egor_23

Categories:

Гражданская оборона

Днем рождения Гражданской обороны страны считается 4 октября 1932 года, когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1525/319сс «Об утверждении Положения о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик». 

Создание местной противовоздушной обороны (МПВО) в 1932 г. как системы государственных мероприятий по защите населения, городов, объектов народного хозяйства от средств нападения с воздуха и ликвидации последствий нападения было вызвано усиленной подготовкой капиталистических стран к войне против СССР, вооружением их армий мощной бомбардировочной авиацией, осноащенной разрушающими, зажигательными и химическими средствами поражения.
В Постановлении СНК СССР определены цель, задачи и средства, структура ПВО, источники финансирования.
Цель ПВО – обеспечить от воздушной опасности операции действующей армии, бесперебойную деятельность тыла страны и защитить трудящееся население.
Средства ПВО делились на три группы: служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); авиационная оборона; местная оборона (маскировка, внутреннее наблюдение и разведка, инженерные сооружения, противохимическая и медико-санитарная защита, охрана порядка).
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Подготовка к МПВО проводилась в мирное время, в первую очередь – в угрожаемой полосе, устанавливаемой периодически СНК СССР. (В остальных районах подготовка ограничивалась ознакомлением населения с нормами МПВО, финансировалась местными учреждениями). В угрожаемой зоне МПВО организовывалась по военным округам и крупным городам.
Общее руководство и постановка оперативных заданий по МПВО отводились Наркомату военных и морских дел, его рабочий орган – Управление ПВО РККА. На территории военного округа начальником ПВО назначался командующий войсками округа.
Перечень пунктов и объектов ПВО составлялся НКВМ и утверждался СНК СССР. Руководство службой МПВО в пункте ПВО осуществлял начальник пункта, его рабочий орган – штаб пункта ПВО.

В 1932-1933 гг. были сформированы по территориальному принципу первые 48 отдельных местных батальонов ПВО. Тогда же образовались и первые кадровые части – 31 и 22 отдельные батальоны. В 1934 г. началась организация бригад и полков МПВО, и к 1936 г. части МПВО составляли 2 бригады, 2 полка, 30 отд. батальонов, 4 отд. инженерных батальона, 4 отд. автотранспортных батальона, 2 кадровых батальона. В 1939 г. территориальные части МПВО были упразднены – в связи с ликвидацией территориального принципа комплектования РККА.
Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. система МПВО была передана в подчинение НКВД. Накануне Великой Отечественной войны войска МПВО НКВД включали: 3 инженерно-противохимических полка (в Москве, Ленинграде и Баку), 4 инженерно-противохимических батальона. Обучено нормам ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) 11 млн. граждан, создано 25 тыс. различных формирований, подготовлены для убежищ I и II очереди Московского метрополитена. 

Систему ПВО война застала на стадии перестройки. В большинстве городов формирования существовали лишь на бумаге, население не получило всех необходимых знаний и навыков. Результатом явились потери, которых можно было бы избежать.
Активная подготовка к МПВО проходила на западе до Горького, на востоке – до Байкала. Сибирь, Урал, Среднее и Нижнее Поволжье оставались неготовыми к налетам авиации. Число городов – пунктов составляло 121.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. В первые же дни авиация фашисткой Германии, руководствуясь общим планом «молниеносной войны» подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны: среди них Киев, Минск, Севастополь, Одесса, Кишинев, Каунас, Мурманск.
2 июля 1941 г. СНК СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», предусматривающее организацию обучения всего взрослого населения нормам ПВХО. В жилых домах и кварталах создавались группы самозащиты («положение о группах самозащиты» разработало ГУ МПВО). Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР.
К 1 декабря 1944 г. в стране существовало 59790 групп самозащиты (2 990 000 членов), обучено нормам ПВХО 71 млн. чел. Расширился состав городов – пунктов: их число увеличилось во второй половине 1941 г. на 24, включены Воронеж, Краснодар, Казань, Сталинград, Саратов и др. Всего за время войны объявлено городами – пунктами 102 города (итого – 223), исключено по мере удаления фронта 53. В уменьшенном объеме мероприятия МПВО проводились в 350 городах.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов».

