на самолёте бюро Микояна (МиГ-25). 1977
• На самолетах марки «Су» было установлено 70 итровых рекордов, из которых 30 не превзойдены. Например, абсолютный рекорд скорости набора высоты: на 3000 м за 25,4 сек. 1986
• Ту-160 – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире.

Источник

Начиная со второй половины XX столетия, мы живём в эпоху агрессивного бесстилья. Стили кончились. Мы – это всё человечество, а не только город Москва, как вы поняли. Разумеется, можно тешить себя красивыми буквосочетаниями, вроде «модернизм» и «постмодернизм», а также – «хайтек», но всё это будет лишь наивным оправданием всеобщей эстетической беспомощности – весь этот стекло-бетонный hi-tech являет собой бесконечные перепевы на тему Ле Корбюзье, Ивана Леонидова и Мис ван дер Роэ. В 1920-х сие выглядело авангардным и – прорывным. Сейчас – это просто коммерция, помноженная на желание застройщика сделать «повыше» и впихнуть «всего да побольше». Эпоха многоярусных и полифункциональных бизнес-центров с конторами, бутиками, гаражами, …с прозрачными лифтами и круглосуточной цветомузыкой. Кто-то, несомненно, скажет, что это и есть наша позитивная и победительная красотища – небоскрёб из голубого стекла, нависающий над городом, аки указующий перст. Конечно, многие из этих сооружений интересны и даже – вызывающи. Но это не стиль. Это – проект, дерзкая мыслеформа, демонстрация возможностей – в том числе, финансовых. Всё. Кроме того, архитектура – это всего лишь одна из граней, а ведь есть ещё живопись, скульптура, …промышленный и ландшафтный дизайн, упаковка и, наконец, мода.

Слева: Б.С. Сатель "Строители гостиницы Украина"; справа: Белокурый атлет - идеальный образ Большого Стиля
Интересно, что даже глянцевые журналы утверждают, что сейчас нет модных линий, а есть постоянно - как в калейдоскопе – сменяющиеся тренды. Одежда – это всегда логическое продолжение общей стилеобразующей картины (или же её отсутствия). Стиль рождается там, где наличествует единство духа и сознания, на базе которого появляется коллективное эстетическое звучание, точнее - созвучие. При тотальной людской разобщённости, которая и порождает калейдоскопичность трендов (у каждой группки – свой тренд!) ни о каком стилеобразующем компоненте речи быть не может. Возникает вопрос, какой же стиль - из ранее существовавших - мог бы считаться наилучшим отражением нашей коллективной души? Точного ответа не предвидится. Вспоминается один культурологический спор немецких профессоров, которые так и не смогли решить, что же есть германский гений – возвышенно-мистичная готика или же галантное барокко? С русским гением будет ровно то же самое, ибо одни назовут неорусский стиль времён Александра III, другие (совсем небезосновательно) вспомнят советский авангард братьев Весниных, Татлина и Родченко, который во всём мире считается исключительным русским явлением. Третьи скажут, что всё исконно русское закончилось ещё в XIII веке, а четвёртые – самые креативные – заявят, что египетские пирамиды и римский Форум построили прото-русичи, выписанные из Гипербореи для повышения культурного уровня в южных регионах. На мой же взгляд, самым красноречивым и выразительным русским стилем является сталинский Grand Maniere. В его торжествующих формах было зашифровано всё прошлое, настоящее и, как тогда казалось, будущее народа и всего человечества. Именно в советском Большом Стиле гармонично сочетаются аполлоническое и дионисийское начала – строгость и торжественность в сочетании со стихийным культом плодородия и непобедимой витальностью. Это – некая квинтэссенция, высшая точка эстетических предпочтений и переживаний. Что же было наиболее характерно для культуры того периода?

