egor_23

Categories:

"Детство" (1 часть)

Жестокие бои в период интервенции и гражданской войны, последующая война с разрухой и голодом стоили молодой Советской республике многих жертв и неимоверного напряжения сил. 

Если взрослые могли сами решать свои проблемы, то детям надо было помочь. Многие дети потеряли родителей, стали беспризорными, многие бродяжничали в поисках пропитания, и немало детей пополняло ряды оставшейся в наследство от царской России преступности. Беспризорность, детскую преступность одним наскоком не победишь. Но, подрастая, молодое поколение должно было перенять эстафету строительства нового общества в стране социализма. Поэтому большевики, не откладывая, занялись судьбой детей.
4 февраля 1919 г. вышел Декрет СНК об учреждении Совета защиты детей. Его председателем поставили наркома просвещения А.В.Луначарского, членами - представители еще трёх наркоматов. Дано право вето на распоряжения наркоматов, которые могут вести к явному ущербу для детей; право издавать обязательные постановления, касающиеся охраны здоровья детей, организации их питания и снабжения. В следующем году, 15 июня вышло Постановление СНК об организации снабжения детей продуктами питания, а через месяц - о выработке плана снабжения детей предметами первой необходимости. И это в такое горячее время – наступления поляков, белофиннов, украинских националистов и Врангеля, время голода и тифа!
В январе 1921 г. при ВЦИК была образована Комиссия по улучшению жизни детей. Ленин предложил возглавить её Ф.Э.Дзержинскому. Под его руководством началась работа по ликвидации детской беспризорности.
В феврале Совет труда и обороны (СТО) ассигнует 10 млн. золотых рублей для закупки за границей продовольствия и предметов первой необходимости.
10 марта 1921 г. вышел Декрет СНК об организации питания в сельских школах.
С образованием СССР добавились проблемы в союзных республиках.
В январе 1924 г. на II Съезде Советов СССР было принято постановление «О создании при ЦИК СССР специального фонда им. В.И.Ленина помощи беспризорным детям», на основании которого 25 июля Президиум ЦИК СССР постановил определить размер этого фонда в 100 млн. руб. (для сравнения: вложения в кап. строительство – 385 млн. руб.)
В июле 1928 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о совершенствовании методов обучения и создании кадров советских специалистов, преданных социализму. При 8-часовом рабочем дне у взрослых стало больше времени для детей. Тем не менее ЦИК и СНК СССР в 1929 г. принимают постановление "О семичасовом рабочем дне".
Положение детей связано с положением взрослых. Поэтому детские проблемы решались параллельно со взрослыми, но далее мы сосредоточимся на детях.
Принятые меры начали приносить успех. Улучшилось питание и медицинская помощь – и стала снижаться детская смертность и повышаться рождаемость. В 1928 г. в яслях было 52413 детей, а к концу 1937 г. в сто раз больше. Строятся детские дома – и на запах из кухни тянутся в них беспризорники. Многие потом кончают с бродячей жизнью и находят здесь приют. Однако, ребёнка мало накормить, надо ещё обучать и воспитывать.
Серьёзную помощь в этом деле оказали теория и практика великого педагога А.С.Макаренко. Он разработал и научно обосновал методику воспитания детей в условиях социализма. Для перевоспитания самой трудной категории детей – малолетних преступников он организовал колонию им. А.М.Горького, трудовую коммуну им. Ф.Э.Дзержинского. В них было организовано самоуправление исправившихся колонистов. До тонкостей зная бродячую и преступную среду, они легче находили контакт с новичками, по-своему, не казённо приучая их к соблюдению порядка и правил санитарии. «Раз плюнешь – три дня моешь!» - предупреждали они «дикаря». Бодрый лозунг «Не пищать!» помогал преодолевать любые трудности. Лет через 30 его будут писать на вагонах целинники. А ведь случались в колонии и драки и убийства. Но Макаренко верил в силу коллектива и опирался на презумпцию доверия к человеку. Трудно остановиться, когда пишешь о таком большом человеке с мудрой любовью к детям, но надо возвращаться к теме. Упомяну лишь некоторые важнейшие труды Макаренко. Это «Педагогическая поэма», экранизированная Киевской студией в 1955 г., повесть «Флаги на башнях» - также экранизирована там же в 1958 г. А широко известный и необычайно популярный фильм «Путёвка в жизнь» представляет как бы портрет педагогической системы Макаренко. Фильм снят в трёх редакциях: в 1931, 1957 и 1977 гг. Много полезного в «Книге для родителей». Собрание сочинений Макаренко планировалось в 8 томах, до смерти Сталина успели издать семь.
В результате ликвидации беспризорности, развития системы образования и здравоохранения страна социализма получила, в основном, физически и духовно здоровое юное поколение, сформировавшееся в условиях социализма, способное это понять, оценить и посильно принять участие в общем деле со взрослыми.
1929 год стал годом «великого перелома». В колхоз потянулся крестьянин-середняк. Укреплялся союз рабочего класса и трудового крестьянства – залог прочности страны социализма.
В марте 1930 г. в Москве закрыли последнюю биржу труда Советский Союз стал единственным в мире государством, покончившим с безработицей.  Первыми почувствовали перемену к лучшему дети бывших безработных. Первые сталинские пятилетки неузнаваемо изменили страну и жизнь советских людей.
В 1934 г. проходил XVII съезде ВКП(б), на котором Сталин выступил с отчётным докладом ЦК. Это все знают. Но немногие знают, что именно в это время он получил письмо от школьников из Восточной Сибири, из маленького села Новая Уда, в котором 30 лет назад он отбывал царскую ссылку. В письме ребята рассказывали, как изменилось село за годы Советской власти, а также про свою жизнь и новую школу.
Две недели продолжался съезд.. И после него у Сталина было много работы, но он не забыл письмо и нашел время написать ребятам ответ: «Прошу извинить за поздний ответ. Очень тронут вашим приветствием. Желаю вам здоровья и успехов в учении и в общественной работе, Надеюсь, что успешно закончите учёбу и станете энергичными знающими работниками, какие необходимы для нашей страны. Я, Молотов, Ворошилов и Каганович посылаем вам небольшой подарок: радиоаппарат и патефон с пластинками. Думаю, что теперь ваша радиоточка будет приведена в порядок. Привет вам от Молотова, Ворошилова и Кагановича. Желаю вам всего хорошего. И. Сталин»

В 1936 г. зарплата учителей была повышена более, чем вдвое. Строились новые школы. За 22 года в СССР выстроено школ больше, чем за 200 лет самодержавия, и обучение в них стало бесплатным. А в 1939 г. более 4000 сельских учителей были награждены орденами Советского Союза, 400 из них получили высшее отличие страны – орден Ленина. Награждали даже школьников. Например, грузинская школьница Этери Гванцеладзе была награждена за отличную учёбу орденом «Знак почёта». В составе грузинской делегации она побывала в Кремле, а после официальной части её пригласил к себе домой Сталин. В семье вождя она провела несколько незабываемых часов, познакомилась с дочерью Сталина Светланой.
В годы индустриализации развилась необычайная тяга советских детей к творчеству и изобретательству. Открываются дома изобретателей. Издается множество технических, сельскохозяйственных журналов, включая и детские. В конце 30-х стране существовало 750 детских технических и сельскохозяйственных станций, помимо несчётного количества всевозможных школьных кружков. Центральная станция ЦДТС работала уже с 1928 г. Развитие всех видов творчества способствовало воспитанию творческого отношения к труду. В этом, как и в «великом почине» коммунистического субботника, на заре строительства социализма уже проявлялись ростки коммунизма. Благодаря Ленину и Сталину, партия училась вовремя их распознавать и всемерно поддерживала.
Развитие радиовещания в Советском Союзе способствовало рождению массового радиолюбительства. Юные изобретатели помогали продвигать радио в далёкие сёла. Там, куда электричество ещё не пришло, мастерили детекторные приёмники, телеграфные аппараты. Ученик 7 класса из г.Сталино Андрей Магаюнов в 1938 г. сконструировал всеволновую радиолу на металлических лампах.
Успехи СССР в авиастроении, знаменитые дальние перелёты и рекорды советских лётчиков и лётчиц развили большой интерес ребят к авиамоделизму, планеризму. Помимо этого, ребята строили модели кораблей, паровозов, автомобилей, тракторов, модели производств и пр. Детские журналы публикуют чертежи, схемы, формулы, расчёты. Изобретение 14-летней пионерки из Челябинской области Раи Нагорных – тракторная прицепка для бороньбы – принято авторитетной комиссией и передано для практического внедрения.
Большую роль играла помощь ребят в коллективизации сельского хозяйства. Руководство страны очень её ценило. С юными селекционерами вел переписку Мичурин. Ребята увлечённо трудились в полеводстве, животноводстве, птицеводстве. Внедряли всё новое (инкубаторы и пр.), изобретали своё (автопоилки, датчики влажности зерна и пр.). Очень интересно об этом рассказывает повесть армянского писателя В.Ананяна «На берегу Севана» (1949). По книге снят фильм «Тайна горного озера» (Ереван,1954).
На открывшейся в августе 1939 г. Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ, позднее ВДНХ) в Москве большая площадь и специальный павильон были отведены юным натуралистам (юннатам). А само юннатское движение родилось почти сразу после революции, в 1918 г. Именно тогда в Москве была создана Центральная станция юных натуралистов.
А как оказался пионер из Тульской области Миша Кулешов в Москве на совещании передовиков животноводства? О чём он выступал там, и почему его выступлению аплодировал весь зал и даже сам Сталин? Миша инициатор детского шефства над колхозным молодняком. 5 лет назад он и его пионерское звено из 6 человек взяли шефство над 18 телятами и 10 жеребцами и так организовал уход, что вывели колхоз на 1-е место в области по упитанности и сохранности молодняка. Миша рассказал, что сам он вырастил племенного быка и двух жеребят, вполне пригодных для Красной Армии. Над коневодством шефствовал тогда герой гражданской войны кавалерист С.М.Будённый, необычайно популярный у ребят. Когда стихли аплодисменты, ободрённый Миша ещё посетовал, что нет в его колхозе дома пионеров. Уже на следующий год он был построен, а восьмиклассник Коля награждён орденом.
Движение детского шефства было подхвачено в стране. Пионеры из Калининской области Коля Кузьмин и Витя Войдальский, шефствуя над колхозными телятами, вырастили 144 телёнка. Оба награждены орденами «Знак почёта» и, окончив школу, учатся в Ленинграде. А пионеры их отряда продолжили шефство и стали участниками ВСХВ. Было много других пионеров-орденоносцев.
Вот 11-летняя таджикская пионерка Мамлакат Нахангова. Она первая среди пионеров была награждена орденом Ленина за трудовой героизм и высочайшую социалистическую производительность труда. Работая после уроков вместе с классом на колхозном поле, применив новый способ уборки хлопка (двумя руками), собирала 90, 100 и более килограмм, перевыполняя норму в несколько раз. Работала очень чисто А ещё она вместе с подругами принимала участие в ликвидации неграмотности в Таджикистане  Орден вручил ей в Кремле сам М.И.Калинин. Мамлакат была принята Сталиным. Сталин подарил ей золотые часы. Мамлакат была тепло встречена также Крупской, Калининым, Ворошиловым и др. руководителями.
Движение, начатое Мамлакат, нашло последователей и помогло увеличить сбор хлопка. А ведь хлопок – это не только ситец, но и порох. До революции свыше 70% хлопка ввозилось из-за границы. А теперь СССР обретал хлопковую независимость.
За две пятилетки в СССР построены и реконструированы тысячи предприятий, резко выросла производительность труда. Колхозы и совхозы стали основными производителями сельскохозяйственной продукции, они оснащены тракторами и комбайнами. Узким местом стала транспортная сеть. На западе сгущаются тучи близкой войны. Транспортная сеть расширяется, но нуждается в дополнительных кадрах. Растёт интерес к работе на транспорте и у детей, и Советская власть идёт навстречу.
В 1936 г. нарком путей сообщения Л.М.Каганович принял делегацию юных железнодорожников из Днепропетровска. Ребята сами выстроили и сами же работают на Малой Сталинской железной дороге в парке культуры и отдыха. Трасса всего 2 км, но на ней 2 тоннеля, две станции, депо. Начальник станции 15-летняя Нина Бокач сдала рапорт наркому.
Вскоре открыты ещё 10 детских железных дорог: в Тбилиси (1937), Горьком (1939), Ашхабаде, Ростове-на-Дону, под Москвой (3-х километровая Малая Ленинская, параллельно «взрослой» Ленинской) и др. ДЖД в Горьком протяженностью 9 км перевозила не только детей, но и рабочих на Горьковский автозавод (ГАЗ). Первый поезд вела юный машинист, отличница 10 класса школы № 50 Женя Герман. Обе конечные станции: «Родина» и «Счастливая» построены в стиле замечательной сталинской архитектуры: с арками, шпилями, большими часами, фигурами пионеров по карнизу, с прекрасными интерьерами. Законом Сталинской эпохи было: «Всё лучшее – детям!». И ведь это накануне тяжёлой войны!
На Кировских островах в Ленинграде в апреле 1937 г. заложен детский морской порт по берегу Финского залива. Заказчик Ленинградский дворец пионеров. А в Баку уже три года работает детский морской порт, где ребята овладевают морским делом. Многие сдали нормы на значок «Юный моряк» и получили звание старшин.
Про Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени дворец пионеров им.А.А.Жданова стоит рассказать особо. Целый квартал занимает в центре города красивое многоколонное здание, выходящее на Невский проспект. Этот памятник архитектуры, творение зодчих Кваренги, Росси и др., бывшая царская резиденция Аничков дворец был передан в 1937 г. детям. Невозможно кратко рассказать о множестве секций, кружков, студий в 300 комнатах Дворца, в которых с увлечением занимались тысячи школьников, многим Дворец помог определить свою будущую профессию. Здесь занимались в свои школьные годы будущие лётчики-космонавты Шаталов и Гречко, пела в хоре будущая Народная артистка СССР Е.Образцова, танцевал будущий главный балетмейстер Театра оперы и балета им.С.М.Кирова О.Виноградов, отсюда вышли писатели, поэты, шахматисты, олимпийские чемпионы и др. знаменитости.