Были реорганизованы и формирования МПВО. Постановлением СНК СССР от 12 июля 1943 г. в 49 важнейших промышленных и государственных центрах страны образованы отдельные городские батальоны и роты МПВО, находящиеся на казарменном положении. Городские части МПВО формировались из населения старших призывных возрастов, значительную их часть составляли женщины (так, например, в частях МПВО Москвы – 23% - 4663 чел.). Решением ГКО от 16 июня 1943 г. сформировано 7 инженерно-противохимических полков и 9 отдельных инженерно-противохимических батальона МПВО. За время войны гитлеровская авиация совершила 30212 бомбовых налетов на тыл страны, сбросив 600 тыс. фугасных и более миллиона зажигательных авиабомб. Бойцы МПВО ликвидировали 77938 загораний и 10133 пожара, обезвредили более 430 тыс. невзорвавшихся авиабомб, снарядов. Было восстановлено 15685 зданий, 250 объектов промышленного значения, 205 мостов, 547373 м2 дорог; разминировано 2232 здания и 64 км дорог, очищена от минных заграждений площадь в 86260 га. Снайперами войск МПВО уничтожено 2000 немецких солдат и офицеров. 2 тысячи военнослужащих и вольнонаемных сотрудников частей и городских формирований МПВО получили за время войны ордена и медали СССР, стали Краснознаменными Ленинградская МПВО, 4 и 7 полки, 12, 15 и 16 батальоны войск МПВО.
В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн человек. Причём её основу составляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.
Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разрушительное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказательство её эффективности и правильной организации. МПВО полностью оправдала своё предназначение. Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
После окончания Великой Отечественной войны по постановлению СНК от 24 октября 1945 г. штабы МПВО были реорганизованы и переведены на местный бюджет, городские части МПВО – расформированы. Сократились штаты ГУ МПВО и ЦНИЛ.
Бойцы частей МПВО принимали участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, выполняли взрывные и другие спецработы на строительстве Волго-Донского канала (1951-1952 гг.), на целине. За 1946-1954 гг. было обнаружено, обезврежено и уничтожено около 80 тыс. неразорвавшихся авиабомб, более 10 тыс. снарядов. По итогам этой работы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1955 г. 37 офицеров, сержантов и солдат частей МПВО были награждены орденами и медалями.