Большой стиль Сталина и Людовика XIV - культ вертикали

Владимир Паперный в своей программной книге «Культура-2» утверждает, что сталинская цивилизация, вопреки плакатным лозунгам, устремлялась вовсе не в сторону Светлого Будущего. Её идеал – застывшая Вечность, которая была, есть и будет, а Революция явилась тем пунктом, который придал этой Вечности особое направление. Невольно вспоминается культовый и - спорный роман Айзека Азимова «Конец Вечности»: «Как невыносимо трудно бывало ему после этого возвращаться мыслями к Вечности - к миру, в котором Реальность была чем-то мимолетным и изменчивым и где люди вроде него держали судьбы человечества в своих руках, придавая им по желанию лучшую форму!» Но для Азимова существование Вечности оказывалось, в конечном итоге, пагубой для человечества, посему её пришлось разрушить… В реальной жизни всё бывает куда скучнее и прозаичней.
…В небольшом рассказе Юрия Олеши «Стадион в Одессе» 1936 года есть всё, чтобы прочувствовать генеральную мысль Паперного. «Просто воздух, небо, море. Он открывается внезапно – его овал, лестницы, каменные вазы на цоколях, – и первая мысль, которая появляется у вас после того, как вы восприняли это зрелище, это мысль о том, что мечты стали действительностью. Этот стадион так похож на мечту – и вместе с тем так реален. Тридцать пять тысяч мест. Его выстроили трудящиеся Одессы на том месте, где были ямы, поросшие бурьяном и куриной слепотой. Этим видом можно любоваться часами. В сознании рождается чувство эпоса. Говоришь себе: это уже есть, существует, длится. Существует государство, страна социализма, наша родина, её стиль, её красота, её повседневность, её великолепные реальности». Описание обычного спортивного объекта превращается в головокружительный восторг перед бесконечностью времени и пространства. Олеша ухватил эту главную мысль – чувство эпоса, а, как известно, в эпосе, в мифе, в сказке нет явственного, календарно-отмеренного времени, но есть Время, как мощная энергия Мироздания.

Е.Лансере-младший. Плафон 1940-х в стиле XVIII века

В произведениях сталинской эпохи иной раз прослеживается странная концепция времени. Читаем у Гайдара: «А жизнь, товарищи... была совсем хорошая!» Это говоритсявовсе не о прошлом и даже не о настоящем. И, наверное, не о будущем. Это и есть та самая Вечность, которая наступила, и будет длиться бесконечно долго. На журнальных обложках и даже на конфетных обёртках 1930-х годов изображался Дворец Советов, который, как верилось, непременно будет сооружён. Не через год, так через тысячу лет. Какая разница, если мы бытуем в бесконечно-солнечной Вечности, а с её точки зрения миг или столетие – это просто песчинки в Космосе.
В послевоенном детском фильме «Слон и верёвочка» есть примечательный отрывок – бабушка поёт внучке песню о том, как она, будучи сама ребёнком, выходила гулять в сад. Нас тоже погружают в бабушкины воспоминания, и мы видим в старинном парке женщин в кринолинах и нарядную девочку, подбегающую, по-видимому, к гувернантке. Мы пока не будем отвлекаться на странную родословную положительной советской героини, мы обратимся именно к кринолинам, которые вышли из моды …к 1870-му году. Действие «Слона и верёвочки происходит» сразу же после войны. Теперь пытаемся сосчитать, сколько лет должно быть той бабушке. Вы вправе сказать, что это типичная и, увы, всегдашняя безграмотность кинодеятелей. Но это не так – все прекрасно понимали, что детство пожилой дамы пришлось на 1900-е годы, но эпоха, обращённая к Вечности, транслировала именно такие мыслеформы и образы – условно-обобщённая «старинная жизнь» растягивалась на столетия.

Проект шлюза на Яузе (Г. П. Гольц, 1938 г.)

Согласно концепции Паперного, человек 1930-х воспринимал себя в качестве наследника всех предыдущих эпох. Он – некий блистательный венец эволюции, а его жизнь – это не физиологическое продвижение от рождения к смерти, а сопричастность вселенской сущности. Поэтому все произведения искусства создаются в расчёте на кажущуюся безграничность бытия. Нам нет преград ни в море, ни на суше. Печальный сказочник Андерсен когда-то написал о своём герое: «Он складывал целые слова из льдин, но никак не мог составить того, что ему так хотелось,- слово "вечность"». Сталинский же человек складывал это слово не только из льдин – среди полярных широт мистического Русского Севера, но и из горных пород, из чертежей, из кинокадров и красных лозунговых букв. В попытке осмысливать Вечность создавалась особая ритуальность – сталинская цивилизация наполнена знаками и знамениями, смыслами, которые не надо было объяснять и проверять на практике. Кроме того, из осознания Вечности рождался дух историзма, подразумевавшего не просто подражательные формы, осовремененные новой идеологией, но восприятие классических форм, как своевременных, ибо у Вечности нет «вчера» и «сегодня», а есть незыблемое и – непререкаемое понимание гармонии. Отсюда – исключительное по своей мощи советское палладианство, усиленное фантасмагорическими грёзами Джованни Пиранези. Отсюда и свободное распоряжение эллинскими, ренессансными, барочными формами. Смешивание и эклектика – на многих нереализованных, но от этого не менее интересных проектах мы видим зиккураты, украшенные дорическими колоннами; древнеегипетские мотивы в сочетании с рокайльной лепниной, критские колонны рядом с барочными рогами изобилия. Всё это – наше, родное, почерпнутое из гигантских кладовых Вечности. Человек сталинской эпохи принимал придворные вальсы и мазурки, поэзию дворян-стихотворцев, маньеризм испанских драматургов и высокую трагедию античности, как нечто само собой разумеющееся.

