egor_23

Categories:

Душа радуется....

В этот раз речь пойдет о том как небольшая группа бывших сотрудников САЗа взяла и восстановила небольшое авиационное производство в одном из бывших цехов Саратовского авиационного завода. Данный пост можно разделить на 2 части: 1-мои фотографии цеха МТО сделанные в годы разворовывания САЗа, 2-это фотографии Дениса Жабкина после того как энтузиасты привели цех в порядок и возродили производство авиационных компонентов по чертежам САЗа.

Отдельно стоит заметить что во время уничтожения авиазавода оттуда чудом удалось спасти редкое дорогостоящее оборудование для производства авиационных компонентов.

Прежде чем читать статью Дениса, про успешное возрождения маленькой части великого САЗа, предлагаю вам вспомнить как данное здание выглядело всего пару лет назад! Была полная разруха и разгром а теперь все чудно и даже как то не вериться! Данные фотографии примерно 2009-2011 годов. .

А теперь посмотрим как в положительную сторону все изменилось благодаря небольшой кучке энтузиастов.

Оригинал взял у Дениса Жабкина
Оригинал взят у djhooligantk в статье "Преемник саратовского авиазавода". Его текст я не редактировал, оставил как есть.

Когда "Саратовский авиационный завод" перестал существовать, ходили слухи, дескать где-то на его территории авиационное производство всё ещё продолжается. В каких-то цехах что-то мол до сих пор ремонтируют и изготавливают. Не могут же Як-42, которых ещё много летает в мире, остаться без запчастей! Оказалось, что так оно и есть. Ещё в 1990-е, когда Саратовский авиазавод образовывал внутри себя малые предприятия (самостоятельные юридические лица), среди прочих был образован и завод "Сокол" для производства малых изделий. После гибели авиагиганта этот завод по сути остался единственным выжившим детищем завода. Тут собрались самые настоящие энтузиасты, которые взяли кредит и выкупили у погибающего предприятия здание главного склада, чтобы продолжать там авиационное производство.

На проходной - никаких табличек и строгая охрана. Войдя внутрь, я ожидал увидеть старые оштукатуренные стены с трещинами, которые не ремонтировались полвека, бетонный пол. В общем брутальные производственные коридоры, а тут всё выглядит весьма прилично. Несколько лет назад ничего подобного здесь не было. Перед тем, как склад выкупили, здесь даже случилось несколько пожаров. Всё что есть сейчас, создавали своими силами и до сих пор расплачиваются по кредиту.

Лестница. Поднимаемся к директору.

Александр Владимирович Овчинников. На саратовском авиазаводе занимался военной приёмкой. Затем перешёл работать в завод "Сокол", который вскоре возглавил. Предприятие до сих пор называется ООО "Завод "Сокол" Закрытого Акционерного общества "Саратовский авиационный завод". На заводе трудятся около 100 сотрудников, практически все - бывшие работники САЗа.

В 2012 году завод получил свидетельство от МАКа об одобрении производства компонентов самолёта Як-42. Вся конструкторская документация на Як-42 находится здесь. По лицензионному договору с разработчиком самолёта (ОКБ им.Яковлева), завод имеет право производить различные компоненты самолёта. Основные партнёры - эксплуатанты Як-42: "Газпромавиа", "Саратовские авиалинии", "АТ-Лизинг" и другие, а так же "Быковский агрегатный завод", где производится ремонт самолётов этого типа.

Компания со здравым оптимизмом смотрит в будущее, тем более, что объём заказов и темп производства за последние годы резко выросли. Важную роль сыграли и западные санкции, из-за которых сильно подорожала эксплуатация и содержание самолётов иностранного производства, и многие компании вновь стали отдавать предпочтение самолётам отечественным. А, как известно, одним из последних самолётов советского производства, до сих пор отвечающих международным стандартам, стал Як-42.
Всего было выпущено около 200 самолётов данного типа и около полусотни самолётов эксплуатируются в настоящий момент. Последний самолёт был выпущен в 2002 году. Границы продления срока эксплуатации - до 36 лет, так что саратовские "Яки" ещё полетают.
По оценкам сотрудников предприятия, одни и те же детали на Як-42 и зарубежный самолёт по стоимости могут отличаться в 10 раз. Да и изготавливалась отечественная авиатехника с большим запасом прочности.

Когда исчезал саратовский авиационный завод, ряд уцелевших станков удалось спасти от уничтожения. Они и стали основой для производственных цехов на заводе "Сокол". Сотрудники с сожалением говорят о том, что на металлолом тогда были списаны даже самые современные станки.

С расширением объёма заказов появилась возможность приобретать новое оборудование. Так, например, был куплен этот пескоструйный станок.

В настоящее время завод подал заявку на выполнение работ по тяжёлым формам техобслуживания (ТО-10000, ТО-20000), которые выполняются после 10 и 20 тысяч часов налёта. Это когда самолёт практически полностью разбирают и собирают заново. Ряд самолётов Як-42 сейчас не летает, т.к. подошло время этой формы. Раньше такое ТО выполнялось на аэродроме авиазавода. Завод "Сокол ЗАО САЗ" не имеет собственного аэродрома, поэтому в качестве площадок для проведения этих форм предлагает ангары в аэропортах Казани и Саратова. Специалисты завода уже работают на этих площадках, особенно им нравится казанский ангар.

Если работу по тяжёлым формам одобрят, то нужно будет расширять штат. Понадобятся как минимум ещё 40 рабочих рук. Об этом на заводе тоже думают. Здесь уже оборудован учебный класс, где с сентября будут проходить обучение и производственную практику студенты - с СГТУ был заключен договор о создании филиала кафедры ТМС и достигнута договорённость о возрождении отделения авиастроения.

Прогуляемся по различным цехам. Здесь можно увидеть много различного оборудования, стендов для испытаний и произведённые детали самолёта.

Винтовые механизмы закрылок.

На заводе, благодаря наличию документации и чертежей самолёта, реально изготовить практически любую сложную деталь.

Стенды позволяют провести регламентируемые испытания влажностью, давлением, температурой и т.д.

На стенах уцелевшие плакаты с авиазавода.

Уникальное фото! Третий опытный образец Як-42 на заводском аэродроме "Саратов-Южный"! Двери ещё расположены по-другому, а у стабилизаторов обтекатель похож на тот, что у Ту-154.
Уникальное фото! Третий опытный образец Як-42 на заводском аэродроме "Саратов-Южный"! Двери ещё расположены по-другому, а у стабилизаторов обтекатель похож на тот, что у Ту-154.

Уникальное фото! Третий опытный образец Як-42 на заводском аэродроме "Саратов-Южный"! Двери ещё расположены по-другому, а у стабилизаторов обтекатель похож на тот, что у Ту-154.

Висят и нереализованные проекты. Такие, как лёгкий военно-транспортный самолёт. Помните я писал пост Последние проекты самолётов от САЗа? В нём ещё несколько подобных проектов.

Административные кабинеты.

А картинку этого кабинета я выкладывал у себя в фейсбуке с вопросом "Что это?". Никто не смог ответить точно.

А это - самолёт Як-42 на бумаге. Все чертежи самолёта, всех деталей, представляете?! Они занимают всю комнату.

Рассмотрим работу на одном из станков.

Вот лежат чертежи детали.
Вот лежат чертежи детали.

Вот лежат чертежи детали.

Вот сама деталь.
Вот сама деталь.

Вот сама деталь.

А вот и рабочий, который изготавливает аналогичную деталь на станке из болванки. Раньше было проще - детали изготавливались из заготовок. Здесь же приходится долго трудиться. Что и говорить, тут необходимо современное автоматизированное программное производство.

Но и это рано или поздно сюда доберётся, уверены сотрудники и руководство завода. С таким оптимистичным настроем и растущими производственными показателями всё должно получиться!

П.С. к сожалению у возобновленного вновь предприятия сейчас снова начались проблемы. Но я надеюсь что все будет хорошо.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.