31 октября 1949 г. было принято новое «Положение о МПВО СССР», с учетом опыта Великой Отечественной войны и международной обстановки определившее задачи ГУ МПВО. Положение установило роль и место войск и формирований в системе МПВО, обязанности наркоматов по подготовке объектов и созданию служб МПВО.
Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1951 г. реорганизовало систему МВД СССР, разделив подведомственные ему части и учреждения на войска и охрану. В результате Главное Управление местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) преобразовалось в Главное Управление Службы местной противовоздушной охраны (ГУС МПВО) – с 16 мая 1951 г. После новой реорганизации МВД СССР в 1953 г. Главное Управление Службы МПВО стало Управлением Службы МПВО (УС МПВО).
Подготовка страны к МПВО вплоть до 1955 г. проходила без учета возможности применения противником новых средств массового поражения – атомного и бактериологического оружия. Местные органы МПВО ограничивались лишь инспектированием, недостаточно был подготовлен личный состав частей и формирований, население не обучалось способам противоатомной защиты. Постановлениями Совет Министров СССР от 24 и 29 сентября 1953 г. на МВД была возложена задача проведения мероприятий по обеспечению защиты населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия и подготовки к защите населения от бактериологического оружия. Во исполнение этих постановлений УС МПВО разработало мероприятия, руководства по подготовке населенных пунктов и объектов народного хозяйства, радиационной разведке, дезактивации; программы подготовки личного состава, памятку населению. По вопросам защиты населения от бактериологического оружия УС МПВО активно сотрудничало с Министерством здравоохранения СССР.
27 ноября 1953 г. МВД утвердило новые штаты УС МПВО и ЦНИЛ, был разработан и утвержден штат отдела организации защиты от бактериологического оружия.
18 марта 1954 г. Управление Службы МПВО вновь стало Главным Управлением Службы МПВО. По приказу МВД СССР № 00555 от 28 июня 1954 г. в ГУС МПВО был создан научно-технический отдел.
29 и 30 июня 1955 г. Совет Министров СССР принял постановления «О мероприятиях по повышению готовности местной ПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», указавшие на необходимость рассредоточения важнейших промышленных предприятий, создания их дублеров; разработки планов эвакуации населения, проведения специальных инженерно-технических мероприятий, маскировки важных объектов, всеобщего и обязательного обучения населения противоатомной защите, строительства защитных сооружений, организации своевременного оповещения.
Изменилась структура службы МПВО: введена должность первого заместителя министра внутренних дел по МПВО; Главное управление службы местной противовоздушной охраны преобразовано в Штаб местной противовоздушной обороны страны; ЦНИЛ ГУС МПВО переименована в ЦНИЛ МПВО; на местах управления службы МПВО заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО.
14 апреля 1956 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР», впервые определившее МПВО как систему общегосударственных мероприятий, организуемых и осуществляемых на всей территории страны в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ. «Положение…» указало, что вопросы МПВО должны занять соответствующее место в работе всех министерств, ведомств и организаций; уточнило и расширило перечень мероприятий МПВО. На базе министерств и ведомств согласно «Положению…» создавались общесоюзные службы МПВО: оповещения и связи, охраны порядка и безопасности, медицинская, противопожарная, транспортная, торговли и питания. Военно-учебные заведения Министерства обороны СССР включились в систему подготовки кадров МПВО.
В июле 1956 г. приказом Министра внутренних дел СССР было утверждено Положение о Штабе МПВО страны и его структура.
Расширение деятельности Штаба МПВО страны сделало необходимым реорганизацию Центральной научно-исследовательской лаборатории. Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1956 г. ЦНИЛ была преобразована в Государственный НИИ МПВО, подчинявшийся начальнику МПВО страны – министру внутренних дел и его первому заместителю по МПВО. Помимо «Информационного сборника МПВО». Выходившего с 1956 г., Штаб МПВО страны и ГОСНИИ выпускали «Научно-технический сборник. С 1958 г. выходила газета «Воин МПВО».
В 1950-х годах Штаб МПВО страны активно сотрудничал со странами народной демократии, помогая в организации МПВО путем передачи литературы и оборудования, консультирования специалистов, подготовки кадров в учебных заведениях, командирования ведущих работников.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР» Штаб МПВО страны был реформирован, штабы и войска МПВО переданы в подчинение Министерства обороны СССР. ГОСНИИ МПВО также был передан в Министерство обороны и после передачи расформирован.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу». Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения. В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.

Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны. В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.). На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне 3/4 всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.
В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10 –12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надёжную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;
вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.

Жизнь потребовала вместе с тем внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.
Одним из главных документов было новое Положение о гражданской обороне Союза ССР, утверждённое постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.
В новом Положении было определено, что Гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооружённой защиты, на качественно новый уровень решения её задач. Одновременно с этим предусматривался целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения: организация оповещения об опасности нападения противника; организация радиационного, химического и бактериологического (биологического) наблюдения, разведки и лабораторного контроля; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий; снижение запасов горючих, взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ в городах и на объектах народного хозяйства; создание защищённых запасов продовольствия, одежды, медикаментов, медицинского имущества, предметов первой необходимости и других материально-технических средств; обучение населения способам защиты и другие.
В 1976 году правительством было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших.
В марте 1979 года по инициативе Госплана СССР и Управления начальника Гражданской обороны СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении общих требований по повышению устойчивости работы отраслей народного хозяйства в военное время», в котором были изложены основные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев: обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время; рациональное размещение производительных сил на территории страны; подготовка к работе в условиях военного времени отраслей народного хозяйства и промышленности; подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени; подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.
Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны - её главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Её потенциал, силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития её в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны»: возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации; создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях; создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления - постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.

Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Несколько позже, в 1990 году, в РСФСР был создан Российский корпус спасателей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе и базе Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР)

источники:
1. Предисловие к описи фонда № 37878 «Штаб местной противовоздушной обороны страны МВД СССР». РГВА, старший архивист Р.М.Синаюк, 1987 г.
2. История гражданской обороны (с официального сайта МЧС России www.mchs.gov.ru)
Источник


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →