Дождались.... промышленности (Курганская область)
В Катайске (Курганская область) может появиться грибоводческий комплекс, который будет производить в год 10 тысяч тонн шампиньонов.
(Везде выделяю цветом я) На днях директор областного Департамента агропромышленного комплекса Владимир Архипов вместе с инвесторами обсудил план по запуску проекта. В Катайске уже подобрали территорию площадью 900 гектаров, расположенную вдоль трассы. Это поможет обеспечить логистическую доступность. Планируется, что это будет предприятие замкнутого цикла, которое будет производить 10 тысяч тонн шампиньонов в год и 36 тысяч тонн компоста. Предполагается, что от начала строительства комплекса и до его запуска понадобится примерно полтора года. Сейчас департамент АПК прорабатывает технические моменты: оформление земельных участков, техприсоединения к электросетям, включение в Реестр инвестиционных проектов региона в раздел «Сопровождаемые» и список резидентов территории социально-экономического развития «Катайск».
А тем временем: Мусорная реформа в Курганской области принимает странный оборот. Она как бы есть, но ее как бы нет. Со страниц многих пабликов в соцсетях призывают не оплачивать полученные от «Чистого города» квитанции. Возможно, в этом есть резон. 12 февраля житель г. Кургана Еремин подал в Областной суд заявление о нарушении законодательства при утверждении Территориальной схемы обращения с отходами. Предыстория вкратце такова: при создании схемы в апреле 2019 года в нее внесли 11 объектов для размещения твердых бытовых отходов (то есть свалки), схему утвердили в мае. После чего — в мае же — Министерство природных ресурсов РФ обнародовало требования к этим объектам. В итоге 7 из 11 курганских свалок оказались не соответствующими требованиям, а значит, незаконными. Знали ли об этом в курганском Департаменте природных ресурсов весной? Вероятнее всего, что да, но приказ об отказе во включении этих 7 свалок в перечень объектов для размещения ТБО Департамент издал только в ноябре. Спорные, а точнее — незаконные свалки — находятся в Каргапольском, Сафакульевском, Катайском, Петуховском, Частоозерском и две в Щучанском районах. Они не соответствуют требованиям в том числе и из-за опасной близости к населенным пунктам. Следовательно, вся Территориальная схема изначально была нежизнеспособной. Тем не менее, мусорная реформа стартовала — тянуть было уже некуда, Курганской области и без того была дана отсрочка на год. Федеральный закон обязывал начать работу с 1 января 2019 года. Однако год потеряли - ничего конструктивного сделано не было. Тогда, в конце 2018, конкурс на регоператора выиграла тюменская компания «Рифей», этот момент совпал со сменой губернатора в области, и соглашаться с высокими мусорными тарифами «Рифея» было нельзя. «Рифею» было отказано, тариф пересчитан в сторону снижения. На новый конкурс заявился лишь один участник - «Чистый город». Он и выиграл.
- Сегодняшний тариф — 88 руб. с человека — в рамках принятой схемы вполне рентабелен, но дело-то в том, что Схема незаконна, - говорит председатель реготделения «Российского экологического общества» Сергей Завьялов. — Если ее пересмотреть в соответствии с требованиями Минприроды, то расстояния от свалки до свалки увеличатся, поменяется логистика, поменяются потоки, это приведет к увеличению тарифа. Курганские власти явно поспешили с реформированием системы. Очевидно, что вникать и разбираться было некому, как говорится, коней меняли на переправе, и заботы тогда были поважнее мусора. И не одна Курганская область оказалась в тисках федерального законодательства — по стране в разных регионах 11 регоператоров по вывозу мусора находятся на грани банкротства и им срочно нужна финансовая помощь государства. Об этом рассказал представитель вице-премьера Виктории Абрамченко. Он уточнил, что правительство сейчас думает над механизмами помощи тем операторам, у которых возникли финансовые проблемы.
«Региональные операторы были выбраны в прошлом году во всех российских субъектах. Но уже с первых месяцев внимание центра к затеянным изменениям начало заметно ослабевать, а, между тем, в регионах началась полная чехарда. Решать проблемы регионов весь 2019 год никто не торопился. Субъекты жаловались на отсутствие консультативной и финансовой помощи. То, что все идет далеко не по плану, профильные чиновники признали лишь перед самым 2020 годом», - поясняют эксперты.
Признали — и все равно запустили реформу, убоявшись федерального центра. Судя по тому, что «Чистый город» вступил в игру и даже не удосужился расставить мусорные контейнеры — дело далеко от решения государственной задачи. Зато квитанции для оплаты разослать не забыл. Иначе как узаконенным воровством это назвать нельзя. Хорошо, что за людей заступились силовики. Курганская межрайонная природоохранная прокуратура вынесла компании предостережение о недопустимости начисления платы за неоказанные услуги.
А тем временем: В Курганской области судят инвестора. Хотят оштрафовать на 400 тыс. рублей. Инвестор, который вложил в экономику Курганской области свыше 360 млн. рублей и бесперебойно отапливает более 40 населенных пунктов, утверждает, что уголовное дело имеет заказной характер. Ситуацией заинтересовалась Москва.
Курганской области завершается уголовный процесс. 18 февраля, Юргамышский районный суд вынесет приговор учредителю и директору ООО «ТеплоРесурс» Леониду Бычкову. Он обвиняется по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере). Санкция статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы. На прошлой неделе в суде прошли прения сторон, и прозвучало последнее слово обвиняемого. Леонид Бычков сообщил, что ООО «ТеплоРесурс» построил и эксплуатирует котельную и тепловые сети в рабочем поселке Юргамыш. Предприятие начало работу в 2015 году, когда предыдущий арендатор расторг договор с муниципалитетом и полностью вывез свое оборудование. Местные власти обратились к Леониду Бычкову с просьбой его заменить. До очередного отопительного сезона оставались считанные месяцы, и возникала угроза, что он будет сорван, а семь с половиной тысяч населения поселка замерзнут. Леонид Бычков согласился. Опыт в отоплении населенных пунктов у него был. В 1993 году он основал в Екатеринбурге холдинг, который сейчас называется «Уралкотел». Предприятие занялось производством котельного оборудования различных модификаций. Бизнес пошел. В климатической зоне, где 8-9 месяцев длится отопительный сезон, оказалась востребованной продукция «Уралкотла».
— В определенный момент я почувствовал, что котлы мало производить. Их можно и нужно самим обслуживать. Ведь кто, как ни мы, производители, знаем, как это делать лучше всего? - рассказал подсудимый.
В Зауралье холдинг эксплуатирует 65 котельных и тепловых сетей в более чем 40 населенных пунктов десяти районов. От него зависит жизнеобеспечение порядка 40 тыс. зауральцев. Это население двух средних районов, или седьмая часть населения Кургана.
— За все годы присутствия предприятий холдинга «Уралкотел» в Курганской области не было ни одной жалобы, чтобы мы сорвали начало отопительного сезона или посреди зимы создали ситуацию ЧС. Напротив, руководители муниципалитетов и местные жители только благодарят нас. Говорят, с начала работы наших котельных они забыли, что такое отопительные приборы, разорительно мотающие электричество в каждой комнате, и пар изо рта, когда вечером ложишься спать под тремя одеялами, - заявил в суде обвиняемый. На предприятиях в Зауралье «Уралкотел» создал около 400 рабочих мест. Все они предоставлены местным жителям — «это наш вклад в решение острой проблемы безработицы в сельской местности», говорит руководитель холдинга. Все сотрудники получают «белую» заработную плату. Задержек по ее выплате никогда нет. Налоги и взносы во внебюджетные фонды «Уралкотел» тоже платит своевременно и в полном объеме.
— Мы выступаем за честные отношения с государством и персоналом, соблюдаем стандарты социально ответственного бизнеса, - утверждает Леонид Бычков. По его словам, в других регионах, где работает «Уралкотел», происходит то же самое. И только в Курганской области у холдинга стали возникать проблемы. Почему?
— Возможно, кому-то не понравилось, что мы продаем тепловую энергию на 20-30% дешевле, чем котельные в других населенных пунктах. Ведь давно известно, что тарифы в Курганской области — самые высокие в УрФО. Своей ценовой политикой мы просто могли перейти кому-то дорогу, поставить под угрозу чей-то бизнес. Высокодоходный бизнес, построенный на беззастенчивом обдирании населения — и без того, кстати, небогатого, - выдвигает версию обвиняемый.
По его словам, в начале зауральские предприятия «Уралкотла» затерзали проверками. Потом обложили штрафами. Впоследствии незаконность тех и других признали суды. Однако попытки «закошмарить» бизнес Леонида Бычкова не прекратились. Инициатором выступил Курганский отдел Уральского управления Ростехнадзора, который возглавлял Павел Москвин. С ним у свердловского инвестора сразу не сложились отношения — Бычков, по его словам, отказался играть по установленным в Зауралье правилам.
— Раньше все вопросы решались через «подарки». Когда к нам приезжали с рейдом специалисты Ростехнадзора, мы им отдавали гусей, водили их в баню, накрывали им столы. Сейчас же мы работаем в рамках закона, - сообщила СМИ глава районного центра Альменево Светлана Рыжкова, который также отапливает котельная «Уралкотла». Леонид Бычков был вынужден обратиться за поддержкой к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову. Российский бизнес-омбудсмен приехал и ознакомился с ситуацией на месте. Реакция была соответствующей: — Волосы дыбом встают, когда знакомишься ближе с такой ситуацией. Предприниматели пытаются обеспечивать теплом малые города России, сами делают оборудование, нормальное по качеству, работающее дольше, чем у конкурентов. Налаживают нормальное теплоснабжение там, где его не было долгие годы. И тут же приходит государство и говорит: «Не положено», - обрисовал ситуацию Борис Титов. Его вмешательство, а также информация о возможных коррупционных нарушениях сделали свое дело: Павла Москвина убрали с должности руководителя Курганского отдела Ростехнадзора. Но перед уходом он успел направить в силовые органы заявление. На их основе в отношении Леонида Бычкова возбудили уголовное дело. Суть обвинения сводится к следующему.
2016 году в Федеральный закон №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесли изменения. Газовая котельная в Юргамыше, которую эксплуатирует ООО «ТеплоРесурс», по версии следствия, стала относиться к объектам 3 класса опасности. Она должна была получить лицензию, но не сделала этого. Выходит, эксплуатирование котельной является незаконной предпринимательской деятельностью, а полученный ею доход, около 20 млн. рублей — извлечением дохода в особо крупном размере. У Леонида Бычкова своя точка зрения. Он полагает, что курганский Ростехнадзор и его тогдашний руководитель Павел Москвин неверно интерпретировали букву закона. Они сознательно (или нет?) использовали не тот критерий при определении класса опасности Юргамышской котельной.
— Ростехнадзор и Москвин посчитали, что главным критерием является давление газа, и по нему котельная действительно подпадает под 3 класс. Но этот критерий, по закону, должен применяться только к объектам, которые занимаются транспортировкой газа. Я же считаю, что Юргамышская котельная не транспортирует, а потребляет природный газ. И к ней, все по тому же федеральному закону, должен применяться критерий не давления, а количества опасного вещества, которое одномоментно находится на производственном объекте. К 4 классу опасности относятся объекты, где скапливается свыше 1 тонны опасного вещества. А в трубопроводе, оборудовании и на горелках Юргамышской котельной одномоментно находится только около 900 граммов газа. Следовательно, она не подпадает даже под 4 класс опасности, который, кстати, признан неопасным. То есть, по федеральному закону, Юргамышская котельная не является опасным объектом и, я считаю, не обязана получать лицензию, - объясняет свою позицию Леонид Бычков. Завтра, 18 февраля, свердловскому инвестору вынесут приговор. Государственный обвинитель просит назначить ему наказание в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей. Но сам Бычков не признает себя виновным:
— Является ли моя предпринимательская деятельность незаконной? Нет. Она и до, и после внесения в 2016 году изменений в законодательство проходила и проходит в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
— Является ли Юргамышская котельная опасным производственным объектом? Нет. Она не транспортирует, как утверждает гособвинение, а потребляет природный газ. И делает это в таком количестве, которое меньше даже 4 класса опасности, который федеральный закон относит к неопасным.
— Извлек ли я от своей предпринимательской деятельности крупный доход? Нет. Доходы Юргамышской котельной полностью соответствуют тарифам, которые ей устанавливал Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. И из доходов нужно вычесть расходы, которые занимают львиную долю. Процент рентабельности там — минимальный.
— Сокрыл ли я от государства налоги? Тоже нет. Наличие или отсутствие лицензии опасного производственного объекта никак не повлияло бы на систему налогообложения Юргамышской котельной. Все, что положено, она платила и продолжает платить в бюджет и внебюджетные фонды вовремя и сполна.
Из-за странного внимания к себе силовых органов инвестор был вынужден передать в аренду 14 котельных в Притобольном районе. Если давление продолжится, Бычков не исключает возможность полного ухода из Курганской области после окончания текущего отопительного сезона.
— Я не буду создавать чрезвычайные ситуации. Я просто передам принадлежащие мне котельные и тепловые сети в аренду муниципалитетам. Но сам работать здесь больше не буду. Я инвестировал в экономику Курганской области более 360 млн. рублей. Я создал в регионе около 400 новых рабочих мест. Уже много лет качественно обеспечиваю теплом большое количество местных жителей, плачу зарплаты и налоги. А что получил взамен? Повестки к следователю и в суд? Зачем мне, 65-летнему человеку, это? - рассуждает свердловский инвестор.
Добавим, что ситуацией заинтересовались в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Бычкову стало известно, что в скором времени бизнес-омбудсмен Борис Титов планирует посетить Курган. Одной из тем обсуждения с руководством области, вероятно, станет история с Юргамышской котельной. (отсюда)