В те же 30-е годы Дворцы пионеров открылись в Харькове, Горьком, Ташкенте, Куйбышеве, Тамбове, Саратове. В крупных сёлах образовались Дома колхозных ребят. К концу 1937 г. их около 8 тысяч.
Широкое развитие получает физкультурное движение молодежи и массовый спорт. Причём главное внимание уделялось именно массовому спорту, а не профессиональному.
В Москве 18 июля 1939 года проведён физкультурный парад. Сохранилась его цветная киносъёмка: фильм "Цветущая юность" (1939). Советские ребята ежегодно сдавали нормы на значки «БГТО» (будь готов к труду и обороне), «ПВХО» (противовоздушная и противохимическая оборона), «ЮВС» (юный ворошиловский стрелок) и др.
Большой популярностью пользовался детский туризм. Это был часто познавательный туризм, дополняющий знания, полученные на уроках, например, краеведческий туризм, путешествия по родной стране, участие в экспедициях (исторических, геологических, фольклорных и т.д.). Мысль о привлечении жителей к изучению своего края впервые созрела у Ломоносова при составлении им «Ландкарты Российской». Первые сталинские пятилетки находили отражение в школьных программах, и мысли школьников направлялись педагогами к изучению производительных сил и природных богатств страны, к изысканию дополнительных местных ресурсов и т.д. Отдыхая и познавая, ребята старались принести пользу своей Родине. В этом им помогали учителя, родители и другие опытные взрослые. Школьники знакомились на экскурсиях с работой заводов и колхозов, собирали минералы, высокоурожайные семена, лекарственные травы, а в городах металлолом и макулатуру. В сёлах устраивали читку газет и выступали с художественной самодеятельностью. Примета того времени – выступления агитбригад «синеблузников».
Летом в три смены по 40 дней работали пионерские лагеря. При участии подготовленных комсомолом опытных и увлечённых вожатых жизнь в лагере была насыщенной, интересной и творчески разнообразной. Особенно нравились ребятам пионерские сборы у костра, на которых нередко приглашались интересные, бывалые люди. Ещё молоды были участники и свидетели и гражданской войны, свежа память у революционеров и подпольщиков. Время в пионерском лагере и особенно пионерские сборы у костра были хорошей школой дружбы, нередко интернациональной. У детей развивалось чувство патриотизма и международной дружбы и солидарности. Они получали необходимые навыки преодоления препятствий, укрепляли силу, вырабатывали выносливость. Всё это так нужно был стране накануне уже брезжившей войны.
Свои детские лагеря отдыха строили и многие предприятия. Таков, например, был замечательный детский городок отдыха Московского автозавода им.Сталина (ЗИС), построенный под Москвой.
А кто не слышал про всесоюзный пионерский лагерь «Артек» в Крыму, на Чёрном море? Инициатором создания  1925 гв. оздоровительного лагеря на бывшем фешенебельном курорте для избранных был революционер и врач З.П.Соловьев. 16 июня в Артеке была проведена первая пионерская линейка. Этот день стали считать днём рождения Артека. В 1936 г. торжественно отметили 15-й день рождения. Лагерь разросся. Теперь он состоял из трёх больших отделений – верхнего лагеря, нижнего, у моря, и правительственного курорта на мысе Суук-Су, переданного Советским правительством Артеку..Около тысячи ребят отдыхают в Артеке ежегодно. За 15 лет здесь побывало 15 тысяч детей 67 национальностей, в том числе из борющейся с фашистами Испании. В Артек посылают лучших из лучших советских ребят – детей-героев, отличников учёбы, особо активных и инициативных ребят. Сюда направил ЦК Комсомола на отдых и таджичку Мамлакат. Здесь она познакомилась с другой замечательной пионеркой Гулей Королёвой, которая с трёх лет снималась в кино, и с многими другими ребятами. Разъезжаясь по домам через Москву, артековцы побывали в гостях у шефа. А шеф Артека - почётный артековец и глава Советского правительства В.М.Молотов. Он почти ежегодно приезжал в Артек, а сейчас пригласил артековцев с вожатыми к себе. Вот на таком уровне стояла в Сталинском СССР забота о детях. 10 миллионов рублей – таков годовой бюджет «Артека».
В 1936 г. на экраны вышел фильм «Концерт Бетховена» с бодрой пионерской песней «Эх, хорошо в стране советской жить!». А и правда – хорошо было!
Возможно, этот фильм дал толчок к проведению в Москве Всесоюзного смотра юных музыкантов - воспитанников музыкальных школ в апреле следующего года и подсказал идею организации широких смотров юных талантов. Ведь помимо растущей сети музыкальных школ, художественных и театральных студий в стране уже действовали 120 домов художественного воспитания.


Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.