8 число...
05.10...... 8 октября 1848 года родился Пьер Дегейтер – французский рабочий и музыкант, прославившийся как автор музыки к гимну «Интернационал»
8 октября 1871 года Здесь русский богатырь лежит, не знавший поражений...8 октября 1871 года родился Иван Поддубный - знаменитый русский борец, заслуженный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта. Многократный победитель международных соревнований по борьбе.
Последние 22 года своей жизни Поддубный провел в Ейске на берегу Азовского моря. В августе 1942-го в Ейск вошли немцы. ...Семидесятилетний Поддубный не захотел эвакуироваться: «Куда бежать? Помирать скоро». Он никогда не снимал свой орден, даже при немцах. Слава спасла Поддубного — там его имя было хорошо известно. Более того, скоро он стал работать маркером в бильярдной — надо было кормить близких. Но поскольку рядом располагался бар, то перебравших игроков Поддубный, как котят, вышвыривал за дверь бильярдной, выполняя таким образом роль и вышибалы.
По воспоминаниям очевидцев, жителей Ейска: «фрицы-дебоширы очень гордились тем, что сам Иван Великий выставляет их на улицу. Однажды к Поддубному приехал представитель немецкого командования, предлагал уехать в Германию, чтобы тренировать немецких спортсменов. Тот отказался: «Я — русский борец. Им и останусь».
И это заявление сошло Поддубному с рук. Немцы преклонялись перед его силой и всемирной славой.
Поговаривали, что в бильярдную к Поддубному заходили местные старики втихую послушать наше радио. В феврале 1943-го в Ейск вошли части Красной Армии.
На Поддубного посыпались доносы, мол, на немцев работал. За Ивана Максимовича взялось НКВД. Провели обстоятельную проверку, никаких фактов сотрудничества с фашистами не обнаружили. Что касается бильярдной, то ее квалифицировали «как чисто коммерческое заведение».
В 1939 году Ивану Поддубному был вручен орден Трудового Красного Знамени в Кремле. Так правительство оценило его вклад в развитие спорта. Кроме того, он стал заслуженным артистом РСФСР. В 1945 году Иван
Умер Поддубный в 1949 году на семьдесят восьмом году жизни. Похоронили его не на кладбище, а в городском парке, где от военных лет остались могилы погибших здесь летчиков. В 1965 году по решению Ейского горисполкома парку было присвоено имя И.М. Поддубного.
На черном камне высечено: «Здесь русский богатырь лежит»...
8 октября 1873 года родился Алексей Викторович Щусев - знаменитый русский и советский архитектор, автор Мавзолея В.И.Ленина (первоначальный деревянный и окончательный каменный варианты). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 — посмертно).
Щусев увлекся древними памятниками Новгорода и Пскова. Он построил церковь-памятник в честь победы на Куликовом поле. Но самой крупной работой в досоветское время был его проект Казанского вокзала в Москве. Живописное здание состоит из нескольких павильонов, чем напоминает хоромы — русский дворец XVII века. Недаром этот вокзал за красоту называли: «Сказка о царе Салтане».
Щусев ценил творчество народов России. Свое уважение к татарской культуре он подчеркнул, украсив вокзал башней Сумбеки из Казанского кремля. Будучи знатоком архитектуры других народов нашей страны, Щусев построил Театр оперы и балета в Ташкенте, Институт Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси, красивую гостиницу в Баку. Всюду он применял мотивы национальной архитектуры.
В центре Москвы Щусев построил здание гостиницы «Москва», здания министерств на площади Дзержинского и на Садовой улице, станцию метро «Комсомольская-кольцевая». Он руководил застройкой столичных площадей и магистралей, восстановлением древних русских городов Истры и Новгорода.
Главное творение архитектора Щусева — Мавзолей Владимира Ильича Ленина на Красной площади. Художественное значение этого шедевра огромно. Мавзолей стал делом всей жизни архитектора. Если бы Алексей Викторович ничего больше не создал, имя его как создателя Мавзолея вошло бы в историю отечественной архитектуры. За свои научные труды — а их у Щусева более 200 — он был избран в Академию наук СССР.
8 октября 1907 года 8 октября 1907 года родилась Полина Денисовна Осипенко, летчица, Герой Советского Союза.
В сентябре 1938 года самолет АНТ-37 «Родина», в экипаж которого входили командир Валентина Гризодубова, второй пилот Осипенко и штурман Марина Раскова, совершил беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток и установил женский мировой рекорд дальности полета — 6450 км (5910 км по прямой). За это достижение отважным летчицам первым из женщин было присвоено звание Героя Советского Союза.
Полина Денисовна Осипенко погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года, отрабатывая полёты «вслепую», во время учебно-тренировочных сборов вместе с начальником главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым.
Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
8 октября 1908 года опубликована статья В.И. Ленина «Марксизм и ревизионизм».
8 октября 1910 года а родился Гэс Холл - американский политик, руководитель Коммунистической партии США.
8 октября 1917 года (25 сентября) 1917 г. А.Ф. Керенский формирует третье и последнее коалиционное правительство.
8 октября (25 сентября) 1917 г. промышленники Донбасса постановили объявить локаут на всех предприятиях в ответ на требования рабочих.
8 октября 1919 года Создана правительственная комиссия ВЦИК и Совнаркома РСФСР по делам Туркестана (Турккомиссия). Ее задачей было оказание помощи трудящимся края в укреплении Советской власти, в ликвидации политической, экономической и культурной отсталости.
8 октября 1920 года В Бухаре провозглашена Народная Советская Республика.
8 октября 1922 года Первый легковой автомобиль Советской России
8 октября 1922 года в Филях (Москва) на заводе №1 объединения «Промбронь» был изготовлен первый легковой автомобиль Советской России «Промбронь».
Одна из первых попыток организации массового производства легковых автомобилей в постреволюционной России принадлежала 1-ому БТАЗ (Бронетанковому заводу, бывшему Руссо-Балту в Филях). На его площадях к концу августа 1921 г. уже работали 196 станков, кузница, инструментальный цех и завод присупил к ремонту грузовиков и бронеавтомобилей.
Одновременно в Филях с августа 1921 г. начали изготавливать детали и узлы для собственного производства легковых машин (всего было произведено три прототипа и 38 комплектов деталей для последующего мелкосерийного производства). Собранный 8 октября 1922 г. автомобиль Промбронь представлял собой модернизированный "Руссо-Балт С 24—40" XVIII серии: распределительный вал, сделанный заодно с кулачками, новая рама ветрового стекла, алюминиевые защитные диски на колесах, наличие генератора для электрического освещения, установлен трубчатый передний бампер. Все детали автомобиля, за исключением подшипников качения, карбюратора и магнето, изготовлены у нас в стране из отечественных материалов. 1-ый автомобиль был подарен председателю ВЦИК М.И. Калинину. Вслед за этим автомобилем из ворот 1-го БТАЗ вышли еще четыре такие же машины. Две из них прошли испытания в 1923 г. во время Всесоюзного автомобильного пробега (1990 км). Однако из-за изменения профиля производства 1-го БТАЗ дальнейший выпуск машин прекратился. Все имевшиеся на заводе детали и заготовки поступили на 2-ой Бронетанково-автомобильный завод объединения "Промбронь" в Москве. Там началась подготовка к выпуску следующей серии автомобилей, которые намечалось оснастить более современными кузовами. До 1926 г. изготовили 22 однотипных легковых машины.
В дальнейшем 2-й БТАЗ изменил производственный профиль и к изготовлению автомобилей не возвращался. Две машины "Промбронь-С24/45" со стартовыми номерами "9" и "10" приняли участие во Всероссийском испытательном автомобильном пробеге 1923 года.
8 октября 1941 года Ночные ведьмы...
8 октября 1941 года началось формирование женских авиационных полков. Первый такой полк ночных бомбардировщиков По-2 (Таманский женский гвардейский) был создан под руководством Героя Советского Союза М.М. Расковой (1912 - 1943). 24 летчицы этой части, дошедшей до Берлина, удостоены звания Героя Советского Союза.
46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы») — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт.
Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.
23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.
Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна, затем — Ракобольская, Ирина Вячеславовна.
С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии.
В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.
За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».
15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них:
Битва за Кавказ — 2920 вылетов;
освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылета;
освобождение Крыма — 6140 вылетов;
освобождение Белоруссии — 400 вылетов;
освобождение Польши — 5421 вылет;
битва в Германии — 2000 вылетов.
Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.
Битва за Москву...Принято постановление ГКО «О подготовке к взрыву предприятий Москвы и Московской области».
8 октября 1967 года Ввод в действие трансконтинентального газопровода Средняя Азия — Центр (2750 км).
«Я всегда буду мечтать, и не перестану, пока меня не остановит пуля» (Че Гевара)
8 октября 1967 года в Боливии схвачен Че Гевара. Его отряд из 17 человек был выслежен и окружен подразделениями «рейнджеров», руководимых и обученных для борьбы с повстанческим движением специалистами из ЦРУ. Гевара с несколькими соратниками отвлек внимание на себя, был ранен и захвачен в плен, но тем самым помог 11 бойцам своего отряда уйти. На утро следующего после захвата в плен дня Че Гевара был казнен. Последними его словами были:
«Стреляй в меня, трус! Ты убьёшь только человека!»
8 октября 2014 года 8 октября 2014 года основана Коммунистическая партия Донецкой Народной Республики (КПДНР).