Слева: Ю.Пименов "1 мая. Культ высоты"; справа: Пименов Ю. «Капитель»

Никакого «пролетарского авангарда» - по радио звучит Бах, вечером в театре - Лопе де Вега. Бархат тёмно-вишнёвых занавесов. Ажурная пена кружев и«…честь моя - верховный мой закон; / Я чту мой сан, и не допустит он…» Считалось, что советская прядильщица и, тем более, учащаяся консерватории, должны понимать смыслы и резоны Дианы де Бельфлёр. Поэтому и бабушка в «Слоне и верёвочке» подразумевается…аристократкой. Послевоенные служащие затянуты в чиновные мундиры а-ля николаевская эпоха; их дети носят гимназическую форму и старательно пишут каллиграфическими почерками сочинение о терзаниях дворянки Татьяны Лариной. Это наша Вечность, а Ларина столь же современна, как и персонажи фильма «Первая перчатка». Исследователь архитектуры Андрей Иконников, оценивая классицистические и барочные вкусы 1930-1950-х годов, писал, что для русского человека «...авторитетом привычного обладала традиционность. Особую привлекательность получила парадигма дворца… Дворец воспринимался, как воплощение победы и обладания властью». Далее автор приводит «знаки-символы», существенные для восприятия русского человека: «классическая колоннада дворянской усадьбы, купол храма, такие атрибуты «дворцовости», как монументальность и симметричность». По большому счёту, здесь мы видим всё то же обращение к Вечности, к истории, к традиции. Просто Иконников не делает столь грандиозного и ошеломляющего вывода.

Журнал 1949 года с Дворцом Советов

Среди отчётливых признаков сталинской культуры всё тот же Паперный называет интерес как таким категориям, как высота и – вертикаль. Бесконечность. Именно поэтому тема неба так мощно звучит в искусстве 1930-1950-х годов, а лётчики становятся героями дня. «Бросая ввысь свой аппарат послушный / Или творя невиданный полет…» В кинофильме «Светлый путь» этот культ высоты находит своё выражение в полёте … на обычном автомобиле с откидным верхом. Паперный любит приводить в пример так называемое «небо-обманку» - плафон или мозаику на потолке с изображением лазурной выси, заполненной солнечным светом и освоенной дирижаблями, аэропланами, парашютистами.
Сталинский миф ненавидит мглу и поклянется свету. Стихийный культ Солнца. Время – утро. Утром Вечность порождает новый день, а ночью мир замирает: «И только вокзалы, заводы, / Часы и машины не спят». Недаром в искусстве того периода практически невозможно отыскать восторженных описаний ночи. Одно из немногих стихотворений, где о тёмном времени суток говорится с теплотой, это – «Ночная страница» Самуила Маршака. Зато прославление света и солнечных лучей мы находим в каждой строчке, в каждом кадре. Напомню, что такой же пафосный «солярный» культ был во времена Людовика XIV, когда короля сравнивали с Солнцем, освещающим путь человечества. Собственно, Grand Maniere, Большой Стиль был впервые «опробован» именно на подданных французского монарха.

Фойе кинотеатра "Слава" 1940-1950-е гг.

Стремление ввысь превращало гигантоманию из «дурной привычки» - в красивый смысл. Отсюда – головокружительные проекты Наркомтяжпрома и Дворца Советов. Важной отличительной особенностью сталинской культуры являетсяукрашательство, которое, как и в случае с гигантоманией, вовсе не является чем-то вызывающим или бесполезным. Это – элемент Большого Стиля. Не «искусство ради искусства». Тут есть особый резон. Послушайте, на каком языке говорят, точнее - вещают персонажи кинокартин. Ни слова в простоте. Всё должно быть прекрасным, возвышенным, благородным. Исполненным на века – мы же творим и мыслим для Вечности. Ничего сиюминутного или бессмысленного. Если дом, то – непременно хоромы: «Когда тяжёлое известковое облако разошлось, позади глухого пустыря засверкал перед Наткой совсем еще новый, удивительный светлый дворец». Больше того, сталинская эпоха породила такие изумительные формы, как общественные туалеты в форме ротонд или, например, котельные с круглыми окнами (каковые часто встречаются в барочных постройках). Как-то раз мне довелось увидеть фотографии насосной подстанции, спроектированной Георгием Гольцем в конце 1930-х годов – портик, колонны, эркер… Ощущение, что это – классический парковый павильон екатерининской эпохи. А вспомните его же шлюзы на Яузе с барельефами – неподготовленный созерцатель решит, что это было создано именно в XVIII столетии. Но самый примечательный пример – это, разумеется, Метрополитен, который в 1930-1950-х годах создавался чем-то, вроде подземных святилищ, чертогов, …порталов в параллельную реальность. Старое метро обладает какой-то непостижимой магией – будто бы создатели зашифровали тайные послания и направили их в…Вечность, разумеется.
Творцом и потребителем такой культуры должен был стать некий безукоризненный хомо-сапиенс. Почему-то принято считать, что сверхчеловека воспитывали в чванливом Третьем Рейхе, а у нас растили «простого и скромного труженика». На мой взгляд, это ошибочный тезис – сверхчеловека выращивали именно в идеологических «лабораториях» сталинского СССР. Хвалёный нацистский Юберменш был всего лишь высокомерным садистом, который желал, если вдуматься, не так уж многого – жратвы, земельных угодий, бесплатной рабсилы, примитивных развлечений и сексуальных утех. Именно поэтому современные адепты «глянца» и гламура усматривают в эстетике нацизма нечто, родственное их образу мышления. Они сумели интуитивно ухватить там своё, кровное, родственное. В гитлеровской Германии тщательно культивировали филистера с высоким уровнем притязаний, а то, что ему подсунули расистскую жвачку и миф о «крови и почве», так это просто вариации на тему надстройки. Сверхчеловек – это тот, кто в состоянии совершать невозможное и, тем самым, определять вектор исторического развития. «Нам ли стоять на месте! / В своих дерзаниях всегда мы правы. / Труд наш - есть дело чести, / Есть дело доблести и подвиг славы». Время – вперёд! «Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! Вот почему нельзя нам больше отставать... Поезд летел…»
Даже детям прививалась чёткая мысль – подвиг это не право, но обязанность, а если ты не совершаешь подвиг, то ты не имеешь право принадлежать к нашей когорте советских людей. Сверхлюдей. Для обычного сапиенса подвиг – это нечто запредельное, а для советского – норма жизни. Как, впрочем, и каждодневное созидание, которое тоже не может считаться показателем усреднённого человека – «нормальное большинство» занято обыденным ремеслом - просто работой - а в сталинском СССР труд приравнивался к сотворению. И – к борьбе. Работники изображались похожими на античных героев – эллинские профили токарей и фрезеровщиков украшали барельефы домов культуры, а любовную линию свинарки и пастуха рассказывали языком классической галантной пасторали. Советский народ должен был ощущать себя этаким народом-аристократом, который призван к высокому служению и к установлению вселенской справедливости. Истинный аристократ никогда не бывает спесив, потому правила личной скромности сделались общеобязательными не только для рабочих, но и для вождей сталинской эпохи. Закономерно появлялся и особый тип внешности – белокурый атлет с ясным, открытым взором. Юрий Олеша, создавая образ идеального комсомольца Гриши Фокина, писал: «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас светлые глаза. И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы. Вот движется по улице танк. Вы смотрите. Под вами трясётся почва. Вдруг открывается в спине этого чудовища люк, и в люке появляется голова. Это танкист. И, разумеется, он тоже оказывается светлоглазым. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок «ГТО». Она возникает от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами». Это была современная вариация на тему эллинской красоты. Художники Александр Дейнека и Александр Самохвалов изображали девушек-спортсменок, срисованных с музейных Венер и Диан.
А вот и модное обозрение, напечатанное в №1 журнала «Работница» за 1936 год. «Гордость, сила и грация нашей молодёжи должны найти своё особое выражение в костюме. Мягкие одежды должны облегать стройные тела <…> Сверху спускалась девушка. Платье ловко облегало её стройную фигуру и падало к ногам мягкими складками…» - восторженно писала журналистка Э. Якуб. Советский человек = человек-эталон, который при этом не кичится своим высшим предназначением. Это – не право, но обязанность. Увлекательны вроде бы и ничего не значащие – на первый взгляд - детали. Главный герой спортивной повести «Вратарь» носит странную фамилию Кандидов. Типичный вариант для классицизма – так называемая «говорящая» фамилия. Candidus по-латыни – белоснежный, чистый, а иной раз - безмятежный, искренний. То есть эталонный герой советского мира.
Интересно, что именно в сталинскую эпоху была невероятно популярна сказка Шарля Перро «Золушка». Это не только знаменитый фильм Надежды Кошеверовой с Яниной Жеймо и Фаиной Раневской, но и сценарий Евгения Шварца, который был впоследствии поставлен ещё и на радио. Балет Сергея Прокофьева с шикарными декорациями Петра Вильямса 1944-1945 гг. Это – пьеса Тамары Габбе «Хрустальный башмачок», написанная в 1943 году и постановки, постоянно осуществляемые начиная с 1944-го. Это - эскизы марионеток и костюмов для Ленинградского театра кукол, осуществлённые художником и архитектором Георгием Гольцем, но, увы, не реализованные. Кроме того, изначальное название фильма «Светлый путь» тоже – «Золушка». Причина данного интереса - проста, ибо мы видим, как трудолюбивая девушка получает в награду не просто любовь принца, но и сопутствующие атрибуты монаршей благосклонности – чертоги, фонтаны и сады. Всё тоже получал советский человек, переодеваясь из рабочей спецовки в бостоновый костюм и отправляясь во дворец культуры, который мало чем отличался от королевских хором Галантного Века – всё та же прихотливая лепнина, колонны и плафоны. Таким образом, превращение хомо-советикуса из чумазого токаря в белокурого красавца со значком ГТО на лацкане, происходило каждый вечер. Больше того – в сказке Перро подчёркивается, что Золушка изначально не замарашка, а дочь «богатого и знатного человека». Она аристократка, посему грязь её не уродует, как, впрочем, и советского человека – партийца и …патриция. Что интересно, сама сказка была написана Шарлем Перро в 1697 году, как раз в эпоху наивысшей точки французского Большого Стиля и, по мнению некоторых историков, была посвящена морганатической супруге Людовика XIV – госпоже де Ментенон, как известно, прошедшей сложный трудовой (sic!) путь от нищеты и безвестности до королевского ложа… Безусловно, все эти признаки сталинской культуры – лишь малая попытка осмыслить её. Она ещё ждёт своего исследователя, певца и проповедника. Нам же остаётся только мечтать о новом взлёте культуры и о появлении особого стиля.
Источник
5 июня 1868 года Родился Джеймс Коннолли - ирландский марксист, революционер, борец за независимость Ирландии.
5 июня 1899 года Родился Федерико Гарсия Лорка - выдающийся испанский поэт и драматург, социалист. Убит франкистами.
5 июня 1918 года в Париже состоялась конференция военных представителей Антанты, принявшая решение о расширении интервенции на севере России.
5 июня 1920 года В войне с Польшей начало контрнаступления на Юго-Западном фронте. Взят Житомир и отобран Киев (12 июня).
5 июня 1922 года Установление торговых и экономических отношений между РСФСР и Чехословакией.
5 июня 1929 г. вышло постановление Совета труда и обороны об организации машинно-тракторных станций (МТС).Эффект от деятельности МТС трудно переоценить – миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%!
Подробнее...

5 июня 1940 года В Канаде запрещена деятельность 16 организаций, включая компартию.
5 июня 1945 года 5 июня 1945 года военачальники союзных держав Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери и Латр де Тассиньи подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии и о взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Соединенного Королевства, США и Временным правительством Французской Республики.
После подписания безоговорочной капитуляции Германии в мае 1945 года некоторое время формально действовало нацистское правительство во главе с гросс-адмиралом Карлом Дёницем. Однако оно контролировало ничтожную часть германской территории, а 23 мая все его члены были арестованы и вскоре многие из них предстали перед судом Нюрнбергского трибунала. Однако период «безвластия» был недолгим.
5 июня 1945 года военачальники союзнических войск — Георгий Константинович Жуков, Дуайт Эйзенхауэр, Бернард Монтгомери и Жан Мари Латр де Тассиньи подписали «Декларацию о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным правительством Французской Республики». В декларации провозглашалось, что после поражения Германии в стране не осталось центрального правительства или какой-либо власти, которая могла бы обеспечить порядок, осуществлять управление страной и выполнять требования победителей. Поэтому всю полноту власти, как верховной, так и на местном уровне, берут на себя правительства стран-союзников.
Страна и ее столица были поделены на зоны оккупации.

5 июня 1969 года 17 июня — В Москве открылось международное Совещание коммунистических и рабочих партий.
5 июня 1980 года  в СССР был осуществлен полет космического корабля «Союз Т-2», пилотируемого космонавтами Ю.В. Малышевым и В.В. Аксеновым.
5 июня 1993 года Пленум ЦИК КПРФ принял решение об ассоциированном членстве в СКП-КПСС. 

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.